Психотерапия шизофрении (случай из практики).

Психотерапия шизофрении(случай из практики). 

Авторы:

Борисов Владимир Андреевич - Руководитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт. 

Рутковский Евгений Ромуальдович - .Врач-психотерапевт, психолог, НЛП-Мастер, Телесно-ориентированный психотерапевт, специалист по процессуальной работе.

Традиционным в лечении шизофрении является медикаментозная терапия. Однако это имеет ряд нежелательных сторон: стоимость лечения огромна. Например, в США  0,5 % всего национального продукта идёт на лечение шизофрении. Все больные, страдающие данной психической патологией, имеют неутешительные прогнозы по поводу выздоровления. Двадцать пять процентов шизофреников предпринимают попытки самоубийства, а десяти процентам это удалось. Поэтому предпринимается ряд попыток усовершенствовать процесс помощи людям, страдающим от этого недуга.

Психотерапия шизофрении случай из практики

Энтузиастов – врачей, пытающихся применять психотерапию к таким случаям немного. Об этом свидетельствует и весьма ограниченное количество литературы. Нам встретилось незначительное количество научных источников, посвящённых психотерапии шизофрении. Одним из самых практичных источников с нашей точки зрения можно назвать книгу Р. Болстада «НЛП в психотерапии», где наиболее структурно и доступно излагаются психотерапевтические подходы в лечении шизофрении. 

В данной статье вашему вниманию предоставляется случай из нашей практики с применением психотерапии в отношении пациента А. Особенностью проведения психотерапии было то, что в связи с тем, что пациент живёт в другом городе, работа проводилась чаще дистантно (по телефону), перемежаясь с очными сеансами. А так же к психотерапии была привлечена жена отца пациента, психолог, которая прошла обучение на курсе НЛП–Практик, а в последующем и по сей день изредка с ним взаимодействовал НЛП-Мастер (один из авторов статьи).

Пациент А. 19 лет, страдал параноидной формой шизофрении в течение 7-ми лет. Врачи-психиатры лечили его медикаментозно. Обострения с госпитализацией в психиатрическую больницу происходили три-четыре раза в год. Постоянно между госпитализациями А. принимал поддерживающую медикаментозную терапию  несколькими препаратами. В анамнезе заболевания были три суицидальные попытки.  

В данном случае мы использовали психотерапевтический мультимодальный подход с использованием технологий НЛП и Психосинтеза. 

Чтобы получить представление как происходила работа, мы приводим несколько фрагментов, записанных терапевтических сессий с комментариями.

1. Рефрейминг и работа с метамоделью.

 

А - Клиент А.

П - Психотерапевт

А: «я знаю, что я ненормальный»

П.: «а как ты узнал об этом, что ты ненормальный?»

А: «об этом все говорят»

П.: «кто конкретно?»

А.: «врачи, моя мама, а также я слышу это от голоса».

П.: «что они говорят?»

А.: «у меня бывают галлюцинации: я вижу орла, который сидит у меня на плече и говорит всякие  гадости, бабочки очень страшные. Это ведь ненормально, раньше у меня такого не было. И мать меня водит  к психиатру. И он мне говорит, что на самом деле этого нет и у меня нарушена психика».

П.: «На самом деле, то, что ты так ярко видишь зрительные образы и слышишь звуки – это свойство твоего развитого воображения. Ты можешь ярко представлять то, что другие люди не могут». 

А.: «Правда»?

П.: Да, чтобы людям научиться так ярко представлять, нужно усиленно тренироваться на протяжении нескольких лет, а у тебя эта способность уже есть. Просто, другие не понимают, что такие яркие видения могут быть при хорошем воображении и у творческих людей. Тебе всего лишь нужно научиться управлять собственным воображением!

А.: «Так что это уж не так и страшно»? (с оптимизмом).

2. Редактирование субмодальностей

А.: «Я иногда вижу странных бабочек. У них белые черепа на крыльях. И мне становится страшно».

П.: «О чём это тебе говорит?»

А.: «О смерти. Они говорят, что я должен покончить с собой».

П.: «А давай поменяем их цвет. Сделай их такого цвета, чтобы они тебе нравились. Какой тебе цвет нравится?» 

А.: «Голубой, синий». 

П.: «Сделай бабочек синего цвета».

А.: «О! Уже не страшно, но они слишком большие».

П.: «Тогда уменьшай их в размерах, уменьшай до тех пор, пока тебе не будет хорошо».

А.: «Они стали как обычные бабочки».

П.: «Как тебе теперь это?»

А.: «Совсем хорошо».

П.: «А тебе хочется, чтобы они остались в комнате или чтобы они вообще вылетели  из комнаты?»

А.: «Надо открыть форточку».

П.: «Так открой». 

А. подходит и открывает форточку в комнате.

А.: «О! Они улетели»

П.: «Как теперь?»

А.: «Они исчезли, и голосов нет. Мне спокойно».

P.S. Образы исчезли и отсутствовали более недели. Пациент был проинструктирован, что  в случае появления «бабочек» он должен раскрасить их в приятный цвет и придавать им те размеры и  тот цвет, который нравиться А.. С течением времени, данный вид галлюцинаций стал возникать крайне редко, и при этом не было их призывных голосов к суициду.

3. Описание работы с «орлом»

(проведение метаразличий между реальным и нереальным).

А.: «Иногда я вижу, как ко мне на плечо садится орёл и критикует меня».

П.: «Ты его только видишь или слышишь его «голос»?

А.:  «Да, он говорит человеческим голосом».

П.: «Я подскажу тебе, как узнать есть ли он на самом деле или его нет. Когда он снова появится, ты можешь протянуть свободную руку и потрогать его, например, за лапы или крылья. Если ты не почувствуешь его под рукой значит это галлюцинация».

А.: «Понятно. Если я не почувствую его рукой, значит это галлюцинация».

Через несколько недель А. научился довольно хорошо различать галлюцинации и реальность. И эта галлюцинация в виде орла постепенно исчезла.

Комментарии и выводы.

Таким образом, в продемонстрированных терапевтических кейсах были использованы техники НЛП:

Рефрейминг, редактирование субмодальностей, метамодель, проведение мета-различий между реальным и нереальным.

Так же в работе была использована техника «Путешествие к глубинному ядру» к галлюцинаторным симптомам, что позволяло клиенту А. узнавать глубинную позитивную сущность беспокоящего его «голоса» или «видения».

4. «Путешествие к глубинному ядру»

А.: «Я периодически слышу голоса. То из воздуха, то от каких-то предметов, от бабочек.»

П.: «О чём они говорят?»

А.: «О разном. Чаще всего критикуют, говорят, что надо заниматься сексом с собой. Но больше всего меня пугают приказы покончить с собой.»

П.: «А как они говорят приказы, о чём они?»

А.: «Они говорят, что я никчемный, что я дурной, что я никогда не поправлюсь и что пора кончать с собой.»

П.: «А как они говорили об этом?»

А.: «Они приказывали вскрывать вены. И я пару раз выполнял их приказы. Они говорили, что тогда всем будет хорошо, в том числе и мне…»

П.: «В следующий раз, когда они будут к тебе приставать, задавай им следующие вопросы: что важного и ценного вы для меня делаете? Какой положительный смысл ваших приказов? Что хорошего вы хотите для меня?» И т.д.

Через некоторое время А. звонил мне и сообщал, что после 30-40 минут такой «беседы» с голосами они вначале начинали злиться, говорили всякие гадости, затем, ближе к концу разговора, что-то начинали говорить хорошее и исчезали. В последующем эта технология использовалась постоянно и количество голосов резко уменьшилось. Суицидальные поступки прекратились.

Если рассуждать в понятиях квантовой психологии, то сам наблюдатель и создаёт свой симптом (галлюцинацию, обссесивность). В данном случае А. сформировал внутреннего наблюдателя и наблюдал с его позиции на симптом при этом даже не проводил никаких внутренних манипуляций. И симптом (навязчивое желание, «голос») исчезал и в дальнейшем либо вообще не появлялся, либо возникал редко.

Был использован психосинтетический подход по Р. Ассаджиоли. Клиенту предлагалось в начале выявить доминирующие субличности (субличность, подталкивающая заниматься беспорядочным сексом, критик, уничижитель  и др.). После чего клиент объединял их вокруг центра  чистого осознания – что является одним из важных факторов преодоления расщеплённости при шизофрении. Из центра осознания клиент мог наблюдать и сохранять некоторую мета-позицию: это позволяло не впадать полностью в какую-либо из субличностей и, следовательно, контролировать их поведение. 

Его мачеха, а в последующем и другой психолог проводили ресурсные техники, а также медитации с релаксацией. Сам он научился проводить аутогенную тренировку.

В результате проведения полимодальной психотерапии психический статус клиента А. значи-тельно улучшился – количество госпитализаций в психиатрическую больницу снизилось с 4-х раз за год до 1 раза в год. Причём пациент стал самостоятельно обращаться к психиатру, когда возникали первые признаки декомпенсации и просил либо усилить лечение, либо направить в психстационар. Вместе с этим снизились дозы лекарств. Так же он нашёл себе работу, группа инвалидности снизилась со второй на третью. Стал более уверенным и активным по жизни. Стал читать литературу по психологии и восточным техникам оздоровления и заниматься ими. Посещал группы по телесно-ориентированной психотерапии, где проявлял свою социальную адаптивность. 

Описанный терапевтический случай показывает, что состояние пациентов с такой тяжёлой психической патологией как шизофрения, может значительно улучшиться с помощью психотерапии, что вселяет оптимизм.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Да какое тебе дело до меня?! Оставь меня, меня не исправить!» Случай из практики
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Мишени психотерапии шизофрении и бредовых расстройств
  • Случай из практики. «Мой муж меня постоянно критикует»
  • Общие принципы психотерапии шизофрении и личностных расстройств
  • Тебе НЕ стать богатым, если ты делал ЭТО в этом году!
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Как узнать, какой меня видит мужчина, не спрашивая его об этом?
  • Интегрированные психотерапевтические подходы при лечении шизофрении у подростков
  • На шее у меня не место тебе
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • Лучше меня самого меня никто не знает! (случай из практики)
  • Зачем мне психолог, если у меня всё хорошо?
  • Не много ли тебе, милый, меня…?
  • Что вы хотели узнать о терапии, но обычно об этом не говорят.
  • Ты лишаешь меня возможности помогать тебе
  • Иногда говорить, что тебе страшно, тоже страшно…
  • Пускай лучше ты обманешь меня, чем я тебе не поверю….(1)
  • "Тебе, по всей видимости, не психотерапевт нужен, а дрессировщик!" Случай из практики
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Мои чувства говорят за меня
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Я знаю, почему с другими не получалось. Просто потому, что тебе не нужен “другой”, тебе нужен воин.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь