|
Семейное чтение - возрождение забытых традиций для сплочения семьиАвтор статьи: Юлия Викторовна Пономарева
Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом. Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.
В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале. Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение. Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности). Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта. — В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей? Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д. Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение. К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи где, зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д. Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айблиту преодолеть все трудности пути?
Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга. Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя. — По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения? Каким критериям они должны соответствовать? Что обязательно должно быть в таких книгах? Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком. Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник и школьник 1-2 класса. — При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка? Влияет ли как-то пол ребенка на сам процесс семейного чтения, на подбор литературы? Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное принцессы и их приключения. Так, если рассматривать сказку «Волшебник изумрудного города», то она будет интересна и мальчикам, и девочкам. Но мальчик больше будет ассоциировать себя со Львом или Железным человеком. А девочки будут следить за действиями Элли. — А есть ли такие темы или такие жанры книг, может быть, которые категорично не подходят для семейного чтения? Есть ли что-то «под запретом»? Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется. Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними. Но, чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому. Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие. — Если ребенок проявляет желание сам выбирать книги для чтения, а родитель этот выбор не одобряет, можно ли родителю пытаться этот выбор скорректировать? У меня сразу возникает вопрос: зачем родителю корректировать выбор ребенка? Если книги из серии нерекомендуемых, тогда стремление их понятно. Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще. И тут родителю полезно задать себе вопрос: «Чего я избегаю, каких тем, чего я не хочу видеть в жизни, в ребенке?» —Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, что Вы порекомендуете родителям такого ребенка, какие шаги им нужно предпринять? Это говорит о том, что у ребенка мозг недостаточно хорошо функционирует, он не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку), рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе, ползать на четвереньках, валяться на ковре или кровати в обнимашках. Если ребенку четыре и старше, то можно делать то же самое, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, невролога, нейропсихолога и кинезиолога для выявления дефицитарных зон развития. Трудности с чтением и письмом в младшем школьном возрасте говорят о достаточно серьезных нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду. Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение. В помощь мамам для чтения дочкам авторская книга "Двери в сказку: как стать Королевой". Подробнее об этом в моих предыдущих заметках. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|