|
Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практикеАвтор статьи: Васильев Николай Николаевич
С содержанием книги можно познакомиться в библиотеке "Куб". Пользуйтесь на здоровье! Благодарность приветствуется)) http://www.koob.pro/vasilyev/trening_prof_komm
Предисловие Для многих профессий основным инструментом работы специалиста является общение. В ряду таких специальностей важное место занимает профессия психолога-практика. Конечно же, психолог может заниматься и исследовательской деятельностью: выявлять и описывать фундаментальные закономерности функционирования человеческой психики и публиковать результаты своих изысканий в журналах и монографиях. При этом он может препоручить контакты с испытуемыми и издателями своим помощникам. Однако, если этот специалист – практикующий психолог, то основным содержанием его профессиональной деятельности будет психологическая помощь нуждающимся или организация психологического воздействия на целевую группу. Эти две модальности психологической работы психолог осуществляет с помощью консультирования и тренинга. Психолог-практик может проводить прикладные исследования, психодиагностические обследования, может выявлять установки и изучать предпочтения. Однако, это деятельность для него не является самоценной. Информация, полученная в таких исследованиях, служит не для удовлетворения научной любознательности психолога. Она предназначена для использования при осуществлении консультации, тренинга или разработки способов влияния на целевые аудитории. Таким образом, основным инструментом психолога является не диагностическая методика, не набор упражнений, не устройство для регистрации данных и даже не персональный компьютер. Основной инструмент – это общение. Мастерство в профессии тесно связано с умением искусно использовать этот инструмент по назначению. Естественно, мастерство владения инструментом появляется только в процессе его использования и для этого требуется немало времени. Тренинг Помимо методологических, культурных традиций, накопленных академической психологией в деле проведения научных исследований, психологу-практику полезно изучить багаж, состоящий из принципов, способов и техник взаимодействия и воздействия. Как освоение теории хождения под парусом не формирует готового яхтенного рулевого, так и изучение психологических теорий не превращает студента в психолога. Психологу-практику недостаточно владеть знаниями о том, как «устроен» объект его профессии, ему необходимо уметь взаимодействовать с этим объектом и владеть соответствующими навыками. Процесс развития необходимых умений и навыков можно существенно сократить с помощью интенсивных тренировок, в которых моделируются элементы основных задач профессиональной деятельности. Такая система тренировок получила название «тренинг». Можно выделить несколько видов тренингов. Рассмотрим их на примере. Представим человека, который регулярно терпит неудачи в ситуациях, где ему необходимо убедить других принять его предложение. Организовав тренинговую группу для людей, испытывающих сходные трудности, мы можем предложить им некоторые схемы действий, которые хорошо себя зарекомендовали в подобных ситуациях. Например, мы можем показать, что предложение становится для слушающего более привлекательным, если говорящий делает акцент на том, какие преимущества в результате обретет слушатель. Затем участники тренинга могут опробовать действие этого принципа в специально сконструированном упражнении или ролевой игре и обсудить полученный опыт. К примеру, наш герой может осознать, что причина его неудач в том, что раньше он преимущественно рассказывал о том, чем предложение выгодно ему, а не о том, что важно для партнера. Изучаемый принцип прочно запечатлеется в его памяти потому, что он прочувствовал действие на себе. Такой тренинг обычно называют «инструментальным», поскольку в нем основное внимание уделяется освоению и отработке конкретных техник взаимодействия. Ведущий в таком тренинге с помощью мини-лекций и иллюстраций раскрывает сущность предлагаемой процедуры, организует работу участников группы таким образом, чтобы каждый из них мог опробовать изучаемую технику на себе, по мере возможности контролирует ход выполнения упражнений и организует обсуждение опыта, полученного участниками. Поскольку ведущий не делится своими впечатлениями о работе каждого участника, количество обучающихся может быть довольно большим – несколько десятков человек. Однако, в некоторых случаях такого обучения бывает недостаточно. Дело в том, что разные люди по-разному реализуют одну и ту же технику. У каждого человека есть свои неповторимые манеры, особенности поведения и выражения эмоций. Делая одно и тоже, они могут производить на партнеров очень разное впечатление. Для того, чтобы человек мог выработать свой, максимально подходящий именно ему стиль общения, ему необходимо знать, как его действия воспринимают окружающие. Во втором виде тренинга акцент делается на организации «обратной связи» в группе. Мы можем смоделировать ситуацию, в которой человек испытывает затруднения и представить ее с помощью ролевой игры, в которой он будет главным героем. Остальные члены тренинговой группы внимательно наблюдают за ходом игры, и после ее завершения делятся с ним своими соображениями о том, что в его действиях помогало и что мешало ему в достижении цели. Может, к примеру, обнаружиться, что обращаясь к человеку, он держит руки за спиной, смотрит мимо собеседника и говорит так быстро, словно боится, что его перебьют. Или станет понятно, что ему мешает то, что во время разговора он игнорирует реакции собеседника и вместо того, чтобы подстраивается под него – навязывает ему свою линию. Приняв эту информацию к сведению он может что-то исправить в своем поведении и добиться реального успеха. Такой тренинг иногда называют Т-группами, а иногда – социально психологическим тренингом, поскольку он дает возможность каждому участнику глубже постичь закономерности взаимодействия людей друг с другом. Поскольку тренер здесь является не только организатором процесса, но и сам должен дать обратную связь каждому участнику на протяжении весьма ограниченного времени, размер учебной группы здесь гораздо меньше и обычно не превышает 10-15 человек. Теперь предположим, что герой нашего примера в глубоком детстве решил, что для того, чтобы считаться хорошим человеком он обязан везде и во всем быть первым, делать все на «отлично». Когда он сталкивается с необходимостью убедить другого, он начинает нервничать и чувствовать, что он недостаточно хорош. В соответствии со своим детским решением, он начинает изо всех сил стараться выглядеть «отличником», вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на интересах собеседника. Знания техник убеждения и информированность о впечатлениях партнера для него временно перестают существовать, поскольку он сосредоточен на своих неприятных эмоциональных переживаниях. Участвуя в тренинге, он вступает во взаимодействие с другими членами группы не только выполняя упражнения, но и проявляя себя по другим поводам. Если тренер и участники будут выражать заинтересованность в его успехах, продемонстрируют ему позитивное отношение, окажут поддержку, и на этом фоне поделятся с ним своими впечатлениями и соображениями относительно того, что они поняли и почувствовали по поводу его взаимодействия с другими, он сможет прийти к выводу, что для того, чтобы быть благополучным, вовсе не обязательно быть первым и лучшим. Возможно, он откажется от бессмысленного соперничества с теми, с кем лучше сотрудничать и будет успешнее. Поскольку такой тренинг направлен на анализ и преодоление личных проблем участников, он называется личностно-ориентированным тренингом, или группой личностного роста. Ведущий в таком тренинге не только организует работу группы и дает точную обратную связь. Опираясь на знания законов развития группы, он создает особые терапевтические отношения между участниками, характеризующиеся чувством защищенности, доверия, открытым и корректным проявлением истинных чувств. Акцент здесь делается не на познание участниками закономерностей взаимодействия людей, а не познание ими самих себя. Такая группа по техникам исполнения близка к психотерапевтической группе, хотя цель здесь – не лечение, а самосовершенствование. По размеру группа личностного роста редко превышает 10 человек, хотя некоторые особые способы ее организации позволяют увеличить количество участников до 20. Мне близка точка зрения тренеров, настаивающих на соблюдении «чистоты жанра»: если мы пригласили людей учиться, то не следует их «лечить» без их согласия. А в тех случаях, когда незнакомые тренеру участники давно и хорошо друг-друга знают, проведение тренинга, основанного на интенсивной личностно-значимой обратной связи вряд ли можно назвать хорошей идеей. Интересный и увлекательный процесс выяснения отношений в коллективе редко приводит к росту профессиональной компетентности участников. Содержание тренинга В отличие от личностно-ориентированных тренингов тренинги, ориентированные на развитие способности использования общения в качестве инструмента называют инструментальным тренингом. С его помощью человек может опробовать на практике ряд техник профессионального общения, успешно использующихся в своей работе психологами и другими специалистами помогающих профессий. В контексте такого тренинга коммуникации рассматриваются не как процесс передачи информации от отправителя к адресату, а как диалог, в котором участники периодически меняются коммуникационными ролями. Это позволяет рассмотреть как техники, помогающие повысить эффективность принятия информации, так и техники, помогающие сформулировать сообщение таким образом, чтобы партнер лучше ее понял и принял. Эти техники используются и в процессе консультирования и в процессе проведения тренинга; при взаимодействии и с коллегами, и с начальством. Они имеют универсальный характер, служат базой, своеобразным «фундаментом» для любых профессиональных взаимодействий. Далее нам следует уточнить, что же имеется в виду под словами «алгоритм», «техника», «технология». Алгоритм – это способ решения задач, точно предписывающий, как что и в какой последовательности необходимо сделать, чтобы получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Это знание о том «как это делается» и «в какой последовательности делается». Алгоритм всегда самодостаточен, вынесен из контекста его применения. Техника – (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Это приемы исполнения чего-то в конкретных условиях, в контексте более широкой задачи. Технология – (techne и …logos - части сложного слова, означающие: наука, знание, учение) – это описание приемов исполнения, предназначенное для передачи техники другому лицу. Если проводить параллель с музыкой, то алгоритм подсказывает, например, из каких нот состоит аккорд до-мажор, как нужно расположить пальцы левой руки на гитарном грифе, и что при этом надлежит делать правой руке для того чтобы этот аккорд прозвучал. Техника извлечения этого аккорда, уже предполагает владение этим алгоритмом, но подсказывает еще и приемы, позволяющие добиться необходимого изобразительного эффекта. Технология – это письменное (или устное) описание приемов исполнения этого аккорда, обычно с иллюстрациями, предназначенное для обучения игре на инструменте. Собственно, опытный музыкант не сознает, что применяет алгоритмы и использует техники, но некоторые музыканты могут вполне эффективно рассказывать и показывать (описывать) своим ученикам как они в исполнении добиваются того или иного эффекта. По аналогии: парафраза в активном слушании может быть описана как последовательность действий, как алгоритм: (выслушал – запомнил – переформулировал – повторит в слух). Техника парафразы – это ее исполнение в конкретных условиях для достижения необходимого результата, а технология – это, например, текст в руководстве или учебнике. Когда будущий музыкант начинает осваивать инструмент, он изучает сольфеджио, играет гаммы, вырабатывает навыки извлечения нужных звуков и т.д. Затем он начинает разучивать простые музыкальные произведения и исполнять их. Надо заметить, что окружающие на этом этапе редко бывают потрясены проникновенностью звучания его инструмента. И лишь когда он достигнет достаточной степени мастерства, про него скажут, что он играет «технично». Здесь необходимо сделать важное замечание: как владение техникой извлечения звуков из музыкального инструмента не гарантирует, что эти звуки воплотятся в музыку, оказывающую эмоциональное влияние на слушателей, так и владение коммуникативными техниками или техниками терапевтического вмешательства не гарантирует достижения желанного результата. И психотерапия, и психологическое консультирование, и тренинг предполагают, что специалист владеет соответствующими техниками, но они не сводятся к механическому исполнению техник. Надо сказать, что многие специалисты выступают категорически против формализации техник, создания и описания психологических технологий на том основании, что последние создают ложное впечатление легкости, с которой любой человек, разучивший совокупность соответствующих приемов и алгоритмов автоматически становится психологом. Действительно, такая проблема существует. Продолжая аналогию можно сказать, что некоторые люди, выучив три аккорда, называют себя музыкантами. Однако, вряд ли это является убедительным поводом для объявления попыток постижения и описания законов музыкальной гармонии порочной практикой. Психотехнологии существуют, это – факт. Секрет в том, что для их адекватно использования недостаточно соответствующих навыков, необходимо еще обладать целостным вдением проблемы, теорией самого процесса. Именно та философия человеческих отношений, которую «исповедует» специалист, позволяет ему видеть за частями целое и действовать осмысленно. Содержание этого тренинга выходит за пределы простого набора техник. Обсуждая способы и области их применения мы обязательно будем так или иначе касаться некоторых основополагающих принципов, касающихся природы продуктивных человеческих отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|