Первородный грех простых решений

Статья о стремлении к значимости и о том, почему мы никак не можем повзрослеть!

«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 3: 1-14)».

В чем суть первородного греха?

Принято считать, что он таится в том, что «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги».
Мне думается, что соблазн запретного плода таится в простых решениях. Точнее говоря — в простом способе стать «как боги». «Достаточно одной таблетки», — говорилось в «Бриллиантовой руке».
Достаточно съесть яблоко, чтобы стать «как боги». Достаточно таблетки, найденной в Интернете, чтобы вылечиться от любой болезни. Достаточно выпить, разжиться «косяком». Ну и, конечно, для того чтобы стать «как боги», достаточно «срубить бабла». Деньги для нашей культуры — главный плод «с древа, которое среди рая».

«Если вы такие умные, то почему такие бедные?

Современные подростки, потребители и распространители «спайсов», говорят своим родителям: «У меня в жизни все будет просто. Мне не нужны все ваши сложности — образование, долгая и трудная работа. Вы со своим образованием зарабатываете едва пятьсот долларов в месяц, а я сшибаю эти деньги за один день».

«Нам нужны эффективные решения», — говорит современная российская государственность, подразумевая простые решения, позволяющие «срубить немного бабла».

Вам никогда не казалось, что все беды нашей страны всегда были связаны с «простыми решениями» социальных проблем? Мы всегда рубили «гордиевы узлы» как капусту вместо того, чтобы научиться их распутывать.

Что значит «быть как боги» в переложении на психологический язык? Это значит — чувствовать свою значимость в глазах окружающих людей, не принимая на себя никакой ответственности: «Я хочу, чтобы все у меня было, и ничего мне за это не было»…

Идеал (или максимум), к которому стремится желание значимости, —это всемогущество, абсолютная власть над другими. История и психология многократно доказывали, что человек не может стать Богом ни для кого, даже для партнера по браку.

Человеку приходится ограничивать свои желания минимумом значимости. Я все время пишу о молодых, но вот слова шестидесятилетнего бизнесмена, достигшего того, о чем младшее поколение только мечтает: «Меня никто не хочет слушать! Им всем некогда! Их не интересует мое мнение!» «Они» — это молодая жена и взрослые дети от первого брака, живущие, разумеется, за его счет.
Бизнесмен считает, что ограничив свою жизнь зарабатыванием денег, окончательно познал «добро и зло», поэтому имеет право указывать ближним, как жить. Для них его указания оказываются безапелляционным судом. «Они» ищут собственной значимости, даже молодая жена, которой он когда-то казался тем самым «яблоком», позволяющим ей стать «как богиня».

Еще раз: так ли сильно «яблоко с древа познания добра и зла» отличается сегодня от «кошелька» или банковской карты? Кошелек мужа моментально придает молодой даме значимость в глазах окружающих. Правда, ей приходится терпеть его «занудство» и его желание власти. Она оказалась в положении рабыни, но об этом, выходя замуж за «кошелек», конкретная «Ева» не задумывалась.
В чем корневая причина глупости и лени, о которых мы говорили в предыдущих статьях? В желании простейшим способом ощутить собственную значимость. Ева и Адам хотели сэкономить время и усилия. «Простые решения» и есть подобная «экономика».
Внимательно читая Книгу Бытия, можно предположить, что в райском саду Бог заставлял Адама и Еву чему-то учиться: Ева ухаживала за садом, а Адам «именовал животных» — возможно, Бог учил его пользоваться языком и описывать свои чувства. Тотемные животные определяли характер первобытного племени — свойства коллективной личности. Поэтому, возможно, «животные» — древняя метафора человеческих страстей.

Наши мифологические прародители не хотели учиться! Они думали, наверное: «Богу хорошо! Можно отдавать указания и не нужно ни за что отвечать».

 

Первородный грех простых решений
Иллюстрация: Илья Кутобой для ТД

 

В пространстве глубинно-психологического дискурса описание причин тайного желания экономии времени и усилий восходит к венгерскому аналитику Шандору Ференци, описавшему феномен «инфантильного всемогущества» в статье «Ступени развития чувства реальности», опубликованной в 1913 году.

Вот несколько фрагментов из этой работы:

«Я имею в виду тот отрезок жизни, который человек проводит в материнской утробе, по сути, — на положении паразита. «Внешний мир» существует для этого зарождающегося существа только в очень ограниченной мере; его потребность в защите, тепле и питании полностью покрывается за счет матери. Ему не надо прилагать усилий для дыхания и питания, так как сама природа позаботилась о том, чтобы кислород и питательные вещества сами поступали в его кровеносные сосуды. Для сравнения: кишечный паразит, например, глист, должен немало потрудиться, чтобы «изменить внешний мир», если он хочет выжить. Забота же о существовании плода целиком возложена на мать. Но если уже в утробе матери человек живет и душевной жизнью, пусть бессознательной, — а было бы нелепо полагать, что душа начинает работать только в момент рождения, — то он должен получить от такого своего существования впечатление, что он всемогущ. Ведь что такое «всемогущ»? Это ощущение, что имеешь все, что хочешь, и больше желать уже нечего.
Следовательно, «детская иллюзия величия» насчет собственного всемогущества — по меньшей мере не пустая иллюзия; ни ребенок, ни невротик не требуют от действительности ничего невозможного, когда не могут отказаться от мысли, что их желания должны исполняться возможно более простым способом; они требуют лишь возвращения того состояния, которое уже было когда-то, того «доброго старого времени», когда они были всесильны…
Невроз есть регресс душевной жизни на ту детскую ступень развития, на которой между желанием и поступком еще не включилась мыслительная деятельность, способная затормозить или отсрочить этот поступок, взвесить его последствия; вместо этого тотчас за желанием следует действие, направленное на исполнение этого желания: какое-то движение, которое может предотвратить неудовольствие или приблизить удовольствие. Известно, что маленькие дети почти рефлекторно тянут руку к любому приглянувшемуся им предмету. Они также изначально не способны отказаться от какого-нибудь «озорства», доставляющего удовольствие, если есть побуждающий к этому раздражитель. Один маленький мальчик, которому запрещалось ковырять в носу, ответил матери так: «Я и не хочу, а моя рука хочет, и я не могу ей помешать»».

Для младенца «действие, направленное на выполнение желания», может оказаться только простым действием: криком, плачем или взмахом руки. За этим действием следует «чудесное» исполнение желания и отказ от ответственности: «Это не я виноват, но моя рука!» «Это «жена, которую Ты мне дал», виновата в том, что я не смог достичь значимости (всемогущества)».

Со времени своего пребывания во чреве матери и в детской кроватке человек не хочет отказываться от простых способов решения собственных проблем и проблем общества. В объектах внешней среды, — людях, химических веществах или вещах, — человек ищет средства экономии времени и усилий — «яблоки» собственного всемогущества.

Легко заметить, например, что реклама давно продает не конкретные товары, а «яблоки», позволяющие получить значимость без всяких усилий: «Главное, чтобы было сухо!»
В чем главная значимость молодой девушки? В красоте! Вот реклама и продает красоту вместо гигиенических прокладок.

Мы никак не можем повзрослеть и не хотим этого делать

Конечно, и шарлатаны, предлагающие господину Любберту извлечение «камня глупости», тут как тут. Что извечно предлагают шарлатаны и политики?

Простые решения для всех — «таблетки» всеобщего счастья. Они любезно предлагают нам сэкономить время и усилия, соглашаясь при этом снять с нас ответственность, — решать все за нас, как за младенцев, так и не покинувших своих кроваток.

За это и наказал Бог Адама и Еву, заставив их принять ответственность за целый мир и будущие поколения. Домой — в Рай или в детскую кроватку — возврата нет.

Для чего я все это пишу?

Наверное, для того, чтобы мы все научились осознавать свой «первородный грех» (и в мифологическом, и в психоаналитическом смысле этого слова).

Мы должны найти способы объяснить своим детям, что значимость не дается случайно и легко, а если и дается, то быстро теряет ценность и для самого человека, и для окружающих его людей.
Мы должны объяснить, что во вселенной нет должности с большей ответственностью, чем должность Бога; что человеческое взросление связано с нарастанием ответственности, а вместе с ней растет и тревога, и неуверенность.

Значит, мы должны объяснить, что тревога и неуверенность — это чувства, без которых нельзя стать человеком, потому что подлинная значимость достигается лишь их преодолением — медленным и трудным строительством самого себя.





Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Когда хочется, чтобы кто-то сказал, что я чувствую
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Чтобы стать счастливыми, надо отказаться от того, что делает нас несчастными
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. Аноргазмия. Хочу, чтобы жена меня опять захотела
  • Почему вы анализируете вместо того, чтобы жить?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Ну кто тебе сказал, что я ничего не хочу?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • 4 шага для того, чтобы стать богатым
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Маленькая зарплата? 4 шага для того, чтобы стать богатым
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Я сказал: «Нет!»... А я это вслух сказал?
  • Муж сказал, что не любит меня больше. Что делать?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Жена не хочет секса, есть причина?
  • Аноргазмия. Фригидность. Хочу, чтобы удовольствие было. Сильный мужчина и сложности отношений
  • Кто сказал, что нужно жить хорошо?
  • Четыре шага для того, чтобы выстроить границы ответственности
  • Как относиться к своим чувствам, чтобы принимать эффективные решения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь