|
Я должнаАвтор статьи: Зоя Титова
Я должна к 9:00 приехать на работу и до 17:00 я должна заниматься нелюбимой деятельностью, потому что я должна зарабатывать деньги и соответственно я должна хорошо выполнять свою работу. А потом я должна вовремя забрать дочь из садика и отвести ее на занятия танцами, потому что я должна быть хорошей мамой. Потом я прихожу домой и должна приготовить ужин, я должна навести порядок на кухне, чтобы к приходу мужа все уже было готово, ведь я должна быть хорошей женой. А вечером я просто обязана заняться сексом с мужем, потому что я должна делать все, чтобы он был доволен. Я должна всегда и все успевать. А на выходных я должна съездить к родителям помочь им, потому что я должна быть хорошей дочерью. И я всегда должна что-то делать, потому что Я ДОЛЖНА.
Из теории Эрика БернаБерн описывает три Эго-состояния: Рб - Ребенок (Хочу) В – Взрослый (Могу) Р – Родитель (Надо) В состоянии Рб – генерируем идеи, творим, здесь энергия. В состоянии В – находим возможности, действуем. В состоянии Р – проявляем волю. Это положительные качества каждого из состояний. И в идеале - человек осознает свои желания (Хочу), знает свои возможности и ограничения (Могу), умеет преодолевать препятствия (Надо). Однако Ребенок, Взрослый и Родитель – это не просто удобные идеи иди неологизмы, но они обозначают феномены, основанные на реальности. Ребенок – это состояние, которое отражает собственное детство человека, чувства, отношения, образцы поведения. И Ребенок бывает не только непосредственным и игривым, но еще и послушным. А послушным он становится под влиянием родителей и значимых близких. Именно от них он в первую очередь узнает, что он Должен делать, как себя Должен вести, что Должен чувствовать и думать, чтобы они его любили. Именно в детстве он усваивает ценности своих родителей. Тогда и формируются долженствования (Я должна), которые сопровождают человека на протяжении многих лет. Из теории по ГештальттерапииВ Гештальт-терапии есть такое понятие как интроект (пища, которая "ложится камнем на желудок"): Интроект — информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением). Т.е. та информация, которая была принята на веру, воспринятая как догма, безоценночно присвоенная себе. «Да, это истина», - говорит человек, не задав себе предварительно вопросов: - а подходит ли это мне? - что я думаю по этому поводу? - как это соотносится с моими ценностями? - хочу ли я жить так? - я выбираю или отвергаю? Если информация переработана и усвоена, она становится знанием, с которым человек может обращаться на свое усмотрение – гибко и адекватно ситуации. В ином случае, она остается чуждой человеку, напоминая о себе чувством давления и ощущением лишения свободы – «Я должна». А кому должна? Зачем должна? И должна ли? Таким образом, «Я-должна» - это и есть те самые камни - непереработанные, безоценочно усвоенные установки, убеждения, ценности – которые тащит человек, страдает и продолжает тащить. Я маленькая лошадка И мне живется не сладко. Мне трудно нести мою ношу. Настанет день и я ее брошу.
Бросать свою "ношу", конечно, не стоит. А вот остановиться, рассмотреть, что несешь, избавиться от лишнего, выбрать подходящее, трансформировать в свое, конечно, важно. Совсем иначе звучат такие утверждения, как: Я могу быть сильной Я выбираю делать все сама Я хочу все успевать Я могу чего-то и не знать Я хочу заботиться о своих детях Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|