Семейное чтение - возрождение забытых традиций для сплочения семьи

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.

Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Семейное чтение  возрождение забытых традиций для сплочения семьи

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

  1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижают возможности его адаптации к окружающему миру.
  2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.

Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности).

Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.

В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?

Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д.

Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи где, зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д.

Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айблиту преодолеть все трудности пути?



Если говорить об укреплении взаимоотношений в семье, об улучшении отношений между родителями, между детьми и родителями, как совместное чтение может помочь?

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.

По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения? Каким критериям они должны соответствовать? Что обязательно должно быть в таких книгах?

Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник и школьник 1-2 класса.

При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка? Влияет ли как-то пол ребенка на сам процесс семейного чтения, на подбор литературы?

Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное принцессы и их приключения.

Так, если рассматривать сказку «Волшебник изумрудного города», то она будет интересна и мальчикам, и девочкам. Но мальчик больше будет ассоциировать себя со Львом или Железным человеком. А девочки будут следить за действиями Элли.

А есть ли такие темы или такие жанры книг, может быть, которые категорично не подходят для семейного чтения? Есть ли что-то «под запретом»?

Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется.

Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними.

Но, чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому.

Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие.

Если ребенок проявляет желание сам выбирать книги для чтения, а родитель этот выбор не одобряет, можно ли родителю пытаться этот выбор скорректировать?

У меня сразу возникает вопрос: зачем родителю корректировать выбор ребенка? Если книги из серии нерекомендуемых, тогда стремление их понятно.

Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще.

И тут родителю полезно задать себе вопрос: «Чего я избегаю, каких тем, чего я не хочу видеть в жизни, в ребенке?»

Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, что Вы порекомендуете родителям такого ребенка, какие шаги им нужно предпринять?

Это говорит о том, что у ребенка мозг недостаточно хорошо функционирует, он не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку), рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе, ползать на четвереньках, валяться на ковре или кровати в обнимашках.

Если ребенку четыре и старше, то можно делать то же самое, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, невролога, нейропсихолога и кинезиолога для выявления дефицитарных зон развития.

Трудности с чтением и письмом в младшем школьном возрасте говорят о достаточно серьезных нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду.

Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение.

В помощь мамам для чтения дочкам авторская книга "Двери в сказку: как стать Королевой". Подробнее об этом в моих предыдущих заметках.



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как помочь ребенку полюбить чтение?
  • Как помочь ребенку полюбить чтение
  • Семейное чтение
  • Что, Как, Когда читать… или осознанное чтение.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Совместное чтение
  • Читать ли ребенку книги?
  • Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.
  • Что делать, если ребенок не хочет читать
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Развиваем все познавательные процессы и речь одним приемом или Чтение детям на ночь - в чем польза?
  • Работа с психологом и чтение литературы - в чем отличие? О возможности "лечения книгами".
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Чтение комментариев, оставленных «троллями», может повлиять на вашу способность рассуждать
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Детское чтение, как способ развития.
  • Чтение книг детям
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Типичные ошибки мышления: чтение мыслей
  • Чтение книг… Свой рецепт счастья...Тирамису :)
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Почему чтение книг и статей по психологии не помогает стать увереннее в себе?
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь