|
Автомобильный невроз: машина как способ структурирования жизниАвтор статьи: Екатерина Пестерева
Машина в наше время, безусловно, предмет престижа. Нравится тебе ее водить, не нравится – не важно. Без автомобиля современный человек воспринимается как какой-то неполноценный, особенно мужчина. Знаю девушек, которые даже не знакомятся с парнем, если у него нет машины. Мол, что это за мужик такой, если он даже на машину заработать не смог. Правильно это или нет – не знаю, не об этом сейчас хочу сказать. А хочу заметить вот что. Личный автомобиль – это, конечно, престижно и приятно, это комфорт и независимость. Особенно хорошо, когда его приобретение на самом деле облегчает жизнь тебе и твоим близким. Однако не кажется ли вам, что нынешний автомобильный культ вызван не только соображениями удобства и практичности. Ведь большинство людей не просто покупает машину, потому что она действительно нужна. Сейчас все чаще можно увидеть сценарий, по которому ее покупка и содержание становится банальным способом себя чем-то занять, точнее – убежать от себя. Машина не только облегчает жизнь, она еще и организует ее и подчас многим заменяет/создает смысл жизни. В. Франкл писал о «синдроме менеджеров», которые стремятся заполнить свою жизнь событиями и работой до краев, лишь бы не задумываться о себе и о том, доволен ли ты на самом деле жизнью и есть ли в ней какой-то смысл, кроме приобретения дорогостоящих товаров. Покупка и содержание машины, особенно когда она становится самоцелью, - это мероприятие, требующее от простого смертного довольно больших усилий, далеко не каждый сегодня может позволить себе сразу оплатить всю стоимость автомобиля. Гораздо чаще машина покупается в кредит, который потом долго и нудно гасится. И человек попадает в замкнутый круг: машина нужна, чтобы ездить на работу – на работу нужно ездить, чтобы выплатить кредит за машину. И – хоп – теперь твоя жизнь проста и понятна. Теперь по утрам, хочешь не хочешь, а приходится вставать и тащить себя на работу. И не важно, что работа не любимая, не важно, что совсем не этим ты мечтал заниматься и ты вообще не на своем месте, главное, что здесь платят, пусть пока так, вот выплачу за машину – там подумаем. И вот он ездит на красивой (или не очень) машине, простаивает в сумасшедших пробках, сетуя в соцсетях на дороговизну бензина. Жизнь организована и заполнена от и до. Тебе больше не нужно думать, для чего ты живешь, ведь сегодня вечером ты едешь на мойку, а завтра зарплата и можно ехать в банк, чтобы внести оплату за кредит. Тебе всегда есть чем заняться. В итоге в глубине души человек оказывается даже рад. Ведь что с ним было раньше? Раньше у него не было цели, не было заботы. Пока у него не было кредита, он мог даже и не работать вовсе. А если не работать, тогда чем заниматься? С утра проснулся – надо же как-то день прожить! Свобода – она ведь очень тяжела. Мало кто выдерживает, обычно от нее сбегают (см. Э. Фромма «Бегство от свободы»). В свободное время могут ведь и мысли всякие в голову полезть: например, можно начать задумываться, правильно ли я живу, с теми ли я живу, для того ли я живу. Поэтому нужно срочно запрыгнуть в очередное хомячковое колесико и крутить его как сумасшедший, создавая видимость смысла в собственной жизни, и не слышать эти вопросы, на которые обычно сложно дать ответ. «Если кризис пенсионного возраста представляет собой, так сказать, хроническую форму невроза на почве безработицы, то эпизодическим проявлением этого расстройства можно назвать «невроз выходного дня», особую депрессию, которую многие люди испытывают в выходные дни, когда повседневная рутина не оберегает их от ощущения экзистенциального вакуума и они явственно осознают всю бессмысленность своей жизни». (В. Франкл) Наверно, есть люди, для кого автомобиль не становится психологическим костылем по поддержке ЧСВ и способом убежать от самого себя. Но может быть, собираясь направить свой самый ценный ресурс – время жизни – на выплату автокредита и посещение автосервиса, некоторые задумаются, а не перепутали ли они средство и цель местами? И не лучше ли вместо этого социально одобряемого потребительского шага найти своим силам более достойное применение и сделать что-то действительно ценное для себя и близких? «Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно». Тайлер Дерден А вы как думаете?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|