|
Феноменологическая позиция Б.Хеллингера или состояние «пустой середины»Автор статьи: Стегний Павел Анатольевич
Центральное место в теории и практике системных (семейных) расстановок по Б.Хеллингеру занимает феноменологическая позиция и, соответственно, феноменологическое понимание истины. Сейчас нет возможности точно установить, под влиянием которого жизненного опыта Б.Хеллингер усвоил и сделал центральным в своей жизни и деятельности феноменологическим метод. Наиболее вероятно, что на этот выбор повлияло много факторов. Любопытно, что Б.Хеллингер, который длительное время был христианским миисионером, довольно часто ссылается говорит, что он солидарен всо своим другом, «неким Лао-цзы, давно умершим. В «Дао дэ дзин» он говорил о том, какое действие вызывает умение Сдерживаться и Удаляться в пустую середину» [ 1, с. 202]. В книгах Б.Хеллингера довольно много подробных описаний состояния «пустой середины». Однако каждый из них обладает свойством завершеннсти и может служить своеобразным руководством к действию. «В таоизме существует образ пустой середины. В ней полная тишина. Но удивительно: если отправиться в пустую середину и предаться тьме духа, желая знать все меньше, читать все меньше, все меньше думать, оставаясь при этом предельно собранным, то случится нечто: вокруг тебя что-то произойдет, хотя ты и бездействуешь. Нужно оставаться спокойным, и тогда придешь в гармонию с чем-то большим. Тогда придет глубокое осознание, которое придумать невозможно. Оно придет из тьмы духа» [2, с.32]. «У отступающего в пустую середину нет ни намерений, ни страха. Многое вокруг него приходит в порядок словно само по себе, без малейшего движения с его стороны. Это та позиция, которую терапевт может занять перед лицом тяжелых судеб и заболеваний: он отступает в пустую середину ... В пустой середине человек связан с силами, намного превосходящими «Я» и его планы. Если человек на это идет, то у нее внезапно возникают образы-решения, разрешающие фразы или указания к действиям. И он им следует» [1, с. 202]. По нашему мнению, состояние феноменологический «пустой середины» является центром метода Б.Хеллингера, все остальное, как планеты вокруг Солнца, вращается вокруг этого центра. Кроме того, все, что уже создано и в дальнейшем юужет создано Б.Хеллингером - это результаты восприятия самого себя, окружающих людей с их жизненными ситуациями и своего философско-терапевтического опыта с позиции «пустой середины». Но «пустая середина» возникает в процессе расстановок не только в душе ведущего. Правильное использование метода расстановок приводит всех членов группы, которые принимают участие в расстановочном тренинге (заказчики, заместители, наблюдатели), в состояние «пустой середины». Решение находится расстановщиком в состоянии «пустой середины», «пустая середина» - основа «замещающего восприятия», решение ведет клиента в состояние «пустой середины», состояние «пустой середины» объединяет всех, потому что снимает все противоречия между добром и злом, виной и невинностью, личным и родовой совестью. Все начинается с первого контакта клиента с расстановщиком, когда его состояние «пустой середины» передается непосредственно, как своеобразный резонанс не проявленной, скрытой «пустой середины» в душе клиента на «пустую середину» терапевта. Именно поэтому возможен «странный» для многих феномен терапии Б.Хеллингера: клиент садится рядом с ним, он сосредоточенно молчит и уже через несколько минут у клиента начинается бурный поток переживаний. Состояние «пустой середины», в который все чаще и чаще возвращается клиент и является решением его проблемы, с одной стороны, и позицией, в которой подобные проблемы больше не возникают, с другой. Книга Б.Хеллингера «И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым» [1] - это, по нашему мнению, своеобразное пособие по достижению состояния «пустой середины». Две главные части этой книги: размышления Б.Хеллингера по вопросам природы совести и терапевтические истории, направленные на получение опыта переживания «пустой середины». И поэтому мы считаем, что именно с этой книги должна начинаться подготовка системных (семейных) терапевтов и именно эту книгу нужно рекомендовать клиентам, которые прошли расстановку, для того чтобы они могли осознать всю глубину опыта, который они пережили во время расстановок. По нашему мнению, если специалист, практикующий расстановки, не усвоил принцип «пустой середины», если феноменологическая позиция не стала фундаментом любых его действий во время расстановки и после нее, то он не может полностью осознать, понять и усвоить все остальные положения Б.Хеллингера, не может считаться расстановщик, а то, что он делает - расстановками. " Этой работе невозможно научиться, как учишь правила. Самое главное — отдаться восприятию такого рода, тренировать его и следовать ему. Тогда можно работать самому» [2, с.23]. С другой стороны, у исследователя творчества Б.Хеллингера, который основательно усвоит феноменологическую позицию и феноменологическое понимание истинности, исчезнет много вопросов и сомнений, возникающих в ходе предварительного, поверхностного знакомства с методом. В своих трудах Б.Хеллингер постоянно подчеркивает, что феноменологический подход - не его изобретение, а есть только современным использованием существующего уже не одно тысячелетие. «Такая позиция описана давно. Ее описывают Лао-цзы, Конфуций и многие другие великие философы» [2, с.27], прежде всего Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Хуан де ла Крус, Карлос Кастанеда. По нашему мнению, феноменологическая позиция «пустой середины» Б.Хеллингера так же продолжает и развивает метод феноменологического самонаблюдения (интроспекции), созданный в рамках гештальт-психологии под влиянием метода «внутреннего восприятия» Ф.Брентано. Их объединяют принципы единства исследователя и исследуемого, целостности и особого состояния исследователя-исследуемого. То, что в гештальт-психологии описывается как состояние «наивного», у Б. Хеллингера описывается как «отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного» [2, с.16]. Одновременно, мы увидели и различия. По нашему мнению у Б.Хеллингера меньше рефлексии, потому что в «пустой середине» не имеет никакого образа, гештальта, кроме образа самой «пустой середины», что исчезает на последнем этапе перехода в это состояние. По той же причине более последовательно выполняется требование целостности, потому что субъект и объект не разобщены. Третье отличие - опыт не описывается, потому что главное в нем - достижение состояния, которое вызывает видение или ощущение истины и резонанс возможностей не проявленного состояния «пустой середины» у окружающих. Истина проявляется преимущественно не через слова, хотя слова используются, а через действие, через воздействие на всех присутствующих, где даже генератор этого состояния, сам терапевт, не является главным действующим лицом. В нем и через него действует что-то другое, которое Б.Хеллингер называет Большой Душой (позже Spirit Mind). Таким образом, феноменологическая позиция «пустой середины» – сущность метода расстановок, и, одновременно, основная цель терапии. Наличие такой позиции у ведущего расстановочного тренинга является самым главным признаком его профессионализма и главным отличием расстановок от их имитации. Литература:
См. ещё статьи по теме: Феномен расстановок и расстановочного движения. Первый шаг к пониманию.Расстановки: практическая философия vs психотерапияРасстановки и психотерапияКак отличить расстановки от «расстановок»?Формы участия в расстановочном тренингеОсобенности проявлений поля расстановкиКатегория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|