Построение отношений с миром и с собой через еду.

Проблема питания очень актуальна сегодня, потому что часто неспособность контролировать свою жизнь компенсируется гиперконтролем в поглощении пищи. Также, процесс получения удовольствия у людей часто ассоциируется с поглощением пищи. Это часто связано с дефицитом эмоционального тепла в детстве, особенно в период кормления грудью до одного года. Матери, у которых отсутствует эмоциональная связь с ребёнком, заменяют процесс общения и познания мира процессом кормления. Если ребёнок плачет или требует внимания, то он необязательно голоден. Часто это может свидетельствовать о потребности поглаживаний, внимания и контакта с матерью. Но эмоционально закрытые матери предлагают ребёнку еду, тем самым формируют привычку получать удовольствие через потребление пищи. У взрослых с такой сформированной привычкой в моменты стресса и сниженного настроения возникает непреодолимое желание в потреблении еды.

Другой причиной возникновения пищевой проблемы может быть выстраивание границ с миром с помощью еды. Это часто бывает в семьях с гиперопекой и зависимым поведением со стороны ребёнка. Такие дети порой не смеют высказывать протест, или их возмущение или отстаивание себя игнорируется взрослыми. Тогда они с помощью еды обращают на себя внимание: появляется выборочность в продуктах у детей до 10 лет, истощение себя диетами или нежелание есть мясо из-за вегетарианских побуждений у подростков. Сам принцип ограничить себя демонстрирует родителям, что я имею право делать выбор, имею право на свою точку зрения. Подростки с размытым ощущением себя и заниженной самооценкой часто подвергают себя экспериментам по отношению к телу, таким способом обретают возможность ощутить свои границы, почувствовать, что я могу на что-то влиять в своей жизни. Иногда с аскетическим отношением к телу параллельно идёт склонность делать на коже надрезы лезвием, экспериментировать с наркотическими веществами.

Часто приходят семьи, где напрочь утрачена способность слушать и слышать друг друга. И только с помощью пищевой проблемы подросток может добиться внимания родителей, интереса к его личности. Но, к сожалению, со временем это внимание перерастает ещё в один способ механически формально гиперопекать ребёнка, а иногда и полной изоляцией его в психиатрической клинике. Конечно, намного проще выяснять отношения на счёт несъеденных котлет, объявленной диете, чем попытаться выяснить, что не устраивает в общении, что бы хотелось изменить с обеих сторон.

Попытки прямо контролировать питание или тайком пытаться накормить часто приводят ещё к большей пропасти между родными. Если не искать причину возникновения потребности протеста с помощью еды и налаживать отношения, то игра в «догнать и накормить» будет лишь самоутверждением со стороны родителей и подавлением личности ребёнка. Всегда всё внимание забирает именно симптом, в данном случае – проблемы с питанием, и теряется эмоциональная связь с ребёнком вопреки проблеме. Маме одной клиентки я дала задание сделать фотографии совместно в парке на выпускном. Это заняло бы всего несколько минут с помощью мобильного телефона. И они не смогли это выполнить, потому что по словам матери: «… и так проблем много ..». А совместная фотография могла бы сблизить мать с дочерью, взаимодействие во время съёмки могло показать скрытые проблемы в их отношениях, восприятие друг друга и своего тела. Обсуждая с ними это упущенное задание, был сделан вывод, что говорить о еде проще, чем проводить вместе время для удовольствия. То-есть, чтобы общаться с матерью, дочке нужно сначала выстроить с ней границы тем способом, что стал доступен – отказом от маминой еды. А так как нет эмоционального контакта с матерью, то единственный способ общения – это проблемы с питанием, где мать подменяет понимание и эмоциональную вовлечённость заботой о весе, здоровье, нравоучениями о питании.

Когда ситуация усугубляется до принудительного заключения в больницу, где питание контролируется персоналом, родные теряют контроль над больным, таким способом подсознательно основная цель достигнута – вырваться из-под контроля семьи, доказать, что «моё тело – это моё дело». Но человек подпадает под контроль и влияние врачей, сиделок, то есть, способность жить самостоятельно с приобретёнными таким способом границами, утрачена и требует долгой реабилитации.

Формирование культуры потребления пищи, способности осознавать свои пищевые вкусы напрямую связана со способностью делать самостоятельный выбор и отвечать за него. Начиная с детского сада, ребёнок учится нести ответственность за умение самому ходить на горшок, одеваться, дать или не дать игрушку другому ребёнку. И родитель через поддержание этой способности и через эмоциональный контакт взращивает навык впусти или не впустить в своё личное пространство, как правильно реагировать на нарушение своих границ, как сформировать способы самоутверждения и сепарации, которые не нанесут вреда детям и взрослым.



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Эмоциональный крючок отношений, или что делать, если мужчина возвращается через несколько месяцев?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • То, что в тебе хотят изменить, часто и есть твой самый сильный ресурс
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Призываю конфликтовать так часто, насколько это возможно
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь