В предыдущих публикациях мы рассматривали с вами кризис трех лет, который называется «Я сам!». Его описание можно взять за основу подросткового, но только в социальном смысле. Ученые относят его к числу остропротекающих, влияющих на социальное развитие человека и описывают его как «возраст второй перерезки пуповины» или «негативная фаза полового созревания». Характерными особенностями поведения подростков являются: 1. Чрезмерная скорость и особо интенсивный рост организма. При этом происходит некое противоречие между физиологией и психологией подрастающего человека, так как психика «не успевает» за бурным ростом (поэтому результат в несовместимости понятий «хочу» - «могу» - «можно»). В конечном итоге возникает напряженность, с которой подростку очень сложно справиться и также тяжело контролировать себя, свои желания, которые порой бывают совершенно спонтанными. 2. Понижение познавательного интереса, учебной мотивации и, как следствие, результатов успеваемости, снижение работоспособности. В школьных коридорах можно услышать такие фразы, как «Ты, что ботаник?», «Я не учусь и это круто, так я показываю предкам, что я уже взрослый и, они ничего не могут сделать со мной!», «Мне надоело учиться, какой в этом смысл?». Хотя именно в данный период происходит интенсивное интеллектуальное развитие детей, осуществляется переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение), на смену конкретному приходит логическое мышление. Поэтому подросткам так нравится доказывать свою правоту. Возникает переход к философским и мировоззренческим вопросам, к музыке и творческим проявлениям, но не к искусству, а например, к ведению личных дневников. 3. Негативизм, постоянное противопоставление себя другим людям. Часто оно является не только пустым, но и бессмысленным, проявляется чаще с родными и близкими людьми, в особенности - с родителями. В основе такого поведения лежат отроческие переживания, вызванные навязчивыми состояниями и фантазийными размышлениями о себе, своих сомнениях, страхах, непринятии или непонимании со стороны окружающих людей. В их основе постоянная рефлексия своих поступков, внешнего вида, подвергающиеся со стороны самого подростка чрезмерной критике самого себя. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. 4. Постоянно возникающие попытки «пройти через все» или «попробовать запретный плод». Детей данного возраста особо привлекают табу, которые ассоциируются с вхождением во взрослую жизнь. Любопытству подвергаются попытки вкусить спиртное, секс, наркотики, а курение становится ежедневным атрибутом и нормой демонстрации себя в новом статусе «уже взрослый». Но нужно понимать, что баловство очень быстро переходит в стадию привычки, а затем и психологической зависимости. В итоге поведение характеризуется как тревожное, раздражительное, порой агрессивное или жестокое. Самое главное то, что такие привычки становятся потребностью, а значит, нормой для проживания личностного кризиса и самоутверждения среди сверстников. 5. Любые внешние трудности чувствуются как трагические или тяжело разрешимые. 6. Особое любопытство относится к теме секса и воплощению его в жизнь, т. е. проявлению сексуальных отношений в реальности, но не только с противоположным полом, иногда и со своим. Вот здесь кроются основные проблемы. Во-первых, несформированное чувство опасности и поступки «без тормозов» ведут к беспорядочным половым связям, а значит, и возможным тяжелым болезням, которые передаются половым путем. Во-вторых, опыт половых отношений в подростковом и юношеском возрасте напрямую влияет на сферу сексуальной жизни уже взрослого человека, может искажать психику, приводить к страхам и навязчивым мыслям, неврозам, отвращениям или искаженным нормам в поведении партнеров, потере самоидентичности, адекватной самооценки по результатам негативного опыта. Что делать? – Еще в конце начальной школы стать своему ребенку не только родителем, наставником или помощником, но и другом. Данный статус позволит вам не терять свое чадо из поля зрения, так как он будет меньше скрывать от вас и больше доверять. В основе таких отношений - уважение к мнению сына или дочери, умение аргументированно и спокойно в случае необходимости объяснять свои требования. – Поддержка увлечений подростков, радость успехам и помощь в неудачах. В этом случае нужно понимать, что, если ребенок в начальной школе выбрал «свое» хобби и нашел в нем себя, занимается увлеченно и с интересом, то никакие пагубные привычки ему не страшны, так как он хочет достигнуть определенной цели, у него уже сформировался определенный круг приятелей и друзей. – Единство требований к себе и к ребенку, а также между всеми членами семьи. Не может быть белое утром, а тот же самый поступок черным вечером. Аналогично не может быть один и тот же поступок для ребенка запретом, а для взрослых нормой. – Будьте внимательны к ребенку и меняйтесь с ним сами. Попробуйте его новые увлечения, почитайте о них, будьте подкованными, не критикуйте и не высмеивайте его интересы. – Не используйте в речи сюсюканья, а в чувствах фальши. Будьте искренними. Делитесь с детьми сокровенными мыслями, идеями, планами, спрашивайте совета, тогда получите обратную и аналогичную реакцию. Помните, что дети недипломированные психологи и, они легко могут почувствовать ложь или неправду с вашей стороны. – Поскольку друзья в этом возрасте имеют больше доверия, чем вы, то лучше, если они будут приходить в ваш дом и общаться под вашим невидимым контролем, чем на улице, в подвале или на чердаке. Но при этом лучше оговорить требования и время посещения. К примеру, после выполнения уроков, секции и до 20:00. – Спрашивайте подростка, как он себя чувствует не только тогда, когда он заболевает, чаще хвалите и приободряйте даже за мелочи, за намерения, за решения. В пенал можно положить маленькую записку: «Верю, что у тебя все получится и, очень люблю тебя, мой сынок!». Желаю Вам успехов в воспитании детей и гармонии в отношениях! Будьте по-своему счастливы! Ваш психолог, Катерина Агафонова.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.