|
Психотерапия шизофрении (случай из практики).Автор статьи: Борисов Владимир Андреевич
Психотерапия шизофрении(случай из практики). Авторы: Борисов Владимир Андреевич - Руководитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт. Рутковский Евгений Ромуальдович - .Врач-психотерапевт, психолог, НЛП-Мастер, Телесно-ориентированный психотерапевт, специалист по процессуальной работе. Традиционным в лечении шизофрении является медикаментозная терапия. Однако это имеет ряд нежелательных сторон: стоимость лечения огромна. Например, в США 0,5 % всего национального продукта идёт на лечение шизофрении. Все больные, страдающие данной психической патологией, имеют неутешительные прогнозы по поводу выздоровления. Двадцать пять процентов шизофреников предпринимают попытки самоубийства, а десяти процентам это удалось. Поэтому предпринимается ряд попыток усовершенствовать процесс помощи людям, страдающим от этого недуга. Энтузиастов – врачей, пытающихся применять психотерапию к таким случаям немного. Об этом свидетельствует и весьма ограниченное количество литературы. Нам встретилось незначительное количество научных источников, посвящённых психотерапии шизофрении. Одним из самых практичных источников с нашей точки зрения можно назвать книгу Р. Болстада «НЛП в психотерапии», где наиболее структурно и доступно излагаются психотерапевтические подходы в лечении шизофрении. В данной статье вашему вниманию предоставляется случай из нашей практики с применением психотерапии в отношении пациента А. Особенностью проведения психотерапии было то, что в связи с тем, что пациент живёт в другом городе, работа проводилась чаще дистантно (по телефону), перемежаясь с очными сеансами. А так же к психотерапии была привлечена жена отца пациента, психолог, которая прошла обучение на курсе НЛП–Практик, а в последующем и по сей день изредка с ним взаимодействовал НЛП-Мастер (один из авторов статьи). Пациент А. 19 лет, страдал параноидной формой шизофрении в течение 7-ми лет. Врачи-психиатры лечили его медикаментозно. Обострения с госпитализацией в психиатрическую больницу происходили три-четыре раза в год. Постоянно между госпитализациями А. принимал поддерживающую медикаментозную терапию несколькими препаратами. В анамнезе заболевания были три суицидальные попытки. В данном случае мы использовали психотерапевтический мультимодальный подход с использованием технологий НЛП и Психосинтеза. Чтобы получить представление как происходила работа, мы приводим несколько фрагментов, записанных терапевтических сессий с комментариями. 1. Рефрейминг и работа с метамоделью.
А - Клиент А. П - Психотерапевт А: «я знаю, что я ненормальный» П.: «а как ты узнал об этом, что ты ненормальный?» А: «об этом все говорят» П.: «кто конкретно?» А.: «врачи, моя мама, а также я слышу это от голоса». П.: «что они говорят?» А.: «у меня бывают галлюцинации: я вижу орла, который сидит у меня на плече и говорит всякие гадости, бабочки очень страшные. Это ведь ненормально, раньше у меня такого не было. И мать меня водит к психиатру. И он мне говорит, что на самом деле этого нет и у меня нарушена психика». П.: «На самом деле, то, что ты так ярко видишь зрительные образы и слышишь звуки – это свойство твоего развитого воображения. Ты можешь ярко представлять то, что другие люди не могут». А.: «Правда»? П.: Да, чтобы людям научиться так ярко представлять, нужно усиленно тренироваться на протяжении нескольких лет, а у тебя эта способность уже есть. Просто, другие не понимают, что такие яркие видения могут быть при хорошем воображении и у творческих людей. Тебе всего лишь нужно научиться управлять собственным воображением! А.: «Так что это уж не так и страшно»? (с оптимизмом). 2. Редактирование субмодальностей А.: «Я иногда вижу странных бабочек. У них белые черепа на крыльях. И мне становится страшно». П.: «О чём это тебе говорит?» А.: «О смерти. Они говорят, что я должен покончить с собой». П.: «А давай поменяем их цвет. Сделай их такого цвета, чтобы они тебе нравились. Какой тебе цвет нравится?» А.: «Голубой, синий». П.: «Сделай бабочек синего цвета». А.: «О! Уже не страшно, но они слишком большие». П.: «Тогда уменьшай их в размерах, уменьшай до тех пор, пока тебе не будет хорошо». А.: «Они стали как обычные бабочки». П.: «Как тебе теперь это?» А.: «Совсем хорошо». П.: «А тебе хочется, чтобы они остались в комнате или чтобы они вообще вылетели из комнаты?» А.: «Надо открыть форточку». П.: «Так открой». А. подходит и открывает форточку в комнате. А.: «О! Они улетели» П.: «Как теперь?» А.: «Они исчезли, и голосов нет. Мне спокойно». P.S. Образы исчезли и отсутствовали более недели. Пациент был проинструктирован, что в случае появления «бабочек» он должен раскрасить их в приятный цвет и придавать им те размеры и тот цвет, который нравиться А.. С течением времени, данный вид галлюцинаций стал возникать крайне редко, и при этом не было их призывных голосов к суициду. 3. Описание работы с «орлом» (проведение метаразличий между реальным и нереальным). А.: «Иногда я вижу, как ко мне на плечо садится орёл и критикует меня». П.: «Ты его только видишь или слышишь его «голос»? А.: «Да, он говорит человеческим голосом». П.: «Я подскажу тебе, как узнать есть ли он на самом деле или его нет. Когда он снова появится, ты можешь протянуть свободную руку и потрогать его, например, за лапы или крылья. Если ты не почувствуешь его под рукой значит это галлюцинация». А.: «Понятно. Если я не почувствую его рукой, значит это галлюцинация». Через несколько недель А. научился довольно хорошо различать галлюцинации и реальность. И эта галлюцинация в виде орла постепенно исчезла. Комментарии и выводы. Таким образом, в продемонстрированных терапевтических кейсах были использованы техники НЛП: Рефрейминг, редактирование субмодальностей, метамодель, проведение мета-различий между реальным и нереальным. Так же в работе была использована техника «Путешествие к глубинному ядру» к галлюцинаторным симптомам, что позволяло клиенту А. узнавать глубинную позитивную сущность беспокоящего его «голоса» или «видения». 4. «Путешествие к глубинному ядру» А.: «Я периодически слышу голоса. То из воздуха, то от каких-то предметов, от бабочек.» П.: «О чём они говорят?» А.: «О разном. Чаще всего критикуют, говорят, что надо заниматься сексом с собой. Но больше всего меня пугают приказы покончить с собой.» П.: «А как они говорят приказы, о чём они?» А.: «Они говорят, что я никчемный, что я дурной, что я никогда не поправлюсь и что пора кончать с собой.» П.: «А как они говорили об этом?» А.: «Они приказывали вскрывать вены. И я пару раз выполнял их приказы. Они говорили, что тогда всем будет хорошо, в том числе и мне…» П.: «В следующий раз, когда они будут к тебе приставать, задавай им следующие вопросы: что важного и ценного вы для меня делаете? Какой положительный смысл ваших приказов? Что хорошего вы хотите для меня?» И т.д. Через некоторое время А. звонил мне и сообщал, что после 30-40 минут такой «беседы» с голосами они вначале начинали злиться, говорили всякие гадости, затем, ближе к концу разговора, что-то начинали говорить хорошее и исчезали. В последующем эта технология использовалась постоянно и количество голосов резко уменьшилось. Суицидальные поступки прекратились. Если рассуждать в понятиях квантовой психологии, то сам наблюдатель и создаёт свой симптом (галлюцинацию, обссесивность). В данном случае А. сформировал внутреннего наблюдателя и наблюдал с его позиции на симптом при этом даже не проводил никаких внутренних манипуляций. И симптом (навязчивое желание, «голос») исчезал и в дальнейшем либо вообще не появлялся, либо возникал редко. Был использован психосинтетический подход по Р. Ассаджиоли. Клиенту предлагалось в начале выявить доминирующие субличности (субличность, подталкивающая заниматься беспорядочным сексом, критик, уничижитель и др.). После чего клиент объединял их вокруг центра чистого осознания – что является одним из важных факторов преодоления расщеплённости при шизофрении. Из центра осознания клиент мог наблюдать и сохранять некоторую мета-позицию: это позволяло не впадать полностью в какую-либо из субличностей и, следовательно, контролировать их поведение. Его мачеха, а в последующем и другой психолог проводили ресурсные техники, а также медитации с релаксацией. Сам он научился проводить аутогенную тренировку. В результате проведения полимодальной психотерапии психический статус клиента А. значи-тельно улучшился – количество госпитализаций в психиатрическую больницу снизилось с 4-х раз за год до 1 раза в год. Причём пациент стал самостоятельно обращаться к психиатру, когда возникали первые признаки декомпенсации и просил либо усилить лечение, либо направить в психстационар. Вместе с этим снизились дозы лекарств. Так же он нашёл себе работу, группа инвалидности снизилась со второй на третью. Стал более уверенным и активным по жизни. Стал читать литературу по психологии и восточным техникам оздоровления и заниматься ими. Посещал группы по телесно-ориентированной психотерапии, где проявлял свою социальную адаптивность. Описанный терапевтический случай показывает, что состояние пациентов с такой тяжёлой психической патологией как шизофрения, может значительно улучшиться с помощью психотерапии, что вселяет оптимизм. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|