|
Построение отношений с миром и с собой через еду.Автор статьи: Яковлева Леся Николаевна
Проблема питания очень актуальна сегодня, потому что часто неспособность контролировать свою жизнь компенсируется гиперконтролем в поглощении пищи. Также, процесс получения удовольствия у людей часто ассоциируется с поглощением пищи. Это часто связано с дефицитом эмоционального тепла в детстве, особенно в период кормления грудью до одного года. Матери, у которых отсутствует эмоциональная связь с ребёнком, заменяют процесс общения и познания мира процессом кормления. Если ребёнок плачет или требует внимания, то он необязательно голоден. Часто это может свидетельствовать о потребности поглаживаний, внимания и контакта с матерью. Но эмоционально закрытые матери предлагают ребёнку еду, тем самым формируют привычку получать удовольствие через потребление пищи. У взрослых с такой сформированной привычкой в моменты стресса и сниженного настроения возникает непреодолимое желание в потреблении еды. Другой причиной возникновения пищевой проблемы может быть выстраивание границ с миром с помощью еды. Это часто бывает в семьях с гиперопекой и зависимым поведением со стороны ребёнка. Такие дети порой не смеют высказывать протест, или их возмущение или отстаивание себя игнорируется взрослыми. Тогда они с помощью еды обращают на себя внимание: появляется выборочность в продуктах у детей до 10 лет, истощение себя диетами или нежелание есть мясо из-за вегетарианских побуждений у подростков. Сам принцип ограничить себя демонстрирует родителям, что я имею право делать выбор, имею право на свою точку зрения. Подростки с размытым ощущением себя и заниженной самооценкой часто подвергают себя экспериментам по отношению к телу, таким способом обретают возможность ощутить свои границы, почувствовать, что я могу на что-то влиять в своей жизни. Иногда с аскетическим отношением к телу параллельно идёт склонность делать на коже надрезы лезвием, экспериментировать с наркотическими веществами. Часто приходят семьи, где напрочь утрачена способность слушать и слышать друг друга. И только с помощью пищевой проблемы подросток может добиться внимания родителей, интереса к его личности. Но, к сожалению, со временем это внимание перерастает ещё в один способ механически формально гиперопекать ребёнка, а иногда и полной изоляцией его в психиатрической клинике. Конечно, намного проще выяснять отношения на счёт несъеденных котлет, объявленной диете, чем попытаться выяснить, что не устраивает в общении, что бы хотелось изменить с обеих сторон. Попытки прямо контролировать питание или тайком пытаться накормить часто приводят ещё к большей пропасти между родными. Если не искать причину возникновения потребности протеста с помощью еды и налаживать отношения, то игра в «догнать и накормить» будет лишь самоутверждением со стороны родителей и подавлением личности ребёнка. Всегда всё внимание забирает именно симптом, в данном случае – проблемы с питанием, и теряется эмоциональная связь с ребёнком вопреки проблеме. Маме одной клиентки я дала задание сделать фотографии совместно в парке на выпускном. Это заняло бы всего несколько минут с помощью мобильного телефона. И они не смогли это выполнить, потому что по словам матери: «… и так проблем много ..». А совместная фотография могла бы сблизить мать с дочерью, взаимодействие во время съёмки могло показать скрытые проблемы в их отношениях, восприятие друг друга и своего тела. Обсуждая с ними это упущенное задание, был сделан вывод, что говорить о еде проще, чем проводить вместе время для удовольствия. То-есть, чтобы общаться с матерью, дочке нужно сначала выстроить с ней границы тем способом, что стал доступен – отказом от маминой еды. А так как нет эмоционального контакта с матерью, то единственный способ общения – это проблемы с питанием, где мать подменяет понимание и эмоциональную вовлечённость заботой о весе, здоровье, нравоучениями о питании. Когда ситуация усугубляется до принудительного заключения в больницу, где питание контролируется персоналом, родные теряют контроль над больным, таким способом подсознательно основная цель достигнута – вырваться из-под контроля семьи, доказать, что «моё тело – это моё дело». Но человек подпадает под контроль и влияние врачей, сиделок, то есть, способность жить самостоятельно с приобретёнными таким способом границами, утрачена и требует долгой реабилитации. Формирование культуры потребления пищи, способности осознавать свои пищевые вкусы напрямую связана со способностью делать самостоятельный выбор и отвечать за него. Начиная с детского сада, ребёнок учится нести ответственность за умение самому ходить на горшок, одеваться, дать или не дать игрушку другому ребёнку. И родитель через поддержание этой способности и через эмоциональный контакт взращивает навык впусти или не впустить в своё личное пространство, как правильно реагировать на нарушение своих границ, как сформировать способы самоутверждения и сепарации, которые не нанесут вреда детям и взрослым. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|