Наш мозг, как и наше тело, изменчив и несовершенен. Он удивительно адаптивен, но в какие-то моменты очень уязвим и причудливым образом искажает нашу жизнь.
Как это проявляется? На каких этапах? Что зависит от нас, а что дано от природы?
Я решил начать свой цикл статей о психических нарушениях с такого заболевания, как шизофрения. Сразу оговорюсь, что я не врач, и основной упор я буду делать на системном анализе и прикладной стороне психологических явлений.
Шизофрения - это психическое расстройство, характеризующееся расщеплением личности и искажением до абсурда восприятия реальности. Это является ядром болезни, то есть тем, что всегда имеет место. Есть и другие симптомы - апатия, галлюцинации, малосвязная речь, кататоническое поведение. Но они могут быть присущи и совершенно другим заболеваниям.
Кстати, раздвоение личности и шизоидная акцентуация не имеют к шизофрении реального отношения.
Мы можем наверняка говорить о шизофрении, когда наблюдаем бредовые идеи, голоса в голове, материализацию мыслей (кто-то вкладывает или ворует их), бред воздействия (ощущения чужого контроля). Больной выстраивает в своей голове другой, бредовый мир, в котором он живет, одновременно с реальным миром. Это называется Амбивалентностью - смесь ощущений реальности и фантазий.
«Представьте, что, проснувшись утром, вы обнаруживаете стоящее у постели существо в пурпурную чешуйку, которое утверждает, что явилось к вам прямехонько с Марса, - так рассказывает про свой опыт шизофрении писательница Барбара О'Брайен в книге «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: Операторы и вещи». - Сурово уставившись на вас своими тремя глазами, гость предупреждает, что никто не должен знать о его существовании, в противном случае он немедленно вас уничтожит.
Считается, что развитие шизофрении может быть вызвано двумя основными причинами - генетическими факторами и внешними обстоятельствами, такими как стресс или употребление наркотических веществ.
Я не смогу компетентно рассужадать о генетике, также как и о психиатрическом лечении.
Я хотел бы подробно коснуться такого фактора развития шизофрении, который можно определить, как стрессовый - как социально-педагогические влияния.
Я имею в виду, так называемую, шизофреногенную коммуникацию, о которой впервые заговорил в 1950-х годах американский антрополог и философ Грегори Бейтсон.
Он выделил определенные коммуникативные стратегии, приводящие к расщеплению восприятия и мышления человека. Бейтсон назвал их «двойным посланием», когда в одной фразе или разговоре человек передавал другому два различных смысла, обычно противоречащих друг другу.
Например, со словами не сочетались невербальные сигналы (интонация, контекст, поза) Таким образом, информацию невозможно было трактовать однозначно. Именно адаптация ребёнка к подобному систематическому воздействию может вызывать развитие шизофрении по мнению Бейтсона. Возникает регулярная активация двух, несвязанных друг с другом очагов возбуждения в мозге, способное привести к шизофреноподобному мышлению.
Это всего лишь теория. Она строилась на анализе отчетов психотерапевтов и родителей пациентов, и не подкреплена масштабным исследованием. Но мне, как педагогу и специалисту в переговорах, представляется заслуживающей пристального внимания.
Шизофреногенные паттерны очень распространены в человеческом общении. Я убеждён, что ими когда-либо пользовались многие из вас. И уж точно каждый испытывал их на себе.
Давайте, я дам пару примеров.
Александр приходит в кабинет к директору. Вчера он опоздал, а на пришлой неделе не сдал во время отчёт. Что Он ему скажет? Зачем вызвал? Потерять работу сейчас просто смерти подобно - старший пошёл в школу, Ипотека...
Расскажи над чем ты сейчас работаешь? - спросил директор, не отрываясь от бумаг на столе.
Александр начал рассказывать. Директор продолжал перелистывать бумаги. Потом начал набирать номер. Александр замолчал.
Ты говори, говори... - пробубнил директор.
Александр продолжил. Директор поговорил по телефону. Пригласил секретаря и начал давать указания. Как только Александр замолкал, директор просил продолжать с интересом переводя на него взгляд, но затем снова «отвлекался».
Через 10 минут разговора Александр перестал понимать что он говорит и зачем. В голове был туман и ступор. Он вышел из кабинета с новым заданием на ближайшие выходные без сверхурочных и смутным ощущением, что что-то не так: то ли с заданием, то ли с ним.
Что здесь произошло?
Отметьте структуру:
Прочная коммуникативная связка с вертикальной субординацией
Двойное послание «мне интересно/мне безразлично», разрушающее сознательный контроль и приводящее к неуправляемому трансу
Директивное внушение (распоряжение), принимаемое без критики.
Знакомо?
Вот ещё.
Петров к доске!
Решай задачу...
Это неверный ответ. Где ошибка?
Нет, не здесь! И не здесь! Ты вообще чем думаешь, Петров?
Опять нет. Думай. Думай, Петров.
Не верно. Что ты не знаешь? А что ты вообще знаешь?! Вот как ты стоишь?
Встань нормально! Не так встань, а нормально я тебе говорю!
Садись. Два.
Ничего из тебя не выйдет, Петров!
А здесь что? Схема та же.
Такое же вертикальное давление и невозможность разорвать коммуникацию.
Двойное послание Ты можешь/Ты не способен.
Внушённое убеждение никчемности.
Грозит ли моим героям шизофрения? Вероятно, нет. Но мы явно получаем выученную беспомощность и, как следствие, открытость для манипуляций любого рода. Также можно говорить о формировании низкой самооценки, тревожных состояний и так далее.
Я считаю проблему шизофреногенной коммуникации не менее важной, чем явление собственно шизофрении. Массовость явления и количество людей (прежде всего детей), находящихся под воздействием, и рискующих своим здоровьем, тому подтверждение.
Целый ряд воспитательных приемов традиционно строиться на подавлении личности и установлении дисциплины на основе паттернов «двойного послания». Семья, Школа, армия - неполный список коммуникативных капканов для их применения. И это не заговор, это паталогическое семейное наследование. К тому же доказавшее свою эффективность в оболванивании и управлении.
Каждый день я слышу примеры шизофреногенных паттренов (ШЗП) в жизненных ситуациях, в том числе от своих собственных детей после школы. Простая противоречивая смысловая связка в сочетании с прочным капканом ролевого взаимодействия или созависимости, создаёт мощнейший инструмент негативного психологического воздействия. Я привёл два примера. Специалисты выделяют до восьмидесяти вариантов!
И правда, этот простой шаблон ложиться под множество вариантов. Для любого человека можно подобрать свой, «особо эффективный».
Как быть?
В случае шизофрении однозначно лечить. И, как показывает практика, это делают довольно успешно. Четверть пациентов, переживших психоз, возвращаются к нормальной жизни в состоянии стойкой ремиссии. Только 10% пациентов проводят свою жизнь в стенах больницы.
Профилактика всегда дешевле лечения. А кто предупреждён, тот вооружён. Замечайте ШЗП у себя и окружающих. Воздержитесь от разрушительного воздействия, разрывайте патологическую коммуникацию. Помните о своих целях в любом диалоге, и наблюдайте за чужими.
Мы продолжим.