|
Грех, психология греха.Автор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Не секрет, что понятие “грех” (грешность, виновность) традиционно является одним из краеугольных религиозных понятий, лежащих в фундаменте христианского вероучения о спасении и создающих целую систему исцеления или преображения человека и соответствующих взаимоотношений “пастыря” и “пасомого”, в основе которой попытка изменения человека посредством обращения к вере через соответствующие “священнодейства” и “таинства” (крещение, исповедь, причастие, покаяние и др.) как бы освободиться от действия “греха”. Как известно, путь освобождения (очищения) от “грешности” – это путь достижения святости и основа духовного спасения в христианстве и православии. Интерес к понятию и категории “греха” объясняется тем, что это понятие практически в неизменном виде присутствует в религиозном понимании ещё с первых веков христианства и с понятием “греха” в настоящее время связано большое число манипуляций. Суть их в эксплуатации и навешивания на сознание адепта и новообращённого позорного ярлыка и бремени “грешности”, как превращённой формы “вины” и “виновности” без пояснения сути вопроса. Для монашествующих и священства, более удалённых от мира, такое отношение к “греху” не так критично, как для мирян, постоянно пребывающих в миру, поскольку данная установка (вины) очень часто становится средством глубокого обусловливания сознания и психики чрезмерным самоуничижением с вытекающим самоукорением, самогноблением и самоистязанием с утратой радости и смысла жизни. Не секрет, что в ряде случаев подобное самогнобление из чрезмерной “грешности” без греха и “виновности” без вины может доходить до проявлений религиозного мазохизма, членовредительства и суицидов. Ритуальное оскопление было в своё время одной из патологичных форм борьбы с “грешностью” посредством отсечения и повреждения гениталий. Очевидно, что в религиозной литературе прошлых столетий в силу отсутствия соответствующих знаний по физиологии, психологии и устройству когнитивной сферы, понятие “греха” было универсальным и по сути единственным способом описания характера глубокого повреждения человеческого естества эгоизмом (самостью) и страстями. В то же время за последние 100 лет развития науки и психологии понятие “греха” перестало быть универсальным и исчерпывающим, поскольку изучение когнитивной сферы позволило открыть множество механизмов этой самой “грешности”, вплоть да генетического уровня. В результате этого “грешность” человека и природа «грешности» стали частично объяснимыми с физиологической и психологической точек зрения. Так что же такое “грех” с точки зрения естествознания, религии и христианской психологии, как науки о душе ? Начнём с определений. 2. Грех – помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону. Грех – от греч. ἁμαρτία – непопадание в цель, промах – Азбука веры. 3. Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. Грех – это поступок, противный закону Божию; вина перед Господом – Православная энциклопедия. 4. Интегративная психология о грехе:
5. Святые отцы о грехе:
6. А.И. Осипов о грехе:
Из приведенных выше определений вытекает мысль о том, что “грех” – это многосложное понятие и категория, касающаяся как личного поступка человека, так и самой природы человека в её неустойчивости в правде и склонности к произволу (самоволию) и лжи. В наиболее абстрактном смысле “грех” можно понимать, как общую направленность всех устремлений человека от Бога (Духа) в сторону мира (материи), как движении на поводу у чувственности и бесчисленных запросов плоти и физиологии вопреки духовным запросам. В наиболее частном смысле “грех” можно рассматривать, как частный проступок перед совестью, который не раскаян и не исповедан. Таким образом, в наиболее общем духовно-философском и психологическом смысле грех (грешность) можно рассматривать как отклонение жизни (поступков) от предписанного свыше духовного закона, которое ведёт к повреждению человеком самого себя. В этой связи грех и есть промах или не попадание в линию и цель жизни по Богу (Духу). Принцип промаха - тяготение к периферии или застревание на всех уровнях, кроме духовного (коллективного бессознательного)
Из слов уважаемого профессора МДА А.И. Осипова недвусмысленно вытекает мысль о том, что, следует различать три уровня залегания «греха» в природе человека:
Что же представляют собой эти три вида и уровня греха и насколько к ним применимо понятие «грех» ?
Таким образом, следует разграничивать понятие повреждения природы человека (первородное, родовое) и собственно, грех личный, как нравственное преступление перед своей совестью и высшим духовно-нравственным законом. Говоря о «грехе», нельзя обойти стороной механизма работы греха в когнитивной и душевно-духовной сфере. Главным инструментом по отслеживанию греха в душевно-духовной сфере является совесть, как практическое сознание добра и зла.
Таким образом, любому злу, как форма проявления «греха», в душе человека противостоит совесть, как способность интуитивного распознавания зла, проявляющая себя тремя основными функциями:
Святитель Феофан Затворник в своём труде «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» выделяет следующие ступени вхождения любого греховного помысла и страсти в душу: 1-й уровень глубины входа (мысленный) — ум, когда порочная мысль или образ только оказывается в фокусе внимания и не переходит на уровень чувства и воли (желания). 2-й уровень глубины входа (чувственный) – чувство, когда ложная мысль не останавливается на входе, а связывается с чувством и порождает желание, включая волю. 3-й уровень глубины входа (желательный) — воля, — когда ложная мысль не останавливается ни на первом, ни на втором уровнях, а соединяясь с умом, чувством и желанием (волей), порождает решимость (намерение) за которым неминуемо следует и ложное действие, именуемое собственно грехом.
4-й уровень глубины входа (решительный) – намерение, — когда ложная мысль, облечённая в мыслеформу, обретет силу решимости (намерения) к её исполнению. 5-й уровень глубины входа (деятельностный) – действие (акт), — когда ложная мысль, облечённая в мыслеформу лжи, получив импульс силы намерения, реализуется на практике. По существу, святитель Феофан описал психологическую схему проникновения в душу человека любого зла и “греха” — от мысли – до действия. Как видно из данной схемы, существует несколько промежуточных ступеней, на которых любое зло или страсть (грех) ещё можно остановить, не допустив его реализации (осуществления). Остановить любое зло от воплощения можно: На уровне ума, т.е. между умом и чувством (на уровне помысла), На уровне чувства, т.е. между чувством и желанием (на уровне чувствования), На уровне желания, т.е. между желанием и намерением (на уровне воли), На уровне решения, т.е. между решением и действием (на уровне решения). Как говорит святитель Феофан, первые три ступени происходят обычно очень быстро (в одно мгновение) и сложно сделать разделение ума, чувства и воли (желания), но следующая стадия образования решимости имеет более значительную задержку и не срабатывает автоматически.
Таким образом, остановка и застревание во грехе (запретном плоде) является основанием для установления с ним порочной связи. В то же время, на стадии образования решения (решимости) происходит существенная задержка, связанная с актом действия, как высшим актом воли, который должен быть окончательно верным. Вот почему на этой стадии как бы ещё раз всё тщательно взвешивается в последний раз перед «отрезанием», т.е. осуществлением воли.
Аналогично и между образованием решимости и действием всегда есть задержка, когда решение ещё может быть отменено и не допущено к реализации:
Таким образом, любой грех, как повреждение души, имеет две стадии своего развития:
Глядя на эту последовательность этапов и ступеней осуществления человеком любого зла и “греха”, можно заметить, что совесть является единственным инструментом, стоящим на защите интересов души, как голос Божий в сердце, который не молчит, но пытается достучаться до ума и остановить зло (грех). Если совесть развита, то любое зло (грех) можно остановить ещё на самой первой стадии (ума) или на стадии образования решения. Как выясняется, кроме совести, есть ещё несколько высших инструментов ума, способных останавливать любой грех. К этим инструментам относятся:
Говоря о грехе, как форме духовного «промаха» или повреждения человеком самого себя, нельзя не сказать о том, что бывает не только осознанный грех, но и грех совершенно искреннего заблуждения (от сердца), поскольку «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Мф. 15;19-20) Таким образом, чувство сердечное может и ошибаться, если находится под влиянием эгоизма (страсти) в отрыве от высшего ума и совести.
Святитель Феофан делает откровение о том, что в расстройстве совести можно различать два типа отклонений, как видов «грехов»: • — ненамеренные (искренние заблуждения)
Тем не менее, наибольшее повреждение или искажение совести имеет место тогда, когда совесть попадает под влияние ЭГО (Я), ведомого высшими страстями духа – гордыней и тщеславием.
Понятие «греха» может иметь разный смысл в зависимости от уровня его рассмотрения.
Можно ли визуализировать грех ? Грех можно условно представить в форме тени, имеющей место в душе человека, которая создаётся страстями и проступками высшего духовно-нравственного закона, создающими хаос и узлы противоречий, которые и представляют собой спутанность сознания и соответствующих смыслов (логосов). Условная схема телесного, душевного и духовного состояния когнитивной сферы с точки зрения упорядоченности смыслов. . Каким образом можно работать с «грехом», накапливающимся в душе ? Наличие греха в самой природе человека, как формы повреждения (первородного и родового), подводит к необходимости регулярной психической и душевно-духовной «гигиены» или процедуры «очищения» души от неизбежно накапливающегося “греха”, как формы повседневной произвольной жизнедеятельности. Если человек не обращает внимания на состояние совести и игнорирует процедуру очищения души, то накапливающийся в душе «грех» постепенно становится тем самым «смертельным ядом», который отравляет душу. Любая грешность, упорствующая в покаянии, проходит следующие неизбежные стадии развития греха и его последствий: 1. – умственная (духовная), на которой грех ещё не укоренился и не стал привычкой, а потому возможно осознание ошибочности (не верности понимания высшего закона) с исправлением, Можно ли в общем виде представить последовательность изменения состояний духа, души и тела человека во грехе ? Можно с известной долей условности:
Смертный грех, как форма противоправной в духовно-нравственном отношении деятельности, полностью изменяет природу и характер жизнедеятельности человека, полностью отделяя его от Бога. Вот почему основные страсти в святоотеческой традиции именуются также смертными грехами (гордость, уныние, гнев, зависть, алчность, блуд, чревоугодие). Но любой грех, даже смертный не действует мгновенно. У каждого человека всегда есть время измениться (покаяться) и смертный исход имеет место только тогда, когда других способов изменения упрямой души уже нет.
Примером проявления «смертного греха» являются онкологические заболевания, затрагивающие все уровни организма человека (духовный, душевный, телесный). Именно глубиной залегания повреждений на уровне духовного сердца и объясняется трудность излечения большинства онкологических заболеваний. Так что же считать грехом с точки зрения современной интегративной психологии ? С точки зрения совренменной психологии "грехом" можно считать не безупречное поведение, восприятие, реагирование, мышление, действие и т.д. как не верное движение энергии и информации внутри души и когнитивной сферы, которое противоречит аналогичному движению энергии и информации извне как Высшему Закону безупречной жизни. Данное противоречие между личным произволом и высшим порядком и есть "грех", вызывающий соответствующие проблемы информационного и энергетического характера, ведущие к разрушению, страданию и гибели духа, души и тела. Есть ли неисправимый и непростительный грех ?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|