|
Мнимый успех или Социально образцовые показатели.Автор статьи: Казанкова Юлия Викторовна
Есть одна небольшая сложность: мы не знаем куда прикладывать свои силы для получения этого результата – успеха. Мы живем в удивительное время, когда в силу технического прогресса и социокультурных изменений, ценностные ориентиры стали крайне неясны. Сегодня мы получили в руки выбор, а что с этим выбором делать, пока еще не разобрались. Царского строя давно нет, диктатуры тоже. На что ориентироваться? Кем стать? Как правильно жить? Это очень сложные вопросы, для прояснения которых порой уходит целая жизнь. Некоторые люди устали от изысканий. С десяток лет назад нас накрыла «волна»: всевозможные тренинги и бизнес литература загудели: НАДО ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ! Надо определить задачи -необходим рост! Но идея оказалась непосильной. Какую цель поставить? К какому росту стремиться? Не ясно… Но стремиться надо… Многие поняли, что необходимо быть руководителем – самый что ни на есть показатель успешности и пресловутого роста. А если ты руководителем не хочешь быть, то что-то с тобою не таааак – ответственности небось боишься… И следующий показатель – это ответственность… Только опять же не ясно за кого или за что? Зачем, в каком объеме и т.д. Я смотрела как-то интервью миллиардера, который рассказывал, как на определенном этапе ему пришлось признаться, что он не руководитель по натуре, а предприниматель, и отдать руководство в руки наемного человека. Ему было стыдно признать, что он не хочет руководить людьми и этот шаг – это был целый труд… Почему мы все должны кем-то руководить? Тоже не ясно… А еще была волна желающих стать бизнесменами, потому что, как оказалось, быть хорошим специалистом, унизительно, достойно только лишь быть владельцем. Но эта идея тоже померкла, потому что быть владельцем – это не только словосочетание «ген. директор», а еще и масса обязанностей, к которым нет ни каких инструкций. Та же ситуация на протяжении многих лет продолжается в институте семьи. Появились разводы, а позже гражданские браки – проще, чтобы не оформлять туда и сюда, а потом оказалось, что это тоже не лучший вариант, да и рождаемости нет, опять поженились. А как строить счастливые отношения так до сих пор и не выяснили… Судя по всей этой картинке, становится ясно, что руководить мы не научились одним и самым главным человеком – собой… Эта ситуация, конечно же, не случайна… Почему так вышло? Потому, что нас не научили понимать себя, принимать решения, определять самостоятельно ценности и мораль. Мы все ждем ответов: а что такое хорошо, а что такое плохо и смотрим как на дворе нынче модно… Еще одно интересное явление: мы наблюдаем наплыв иностранных граждан ближнего зарубежья, и видим, как эти чужеземцы, вместо того, чтобы испытывать тягости культурного шока, на глазах становятся преуспевающими бизнесменами, обходя по уровню активности, нас же самих. И, кстати, тут можно отследить некие тенденции в поведении разных национальностей, одни соглашаются на самую унизительную работу, другие открывают модные заведения и позиционируют себя как хозяев положения. Вам не кажется, что это интересно – как наша психология и воспитание определяют наш уровень жизни? Как, живя по соседству друг с другом, мы имеем почему-то разные возможности. Так вот для российской культуры свойственны свои определенные подходы к воспитанию детей. Редко в семьях воспитывают лидеров. Чаще подчиненных, ну это если пользоваться абстрактной терминологией. О чем я: молчи, мать всегда лучше знает… Ну раз я не знаю, то я молчу. Только теперь спустя 20 лет почему-то все недовольны, что я не принимаю решений, не защищаю свое мнение и своих близких, не борюсь за место под солнцем. Но вернемся в «прошлое». Мать лучше знает. И школа тоже лучше знает. Когда в классе моего брата задали вопрос: «А зачем нам учиться?», квалифицированный преподаватель не смогла пояснить подросткам зачем им это нужно, а сообщила, что это их «долг родине…». Во время взросления мы знакомимся с рядом правил, которые нам позиционируют как некую норму. В разных семьях правила свои, в школе они общие. В школе нам говорят, что делать, и мы не учимся планировать, определять, каким должен быть завтрашний день, выбирать из множества вариантов развития событий, определять целесообразность действий. Посещая школу, мы выполняем выставленные требования. Мы в общем-то можем и не знать, кто мы - что за люди. Наше окружение решает, как и о чем общаться, мода определяет наш имидж, сложно быть индивидуальностью в жизни, а в школе тем более - придется как-то отстоять свою позицию, выдержать напор несогласных или научиться жить изгоем. Программа говорит нам какие предметы мы должны знать и на сколько. Родители очень часто говорят, чем мы должны заниматься вне стен этой школы. Наша жизнь расписана на 10-11 лет. А когда мы выходим из школы, то сталкиваемся с неизвестностью. Наша жизнь больше не распланирована. Из личных воспоминаний: когда я оканчивала колледж, все с потока ждали экзаменов и момента празднования по их завершению. А по факту, когда экзамены были сданы, веселиться никто не стал, в общежитии воцарилась тишина, народ расползся по комнатам и притих. Стало «пусто, депрессивно и больно». Почему? Да потому что мы первый раз столкнулись с этой неизвестностью. После школы почти все поступили по инерции - потому что так надо, единицы после получения диплома пошли работать согласно профессии. И, будучи в чужом городе без конкретных планов на дальнейшее устройство своей жизни, не выстраивая их заранее за неимением таковой привычки, ты вдруг сталкиваешься с этой "пространственностью", в которой больше нет ни каких четких алгоритмов о том, кем тебе быть и как действовать. Это, наверное, особенно полезно прочитать родителям, которые стараются всему научить своих детей, по принципу передачи готовых моделей с высоты мудроопыта старшего поколения. Некоторые такие дети потом по неизвестным для себя причинам все время испытывают дискомфорт, а другие некоторые дети четко формулируют: "я живу не свою жизнь". Мы привыкли подчиняться и сидеть годами за партой. Мы закончили школу и пошли в институт, потому что «без бумажки ты – какашка», и сидели там еще несколько лет. Но так и не поняли зачем это нам лично. Мы привыкли бездействовать, слушать и записывать истины, но не участвовать в их формировании и понимании, а отчитываться о том, что хорошо запомнили. Показателями нашей успешности является умение внимать чужим авторитетам, и четко воспроизводить услышанное, а не какое-то дело или какой-то результат. Ты нормальный – если выполняешь все эти «образцово-социальные показатели». А теперь главный момент: никто не говорит, что это то – чего ты хочешь. Мнимый «успех» - вот почему я так назвала статью. В голове может звучать «молодец», потому что ты делаешь все то, что делать правильно. И за спиной у тебя дипломы и качественно выполненная работа. А на дворе очередная мода. И ты, возможно, сидишь и размышляешь о том, как ей следовать: купить хорошее авто, или открыть бизнес, сделать комплекс омолаживающих инъекций или посетить тренинг личностного роста, или получить очередное образование. Но твое сердце почему-то «в печали», и непрерывно преследует ощущение неудовлетворенности и тревоги. Начальство снова не оценило вложенных сил в работу, а партнер не похвалил очевидные достоинства, а дома тоже все как-то не так, как хотелось бы, и уровень достатка не устраивает. И что с этим делать – не ясно. Может снова обратиться к опыту сограждан или раскрученных экспертов. Есть еще варианты: устроить дома скандал / собраться в пятницу веселой компанией. Но бросить всего этого нельзя… я же умру от чувства вины… У меня есть профессия и дисциплину я соблюдаю, значит я правильный человек… А почему тогда мне так плохо? А почему я не знаю, какие цели мне поставить? И как дальше жить, если это все не нравится? Но в понедельник ты снова пойдешь на работу в состоянии уважения к себе, за то, что трудишься – заботишься о себе и близких, за то, что самостоятельный и ни у кого ничего не просишь. И тебя раздражают попрошайки и алкоголики, потому что ты точно знаешь, как надо действовать и испытываешь глубокое неуважение к ленивым и безалаберным.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|