|
Что мешает нам быть уверенными в себе?Автор статьи: Вьюгин Иван Владимирович
Главная мысль данной статьи заключается в том, что от приводы в нас заложен инстинкт «уверенного поведения». Под уверенным поведением я подразумеваю активное освоение и адаптацию к окружающему миру, стремление удовлетворять свои потребности, как низшего, так и высшего порядка. Это утверждение легко доказуемо, если посмотреть на любого ребенка в ранние периоды его детства. У него не возникает проблем с уверенностью в себе! Когда ему что-то нужно, он криком или плачем сообщает об этом. Позже ребенок активно осваивает окружающий мир; учится ползать, ходить, говорить. Если у него что-то не получается он снова и снова пробует, пока не добьется результата. В ранние периоды нашего детства мы активны, любознательны и настойчивы. К сожалению, эти моменты жизни не сохраняются в нашей памяти. Мы помним более поздние периоды нашего детства. В них и начинается подавление нашей природной уверенности, что приводит к ограничению психологической свободы во взрослой жизни. В первую очередь подавление природной уверенности связано с нашими родителями. Именно они закладывают нам первые модели поведения и определенное мировоззрение, через призму которого мы будем воспринимать окружающий нас мир всю нашу жизнь. К сожалению, не всегда тот опыт, который нам передают родители, помогает нам быть уверенными и успешными людьми во взрослой жизни. Очень часто мы получаем «в наследство» модели поведения, которые блокируют нашу активность, решительности и настойчивость. Давайте разберем подробнее как это происходит. С самого детства нас приучают к тому, что есть определенные критерии «что хорошо, а что плохо». Нам рассказывают об определенных нормах и правилах, которые есть во взрослой жизни и которым нам необходимо следовать. Эти правила действительно важны, так как они помогают людям взаимодействовать друг с другом и приходить к определенному компромиссу (частичному удовлетворению потребности каждой из сторон). Но очень часто прикрываясь этими правилами нами манипулируют, заставляя нас чувствовать негативные эмоции. «Ты должен хорошо учиться», «ты должен быть послушным», «ты должен выполнять то, что я тебе говорю» такие формулировки очень часто можно услышать у родителей воспитывающих своих детей. Причем ребенку не до конца понятно кому же он это все ДОЛЖЕН! Если же должное не выполняется, то он получает наказание, которое может быть как физическим (ремень, стояние в углу), так и психологическим («я тебя не буду любить», «ты плохой», «ты мне не нравишься»). Позже такая модель воспитания «кнута и пряника» превращается во внутреннего надзирателя. У ребенка формируется чувство вины, страх наказания или страх, что его не будут любить. А что может быть хуже того, что тебя не любят твои родители?! В этот период в нас формируют определенный образ, который призван контролировать наше поведение, оценивать его с позиции «хорошо или плохо», «правильно или неправильно». В этот образ входит все то, что от нас требует безликий социум, который в детстве проявляется через родителей, позже через воспитателей и учителей, а во взрослой жизни через работодателя, законы, государства, религию и т.д. Позже во взрослой жизни, если этот образ деструктивен, человек боится проявлять себя, боится сделать что-то не так, как от него требует окружение, боится быть виноватым и ненужным. Все это является огромным барьером, мешающим нам чувствовать себя уверенно и поступать так, как хочется нам, а не окружающим. С помощью этого образа в нас вызывают чувства вины, жалости к себе, страха и т.д. Нужно подчеркнуть, что причастность родителей и других значимых взрослых к подавлению нашей природной уверенности в большинстве случаев бессознательна. Это значит, что они сами пережили подобный опыт и не смогли осознать и изменить его деструктивный характер, потому передают эту модель поведения и взаимодействия с окружающими без критической оценки ее пользы и значимости. С другой стороны, каждый из нас может в любой момент запустить процесс осознания и переоценки, первым шагом в котором является анализ прошлого и осмысления того на сколько оно влияет на наше настоящее. В помощь тем, для кого эта тема актуальна, даю ссылку страницы, на которой можно бесплатно пройти тренинг «Внутренний ресурс уверенности». На нем вы достаточно глубоко поработаете с темой влияния прошлого опыта на ваше настоящее и получите практические инструменты повышения уверенности в себе. Бесплатное участие в тренинге здесь - http://self-act.ru/sz_vnutrenni_resurs_yverennosti.htm
Иван Вьюгин (аналитический психолог, специалист в области личностного роста и эффективных стратегий поведения) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|