Грех, психология греха.

Грех психология греха

Не секрет, что понятие “грех” (грешность, виновность) традиционно является одним из краеугольных религиозных понятий, лежащих в фундаменте христианского вероучения о спасении  и создающих целую систему исцеления  или  преображения  человека  и  соответствующих  взаимоотношений “пастыря” и “пасомого”, в основе которой попытка  изменения  человека  посредством  обращения к  вере  через соответствующие “священнодейства” и “таинства” (крещение, исповедь, причастие, покаяние и др.) как бы освободиться  от действия “греха”. 

Как известно, путь освобождения (очищения) от “грешности” – это путь достижения святости и основа духовного спасения в христианстве и православии.

Интерес к понятию и категории “греха” объясняется тем, что  это понятие практически в  неизменном  виде  присутствует  в  религиозном  понимании ещё с  первых  веков  христианства  и  с  понятием  “греха”  в  настоящее  время  связано большое число манипуляций. Суть их  в  эксплуатации  и навешивания на сознание адепта  и  новообращённого   позорного   ярлыка и  бремени “грешности”,  как превращённой формы “вины” и “виновности” без  пояснения  сути  вопроса. Для  монашествующих и  священства,  более  удалённых  от мира,  такое  отношение  к “греху” не  так   критично, как  для   мирян,  постоянно пребывающих  в  миру,  поскольку данная  установка (вины) очень часто становится средством  глубокого обусловливания сознания и психики  чрезмерным самоуничижением  с  вытекающим  самоукорением, самогноблением и самоистязанием с утратой радости и смысла жизни. Не секрет, что в  ряде  случаев подобное  самогнобление из  чрезмерной “грешности”  без греха  и “виновности” без  вины может доходить до проявлений религиозного мазохизма, членовредительства  и суицидов. 

Ритуальное оскопление  было в своё  время одной  из  патологичных форм борьбы с  “грешностью” посредством  отсечения  и повреждения гениталий.

Очевидно, что  в  религиозной литературе прошлых  столетий  в  силу отсутствия соответствующих знаний по физиологии, психологии и устройству когнитивной сферы, понятие “греха” было универсальным и по сути единственным способом описания характера глубокого повреждения человеческого естества эгоизмом (самостью) и страстями.

В то же время за последние 100 лет развития науки и психологии понятие “греха” перестало быть универсальным и исчерпывающим, поскольку изучение  когнитивной сферы позволило открыть множество механизмов этой самой “грешности”, вплоть  да генетического уровня.  В результате этого “грешность” человека и  природа  «грешности» стали  частично объяснимыми с  физиологической  и психологической точек зрения.

Так что же такое “грех” с точки зрения естествознания, религии и христианской психологии, как науки о душе ? 

Начнём с  определений. 
1.  Грех – действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога) – Википедия.

2.  Грех – помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону. Грех – от греч. ἁμαρτία – непопадание в цель, промах – Азбука  веры.

3.  Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом.  Грех – это поступок, противный закону Божию; вина перед Господом – Православная  энциклопедия.

4.  Интегративная психология о грехе:

«Итак, наш дуалистичный мир — это мир падший, а первородный грех состоит в том, что каждый из нас замкнут в себе. Но вы говорите, что не только восточные, но и западные мистики утверждали, что первопричина греха и ада — в обособленной Самости?

– Да, разумеется. Обособленная Самость и ее лишенное любви стяжательство, вожделение, отчужденность. Похожие по своей сути положения можно найти в сочинениях мистиков разных традиций. Вот моя любимая цитата из примечательного автора Уильяма Ло, английского мистика-христианина восемнадцатого века, я сейчас вам зачитаю: «Здесь вся истина изложена вкратце. Всякий грех, смерть, проклятие и ад — не что иное, как царство собственного «я», различные проявления самовлюбленности, самовозвеличивания и поисков себя, которые отдаляют душу от Бога и ведут к вечной смерти и аду». Или из суфия Абиль Каира: «Нет иного ада, кроме себялюбия, нет иного рая, кроме самоотвержения». Я уж не говорю об утверждении христианских мистиков, что в аду пылает только одно — гордыня…”» (Кен Уилбер, Благодать и стойкость)

5. Святые отцы о грехе:

«…Грех умолчанный есть гнойный вред в душе» (Свт. Василий Великий, Творения, Ч.5, 163).

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, 123)

«Лукавый князь – царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы сделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек душу грехом, все естество ее и всю ее осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного ее члена, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Как в теле (при болезни) страждет не один его член, но все оно всецело подвержено страданиям, так и душа вся пострадала от немощей порока и греха. Лукавый всю душу, эту необходимую часть человека, этот необходимый член его, облек на злобу свою, то есть в грех, и таким образом тело сделалось страждущим и тленным.» (Добротолюбие, Т. 1. Св. Макарий Великий, Наставления о христианской жизни).

«…Ревностное коснение во грехе производит в душах некоторый неисправимый навык. Ибо застаревшаяся душевная страсть или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуются, или делаются и совершенно неисцелимыми, когда навыки, как всего чаще случается, переходят в природу. Посему должно желать, чтобы нам даже и не прикасаться ко злу» (Свт. Василий Великий, Творения, Ч.1 165—166).

6.  А.И. Осипов о грехе:

«Мы должны различать между собою три типа греха:  «личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона;  родовой грех – это понятие достаточно новое, как оказалось, но которое имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом. И третья категория, так называемый первородный грех. Этот вопрос для нас имеет особенно большое значение, поскольку он связан напрямую с пониманием того, что совершил Христос для человечества.» (Профессор МДА, А.И. Осипов, О грехе)

 Из приведенных выше определений вытекает  мысль о том, что “грех” – это многосложное понятие  и  категория, касающаяся как  личного поступка человека, так и самой  природы человека  в  её  неустойчивости  в  правде  и  склонности к произволу (самоволию) и лжи.  В наиболее  абстрактном  смысле “грех” можно  понимать, как  общую  направленность  всех  устремлений  человека  от Бога (Духа)   в  сторону  мира  (материи), как  движении  на поводу  у  чувственности  и бесчисленных запросов плоти и физиологии  вопреки духовным запросам.  

В  наиболее  частном  смысле “грех”  можно рассматривать, как частный проступок перед  совестью, который не  раскаян  и не  исповедан.  Таким  образом, в  наиболее общем духовно-философском  и психологическом  смысле  грех (грешность)  можно рассматривать  как  отклонение  жизни (поступков)  от  предписанного  свыше духовного  закона, которое  ведёт к  повреждению человеком  самого себя. В этой  связи грех  и есть промах  или  не попадание  в  линию  и цель   жизни  по  Богу (Духу).

Принцип промаха -  тяготение   к  периферии  или застревание на  всех  уровнях, кроме духовного (коллективного бессознательного)

 



Из слов  уважаемого профессора  МДА  А.И. Осипова  недвусмысленно вытекает мысль о том, что, следует различать три уровня залегания  «греха» в  природе человека:

  • уровень сознательного (личный грех),
  • уровень индивидуального бессознательного (родовой  грех) и
  • уровень коллективного бессознательного (первородный  грех).

Что же  представляют собой  эти три вида  и уровня  греха  и насколько к  ним  применимо понятие  «грех» ?

  • – личный грех в виде сознательных нарушений совести, как  инструмента духовно-нравственного закона, является тем единственным  видом греха, к которому применимо понятие грех, поскольку мы можем его осознать и значит исправить в самих себе.
  • – родовой “грех” в виде наследственных склонностей, предрасположенностей и болезней грехом считать неправомерно, поскольку мы не выбираем родителей и  бремени  рода, а получаем их по наследству, как форму  наследственной (информационно-генетической) отягощённости. Таким  образом, родовой  «грех» – это следствие повреждения рода.
  • – первородный “грех” в виде наличия у человека  эго ума, как  формы  проявления  его самости,  также  считать грехом неправомерно, поскольку это форма  организации  мышления  есть  повреждение всего человечества,  как  вида,  а не личный грех конкретного человека.

Таким образом, следует разграничивать понятие повреждения природы человека (первородное, родовое) и собственно, грех личный, как нравственное преступление перед своей совестью и высшим духовно-нравственным законом. 

Говоря  о «грехе», нельзя  обойти стороной механизма работы  греха в когнитивной  и душевно-духовной   сфере. Главным  инструментом по  отслеживанию греха  в  душевно-духовной   сфере   является совесть, как практическое   сознание  добра  и зла.

«Как разум назначен открывать человеку иной, духовный, совершеннейший мир и давать знать о его устройстве и свойствах, так совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда впоследствии он должен переселиться. С сею целию она возвещает ему тамошние законы, обязывает выполнять их, судить его по ним, награждает или наказывает. 

Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их. 

По занятиям или действиям в совести видят законодателя, свидетеля, или судию, и воздаятеля (исполнителя).» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О совести, с 366)

Таким  образом, любому злу, как форма проявления  «греха», в  душе  человека противостоит совесть, как  способность  интуитивного распознавания зла,  проявляющая   себя тремя  основными  функциями:

  • — законодательной (утверждающей правду)
  • — свидетельствующей и судебной
  • — исполнительной (карающей)

Святитель Феофан  Затворник  в  своём  труде  «Что есть духовная  жизнь и как  на  неё  настроиться»  выделяет  следующие  ступени  вхождения  любого греховного  помысла  и страсти в  душу:

1-й   уровень  глубины  входа (мысленный) —  ум,  когда   порочная  мысль или образ только оказывается в  фокусе  внимания и не переходит на   уровень  чувства  и воли (желания).

2-й  уровень  глубины  входа (чувственный) – чувство, когда  ложная  мысль не  останавливается  на   входе, а  связывается   с   чувством и  порождает  желание, включая  волю.

3-й  уровень  глубины  входа (желательный)   — воля,  —  когда ложная   мысль не  останавливается  ни на   первом, ни на   втором  уровнях, а  соединяясь с  умом, чувством  и желанием (волей),  порождает  решимость (намерение)  за  которым  неминуемо  следует  и  ложное  действие, именуемое собственно  грехом.

«Заметьте: мысль  породила чувство, мысль с чувством породили желание. Душа полна страстью.  Но все это еще мысленные нечистоты и грешности. До дела еще далеко.  Между желанием и делом всегда стоит решимость на дело с обдумыванием, как его произвести.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как  на  неё  настроиться)

4-й уровень глубины  входа (решительный) – намерение, —  когда  ложная   мысль, облечённая   в   мыслеформу,  обретет  силу   решимости  (намерения) к  её  исполнению.

5-й уровень глубины  входа (деятельностный) – действие (акт), — когда  ложная мысль, облечённая в  мыслеформу лжи,  получив  импульс  силы  намерения,  реализуется на   практике.

По существу, святитель  Феофан  описал  психологическую  схему  проникновения  в  душу человека любого зла  и “греха” —   от мысли – до действия.  

Как  видно из данной   схемы,  существует  несколько  промежуточных  ступеней, на  которых любое  зло  или  страсть (грех)  ещё   можно остановить,  не  допустив   его реализации (осуществления).   Остановить  любое  зло  от воплощения  можно:

На уровне ума, т.е.  между  умом  и чувством  (на  уровне   помысла),

На уровне чувства, т.е. между чувством  и желанием (на   уровне чувствования),

На уровне желания, т.е.  между желанием  и намерением (на   уровне  воли),

На уровне решения, т.е.  между  решением  и действием (на   уровне решения).

Как  говорит  святитель Феофан, первые   три ступени происходят   обычно  очень  быстро (в  одно мгновение)  и сложно  сделать разделение  ума, чувства  и воли (желания), но следующая   стадия образования  решимости имеет более значительную задержку и не срабатывает  автоматически.

«Мысль, чувство и пожелание – страстные – иногда в одно мгновение пробегают по душе, не давая опомниться. В этом  случае они не делают нас виновными, коль скоро, опомнившись при возникновении хоть уже пожелания, прогоним их неприязненным рассерчанием на них. Виновность наша и в помысле, и в чувстве, и в пожелании зависит от нашего промедления на них, после того как заметим их  и не прогоним, а остановимся на них.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как  на  неё  настроиться, Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и   действия. Борьба с ними)

Таким  образом,  остановка  и  застревание  во грехе  (запретном  плоде)  является  основанием для установления с  ним  порочной  связи.

В то же   время, на  стадии образования решения  (решимости)  происходит существенная  задержка, связанная с  актом  действия, как   высшим   актом воли, который  должен быть  окончательно верным.  Вот почему  на  этой стадии как  бы  ещё  раз всё  тщательно взвешивается в  последний  раз перед  «отрезанием», т.е.  осуществлением  воли.

«Между желанием и делом всегда стоит решимость на дело с обдумыванием, как его произвести. Как образуется решимость, не всегда видно. Она в слабом  виде есть уже в желании, потом растет вместе с обдумыванием дела, то есть подбором средств и установлением способов и обстоятельств. Когда все обдумано, завершается и решимость.»  (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как  на  неё  настроиться, Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и   действия. Борьба с ними)

Аналогично и между образованием  решимости  и  действием  всегда   есть задержка, когда решение  ещё   может  быть отменено и не  допущено к  реализации:

«Когда все  обдумано, завершается и решимость. Тогда дело внутри уже совершено. Пред лицом Бога и совести грех уже сделан: заповеди презрены, совесть попрана.  От пожелания до решимости с обдумыванием дела иногда проходит немало  времени.»  (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как  на  неё  настроиться, Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними)

Таким  образом, любой  грех,  как  повреждение души,  имеет  две  стадии своего развития:

  • — внутренний  грех (первые  3 стадии)  до образование греховной  решимости,
  • — деятельностный  грех (две   последние стадии) – намерение  и действие.

«Находит страх Божий, припоминаются и заповеди, и совесть не молчит. Но все их спасительные внушения отвергаются с презорством. Потому в решимости есть уже преступление и грех. Мысль, чувство и желание, хоть всю душу уже заняли, но как будто все еще происходят на поверхности души. Склона к греху еще нет, а есть только позыв на него. Склон начинается с того момента, как душа начнет обдумывать, можно ли и как сделать удовлетворение страсти. Тут душа вступает уже на путь греха.»  (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как  на  неё  настроиться, Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними)

Глядя  на  эту  последовательность  этапов  и ступеней  осуществления  человеком любого  зла  и “греха”, можно заметить, что совесть  является единственным  инструментом,  стоящим  на  защите интересов  души,  как  голос Божий  в  сердце,  который  не   молчит, но пытается достучаться до ума и остановить зло (грех). 

Если совесть развита, то любое  зло (грех) можно остановить ещё  на  самой   первой   стадии (ума)  или  на  стадии  образования решения.

Как выясняется, кроме   совести, есть ещё  несколько высших  инструментов  ума, способных останавливать  любой  грех.  К этим инструментам  относятся:

  • — смирение,
  • — высшее  внимание,
  • — духовное  рассуждение (духовный  ум), как  противоречие помыслам,
  • — молитва.

«Подвизающийся внутренно всякую минуту должен иметь следующие четыре вещи: смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение – поелику сопротивники его в брани суть гордые демоны, – дабы Христову помощь удержать рукою сердца, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание – чтобы не попускать сердцу иметь никакого помысла, хотя бы он и добрым казался. Противоречие – дабы, как скоро усмотрит пришедший (помысл), тотчас с гневом отразить лукавого. Молитву – дабы после противоречия тотчас возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным.» (Преп. Исихий Иерусалимский, Слово  о трезвении)

Говоря  о грехе,  как   форме  духовного   «промаха»  или  повреждения  человеком  самого себя,  нельзя  не  сказать о том, что бывает не  только  осознанный  грех, но   и грех  совершенно искреннего заблуждения (от сердца), поскольку

         «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Мф. 15;19-20)

         Таким  образом, чувство сердечное   может  и  ошибаться, если  находится  под  влиянием  эгоизма  (страсти)  в  отрыве  от  высшего ума и совести.

«Сверх того, совесть не действует одна, отдельно, а берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования. Если сии расстроены в путях своих, то и от совести нельзя ожидать правой деятельности.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, Опыт христианской психологии, О совести, с 367)

Святитель Феофан делает откровение о том, что в расстройстве совести можно различать два типа отклонений, как   видов  «грехов»:

      • — ненамеренные (искренние заблуждения)
      • — намеренные (ложь в угоду страсти и порока)

«Есть невольные, ненамеренные, так сказать, уклонения совести от путей правды, как бы заблуждения, и есть намеренные ее искажения или порча совести от противодействия ей, в угодность порокам и страстям.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, Опыт христианской психологии, О совести, с 368)

Тем не  менее,  наибольшее повреждение или искажение совести имеет место тогда, когда совесть попадает под влияние ЭГО (Я), ведомого высшими  страстями духа – гордыней  и тщеславием.

«Еще большему повреждению и искажению подвергается законодательствующая совесть, если встречается с эгоизмом и ему подчиняется.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, Опыт христианской психологии, О совести, с 368)

Понятие  «греха» может иметь  разный смысл в  зависимости от уровня его рассмотрения.

  • На телесном  уровне (рационального мышления) понятие “грех” во  всей  глубине  и  полноте  практически невыразимо в терминах академической психологии и единственным способом выражения может быть понятие  личного  аморального  и безнравственного поступка или наследственной  отягощённости, как  формы  “повреждения”природы человека (первородного, родового, личного), влекущее соответствующие склонности, зависимости и последствия в виде  психосоматических  состояний, болезни, а  в отдельных случаях  даже  смерти.
  • На душевном уровне (религиозного мышления) понятие “грех” уже может быть выражено частично в терминах нарушения принципов высшего духовно-нравственного закона (Евангельских заповедей), что искажает и повреждает  целомудренную  изначально  природу  человека на всех уровнях (духовном, душевном и телесном), вызывая  болезни, страдания и смерть.
  • На духовном уровне (духовного сознания) понятие  “грех”  может быть  выражено  наиболее  полно и точно  в терминах не верного понимания” высших команд” Духа (Бога), что влечёт за собой различные формы искажения  “благодати”  или  течения высших нетварных  энергий в человеческой системе (дух-душа-тело), вызывая те же самые последствия – саморазрушение, болезни, страдания и смерть.

Можно ли визуализировать грех ?  

Грех  можно условно представить в  форме тени, имеющей   место в  душе человека, которая создаётся страстями и проступками высшего духовно-нравственного закона, создающими хаос  и узлы противоречий, которые и представляют собой  спутанность сознания  и соответствующих смыслов (логосов).

            Условная схема  телесного, душевного и духовного состояния когнитивной сферы с  точки зрения  упорядоченности смыслов.      

.



Каким  образом   можно работать с   «грехом», накапливающимся в  душе ?

Наличие  греха  в  самой природе  человека, как   формы повреждения (первородного и родового),  подводит к  необходимости регулярной психической  и душевно-духовной  «гигиены» или  процедуры  «очищения»  души от неизбежно  накапливающегося “греха”, как  формы повседневной произвольной жизнедеятельности.

Если человек  не  обращает  внимания  на состояние  совести и игнорирует процедуру  очищения  души, то накапливающийся в  душе «грех» постепенно  становится тем  самым «смертельным  ядом», который  отравляет душу. Любая грешность, упорствующая в покаянии, проходит  следующие  неизбежные стадии  развития греха и его последствий:

1. – умственная (духовная),  на  которой  грех  ещё  не  укоренился  и  не  стал  привычкой, а  потому возможно  осознание ошибочности (не верности понимания высшего закона) с исправлением,
2. – душевная,  на которой  грех  уже   становится  навыком  и начинает  овладевать душой, вызывая  боль и  угрызение  совести (из-за упрямства и не желания каяться и меняться),
3. – телесная, на которой  грех  распространяется  на тело  и превращается  в   форму болезни (принудительный способ исправления упрямца),
4. –  исключительная, на  которой  наступает смерть  грешника  (как радикальный  способ  остановки  грешной  души  через  разделение  души и тела).

Можно ли в  общем  виде представить последовательность изменения   состояний  духа, души и тела  человека   во грехе ?

Можно  с  известной  долей  условности:

  1. своеволие (самость),
  2. потеря мира и радости,
  3. душевный дискомфорт,
  4. душевная боль и страдания,
  5. психосоматоз,
  6. хроническое заболевание,
  7. неизлечимое заболевание,
  8. смерть...

Смертный  грех, как  форма  противоправной  в  духовно-нравственном  отношении  деятельности, полностью изменяет природу и характер жизнедеятельности  человека, полностью отделяя  его от Бога.  Вот почему основные  страсти в  святоотеческой   традиции именуются также смертными  грехами (гордость, уныние, гнев, зависть, алчность, блуд, чревоугодие).

 Но  любой  грех, даже  смертный не  действует мгновенно.  У каждого человека всегда есть  время измениться (покаяться) и  смертный  исход имеет  место  только тогда, когда других способов изменения упрямой души уже нет.

«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой». (Св. Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения, с 112)

Примером проявления «смертного греха» являются онкологические  заболевания, затрагивающие  все  уровни организма человека (духовный, душевный, телесный).

Именно глубиной  залегания повреждений  на  уровне духовного сердца и объясняется трудность излечения большинства онкологических заболеваний.

Так что же  считать  грехом с  точки зрения   современной  интегративной  психологии ?

С точки  зрения   совренменной  психологии   "грехом"  можно считать не  безупречное  поведение, восприятие, реагирование, мышление, действие и т.д. как не  верное   движение энергии и информации внутри  души  и когнитивной   сферы, которое противоречит аналогичному движению  энергии и информации извне  как  Высшему  Закону  безупречной  жизни. 

Данное  противоречие  между  личным  произволом и  высшим  порядком  и есть "грех",  вызывающий  соответствующие проблемы информационного и энергетического характера, ведущие к  разрушению, страданию и гибели  духа, души и тела.

При этом не может быть никакого чудесного "снятия" любого вида греха  и в  частности  первородного и родового, как  видов  глубокого   повреждения  души и духа, а может быть только осознание ошибочности личного поступка с признанием этого факта, исправлением и недопущением в дальнейшем.

Таким  образом,  суть  психологии   работы с грехом - это поддержание чистоты и гигиены совести.

Церковное "отпущение" грехов -  это   по сути формальный ритуал, способствующий покаянию и усиливающий эффект раскаяния для тех, у кого не хватает  своих сил  ума  и воли   для осознания глубины  собственного заблуждения.

Есть ли неисправимый  и непростительный грех ?

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические)



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зависть как «смертный грех»
  • Нет как Gunah (гюнах - грех)
  • Когда твой смертный грех гнев
  • Теневая сторона терапии или неидеальные формы по Платону. Смех и грех
  • Наслаждение - это грех?
  • Первосцена и первородный грех.
  • Первородный грех простых решений
  • Конфликт и выбор: первородный грех
  • Грех 7
  • Грех терпения
  • Грех алчности
  • Пленники желаний. Грех плоти.
  • Депрессия или уныние, Болезнь или грех?
  • Про грех и психотерапию
  • Грех смеяться над убогими
  • Страшный родительский грех - непоследовательность
  • Болезнь силлогомания. «Синдромом Плюшкина» - мшелоимство и грех.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Причины греха чревоугодия или "Как победить обжорство"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Как быть с принятием-таким-какой-есть в отношениях. Или как экологично принимать партнёра.
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь