Кажется, что на фото никого нет, но это не так. Если приглядеться, там, где дорога поворачивает и уходит в далекую даль, бежит мой сыночек. Дальше поворота ему нельзя, и он использует данную ему волю на 100%.
А я смотрю на него и думаю: Ну как? Как же отпускать его в это огромный, непредсказуемый, прекрасный и опасный мир? Ну как-как, только вернуться к тому, что мама – психолог. И вспомнить азы теории. Согласно Эриксону, в течении жизни человек проживает 8 стадий, и каждая из них определяет следующую.
От 3 до 6 лет – третья стадия, период формирования очень важного решения: "Я могу проявлять инициативу и это ХОРОШО", "Мне интересно, но нельзя = страх перед миром и чувство вины".
Дети до года формируют решение о базовом доверии или недоверии миру, трехлетки учатся автономии или привычке сомневаться в своих силах. А дети в 4-5 лет – великие исследователи. Что? Где? Как устроен мир? Как на него воздействовать? Что будет, если кинуть камень в воду? А веточку дерева? Почему трава зеленая? Что там за поворотом?
И я знаю, что если поддержать в нем этого первооткрывателя, он будет проявлять инициативу всю свою жизнь. Его не заставишь сидеть на нелюбимой работе, он не будет мучиться долгим выбором, не будет выбирать между плохим и сносным. Потому что у него будет привычка исследовать этот мир, менять под себя, контактировать с людьми и предметами, выбирая то, что ему действительно хочется.
А если родитель критикует или наказывает? Стой, куда пошел! Почему опять грязный? Сиди смирно! Не ходи/не бери/НЕЛЬЗЯ – тогда у ребенка появляется очень стойкое чувство вины. Потому что бегать, прыгать, громко хохотать, кидать камни и лазить по лужам – это естественные для ребенка желания, подсказанные природой. И если мама говорит, что эти желания неправильные – значит, я какой? Какой-то не такой. Неправильный. Плохой. Чувство вины и инициатива – плохо совместимые вещи.
Как страшно его отпускать, а ведь никуда не денешься, нужно. Иначе мой страх будет тормозить его всю жизнь. Я хочу, чтобы у него была смелость на любую его мечту.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.