|
Йога и современный человекАвтор статьи: Анна Тимошкина
Йога и современный человек
«Рождение - это подарок Бога человеку, а прожитая жизнь – подарок человека Богу»
Тихоплав В. и Тихоплав Т.
Сейчас занятия йогой стали очень популярными, даже модными, но разобраться в сложности системы йоги стало еще сложнее, чем раньше. Множественная литература по этому вопросу не дает ответа на главный вопрос: «Что есть йога: система упражнений или мистическая философия?» «Йога – это путь к Богу», - так характеризует ее автор книги «Венец Жизни» мастер Йоги Кирпал Сингх. Кирпал Сингх три раза избирался на пост президента братства религий, практиковал йогу «Звукового потока» и как великий ученый сумел дать глубокий анализ и обзор философии йоги, какой она дошла до нас из седого прошлого, но и поныне остается краеугольным камнем древней мудрости Индии. Система йоги — это тренировка, включающая интенсивную и уединенную медитацию в соединении с физическими упражнениями и позами, служащими для упорядочивания и контроля разума и пран с тем, чтобы заставить их работать определенным образом, что может помочь подчинить чувства. Как таковая, йога предназначена для очищения тела и разума и прокладывает путь для видения райского блаженства. Молитва тоже играет важную роль в йоговской реализации. Как разумная воля, так и колеблющийся разум прекращают тогда свою индивидуальную работу и успокаиваются, тем самым освобождая душу, чтобы она сияла в своем собственном истинном и прирожденном свете. Йоговские упражнения обычно дают здоровье, силу и долголетие и в некоторой степени помогают победить болезни, дряхлость и раннюю смерть. Можно также обрести психическую и сверхъестественную силу, контролируя Природу и ее законы. Благодаря обострению чувств, йоги могут слышать и видеть на больших расстояниях, проникать в прошлое, настоящее и даже в будущее, передавать мысли и творить чудеса. Многие современные ученые, больше западного образа мыслей, впервые сталкиваясь с йогой, стремятся объявить ее тщательно разработанным методом самогипноза. Такое отношение совершенно ненаучно, хотя оно часто щеголяет в одеянии науки. Обычно оно является результатом предрассудка, порожденного невежеством или поверхностным знанием предмета. Для нас естественно пытаться отнести к области суеверия незнакомые нам явления, не соответствующие нашему привычному образу мыслей и представлениям о жизни, ибо, чтобы изучить, понять, проверить и принять их, потребуются усилия и настойчивость, на которые большинство из нас неспособно. Не исключено, что некоторые из так называемых йогов могут оправдывать ярлык «самогипнотизеров». Но те немногие, кто подлинно заслуживает наименования йогов, слишком скромны, чтобы искать рекламы, и ничем не напоминают эскапистов, невротиков, убегающих от действительности. Они неизменно проявляют необыкновенно тонкое знание жизни во всей ее сложности и разнообразии, и это знание вместе с их смиренностью делает всякий разговор о самообмане совершенно невозможным, неуместным и даже смешным. Искать неизменное за меняющимся, реальное за феноменальным, конечно, не означает заниматься «самогипнозом». Пожалуй, за этим стоит дух исследования, исключительный по своей искренности и целостности, который не удовлетворится ничем меньшим, чем абсолютная истина, и практиковать необходимое для этого самоотречение является самым трудным. Поэтому с течением времени, по мере того как знание постепенно разрушает невежество, прежняя обывательская косность исчезает. Новое развитие естественных наук немало содействовало этому процессу, так как, обнаружив, что все в физической вселенной относительно и что материя — это не материя сама по себе, а в конечном счете форма энергии, оно подтвердило, по крайней мере на низшем уровне йоговской концепции, понимание мира, присущее системе йоги, дав ему научную основу, в чем раньше сомневались. Занятия йогой были сложны во все времена и требовали огромного усилия и времени, которых ну совсем нет у современного человека. Основы йоги требуют от практикующих очень строгой дисциплины жизни, а идеал четырех ашрамов (циклов жизни) был неизбежным ее следствием. Для достижения чего-либо существенного нужно было начинать с раннего детства. Первые двадцать пять лет (брах-мачари) должны были использоваться для надлежащего развития тела и разума и для формирования физического и духовного здоровья, способного выдержать трудности жизни. Следующие 25 лет, грихастии, нужно было прожить в качестве семьянина, главы семьи, опоры для стариков и жены и умелого воспитателя детей. Когда обязанности перед обществом были все выполнены, когда приближалась смерть и жизнь была прочувствована сполна, тогда человек мог свободно искать ее внутренний смысл и созревать для его понимания. Так, следующие 25 лет следовало провести в ванпрастх, в уединении гор и лесов, до тех пор, пока с помощью различных садхн и усердной медитации человек не достигал просветления. Теперь, наконец, он мог называться сания-сином и посвятить последнюю четверть века, предусмотренную для совершенной жизни, тому, чтобы помогать своим собратьям в их поиске духовной свободы. Даже в старые времена идеал четырех ашрамов был труднодостижимым. Поэтому неудивительно, что йога ограничивалась немногими избранными, не распространялась в виде курса, которому должны следовать обычные люди, и существовала только как тайная школа, факел которой передавался от гуру к ученику в ограниченных пределах. Пожалуй, в современных условиях заниматься ею в той же форме стало еще более трудно и почти невозможно. Поскольку жизнь стала сложнее, а различные профессии — специализированнее, люди больше не считают возможным посвящать первые 25 лет своей жизни только развитию тела и разума в подготовке к конечному поиску. Они должны проводить их в школах, колледжах и институтах, которые требуют от них максимума усилий для подготовки к карьере. При постоянно растущем населении нельзя также ожидать, что одна четверть членов общества — грихастхи обеспечит средства физического существования для остальных трех четвертей, как возможно было когда-то.
Потому сегодня элементы занятий йогой можно использовать повседневно, например, вращения по часовой стрелке вокруг своей оси. Вращаться нужно столько раз, сколько выдерживает ваш вестибулярный аппарат. Начиная с трех раз и далее до 33, 55, и т.д. пока не почувствуете дискомфорт. Регулярные вращения восстанавливают энергетический фон, который находится на достаточно низком уровне у современного человека, живущего в урбанизированном мире. Сначала улучшается кровообращение, а потом начинается улучшение работы всех систем организма. Регулярные психологические разгрузки очень близки к медитации, времени, когда вы начинаете думать над мыслями, протекающими в вашей голове. Время, когда вы один и можете подумать над своей жизнью, или просто вообще расслабится, каждый день должно равняться стольким минутам, сколько вам лет. Тридцатилетний человек должен находиться наедине с собой (не наедине с телевизором или компьютером) - 30 минут, за это время восстанавливается энергетический фон, и системы организма приходят к нормальному функционированию. Лучше всего подходит какое-то любимое занятие, во время которого вы можете прийти в себя. Найдите для себя занятие, во время которого вы не думаете над проблемами, это время для восстановления, после чего непременно придет решение проблемы. Это время можно назвать общением с собой, общением со своим высшим Я, общением с Богом. В какой-то степени это медитация и йога, постижение которой приведет вас к более глубокому постижению и пониманию систем упражнений.
Практический психолог Анна Тимошкина 8 904 373 3229
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|