|
Психолог-перевоспитатель или дети не по адресуАвтор статьи: Татьяна Пушкова
Вся неделя моя была очень насыщенной. Так выпало, что изо дня в день я погружалась в воспитательный аспект развития ребенка. Изначально противоречие в моей голове оформилось около года назад, когда в консультировании я столкнулась с подменой проблемы обычной невоспитанности ребенка, подмененной некими туманными психологическими сложностями. Думаю, тут со мной согласятся, в большей мере, педагоги-психологи. Такие дети умело манипулируют своими родителями, хорошо воздействуют на чувство вины и неуверенность последнего. А родители, активно погружаясь в чувство вины соединяют в причину и следствие совсем не то, что надо. Мы пришли к тому историческому моменту, когда родитель боясь причинить своему ребенку психологический дискомфорт, полностью освобождает последнего от тяжести бытия и какой-либо ответственности, границ и…мучается сам от того полуфабриката будущего взрослого, который уже намечается. Если в дошкольном детстве это не так очевидно и маленький тиран, не ставящий никого и ни во что - еще пока не приносит какого-либо морального убытка относительно отдаленным окружающим, то ближе к среднему подростковому возрасту мы получаем нечто неуправляемое по какому-то параметру. Эти дети зажигают везде - кто дома, кто в школе, кто где, а если совсем точно – вообще где захотят. В работе с такими клиентами я обычно чувствую некоторую растерянность, потому что вместо ожидаемой психологической диагностики и коррекции, я веду сугубо педагогические занятие. А именно – разъясняю правила элементарной вежливости – по поводу перебивания и отвлекания родителей. Повторю – средний школьный возраст. И мамам – о том, что вот «конкретно эта фраза – манипуляция» и т.д. В зависимости, конечно, от описываемых ситуаций. Но и что интересно – почему такие мамы из года в год слушают россказни своих детей, пропитываются негативным настроем к педагогам, но при этом !!! не ходят в школы, не поднимают конфликтных вопросов, то есть превращаются в эдаких домашних союзников своего ребенка, от которого, между прочим, людям нехорошо уже за пределами семьи. В какой момент поп-психология, проникшая во все сферы жизни, превратилась не во вспомогательный инструмент, а в балласт абстрактных знаний, на практике применяемых если не во вред, то никак. Но под лозунгом «не травмируй». А ребенок, без промедления, стал руководить родителями. «Нужно обеспечить связь свободы и добра », говорил Василий Васильевич Зеньковский. И был прав, потому что не будет никакой личности, не будет никакой травматики, не будет никакой коррекции и никакой психотерапии с человеком, который элементарного не понимает – что хорошо, а что плохо, и не способен внутри себя оценку дать тому, что делает, говорит. Я очень благодарна родителям, которые готовы слушать и менять свои стратегии поведения, которые осознав величайшее поле непаханное внутри личности своих детей, готовы все же попытаться все исправить. Додать то, что не додали, дочитать, доиграть, доработать, перевоспитать в конце концов. Но сколько тех, кто бегает от психолога к психологу, от учителя к учителя и так далее по жизни - сфантазируйте сами. Итак, что является критериями невоспитанности лично для меня: - Истерики по поводу недопониманий и несогласий со своей персоной, подобная реакция на любые попытки выстроить границы, метод взрыва в борьбе с разного рода «нет» и «нельзя»; - Несамостоятельсность в бытовых вопросах, бесконечный террор родителей по любому поводу (принеси-подай); - Негативизм (наличие незначительной проблемы, но отказ от любого предложенного решения); - Вечная профанационная занятость («ой, еще уроки», «ой, еще минутку», «ой, забыл/а – надо сделать.», а в итоге палец о палец не ударивший ребенок получает все готовое от окружающих, которые устали ждать); - Неуважение к взрослым, критика, ожидание преклонения (когда Марья Иванна пусть сама первая извинится, и тогда я так и быть, на физ-ру ходить начну); - Манипуляции на чувстве вины родителей («я не меняю носки пятый день, потому что вы с папой развелиииись»); - Необязательность при полном отсутствии критики к своему поведению. Способность опоздать, не прийти, подвести весь коллектив и не прийти на выступление, потому что «настроения нет» и т.д.; Наверное, можно выделить еще какие-то пункты. Но тут я попрошу коллег обозначить свой взгляд. И все же для меня остаются ключевыми вопросы – куда мы? *Мы боимся ограничить свободу ребенка, но в итоге жертвуем своей собственной свободой. *Мы хотим сберечь ребенка от травм, а в итоге наносим ему травму на всю жизнь, потому что врагу не пожелаешь той жизни и тех отношений, которые ожидают этого человека в будущем. *Мы совсем разучились отличать главное от второстепенного, потому что так много всего стало на поверхности, что мы уже уверены, что и так все давным-давно знаем. Мы можем неправильно решить самую главную задачу в жизни! Но именно мы точно можем все исправить! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|