|
Это сладкое слово «предатель», или Почему нам нравится обвинятьАвтор статьи: Сергеева Ольга София
Обвинение – одно из удовольствий, доступных каждому. В обвинении есть богатая репертуарная шкала. Кто-то любит обвинять «пассивно» - дуясь, тихо вздыхая и мужественно «неся крест». Кто-то обвиняет гордо, одним своим оскорбленным видом, не снисходя ни до упреков, ни до вздоха. Кто-то обвиняет «по большим праздникам», устраивая представление при скоплении людей (родственников за новогодним столом или коллег на совещании). Такие спектакли требуют многолетнего накопления обид . Зато сам акт «срывания масок», которого обвинитель долго ждал, приводит его к настоящему катарсису. Наконец, есть обличения на высокой ноте, когда обвинитель ощущает себя вознесенным на трибуну. Здесь он превращается в судию, в морального прокурора, клеймящего тех, кто запятнал себя грехом и пороком. Это момент триумфа – ты весь в белом паришь над землей, а остальные копошатся где-то внизу. Прототипом этих сладостных переживаний своей правоты является знакомая всем из детства фантазия «вот я умру, тогда вы пожалеете». Каждый ребенок когда-то представлял, что он умер от обиды, и мама в горе поняла, как она была к нему несправедлива. В этой фантазии жертва превращается в победителя, получает моральную компенсацию. Мама посрамлена, жестокий авторитет сломлен. Быть обвинителем – это возможность получить моральное превосходство над другим человеком. Когда особых оснований для превосходства нет, а чувствовать превосходство очень хочется, остается только морально победить соперника. Самый простой путь к моральной победе – обвинить другого в аморальности, сделать его плохим. Обвинение всегда предполагает, что другой нас предал – он не захотел соответствовать нашим ожиданиям, надеждам, иллюзиям. Клеймя предателя, мы регрессируем в детство, т.к. забываем, что иметь ожидания на его счет – это наше решение и наша ответственность. Мы сами распоряжаемся своим доверием. И, если мы решили, что интересы другого человека = наши интересы, то это наша проблема. Обвинение в предательстве тем слаще и самозабвенней, чем меньше мы способны отрефлексировать свою собственную роль и взять на себя ответственность за то, что с нами происходит. Для примера можно взять недавний флэшмоб в фейсбуке. Назову его условно «Кто мои истинные друзья». Люди писали на своей стене один и тот же текст (привожу его с сокращениями): - Я знал многих из вас задолго до того, как появился Facebook, поэтому я и "зафрендил" вас. Теперь у вас есть шанс. Если вы хотите показать, как вы цените своих друзей, просто скопируйте это в свой статус. Мы увидим, кто потратит время, чтобы прочитать этот пост. Пусть это станет небольшим экспериментом, чтобы увидеть, кто читает, а кто просто прокручивает. Как мы видим, вставляя этот текст себе на страницу, человек милостиво дает своим друзьям «шанс» доказать свою дружбу. Однако дать шанс можно только тому, кто его у нас просит. Если нас не читают, можно лишь признать, что мы не так интересны, как нам хотелось бы. В данном случае это единственная адекватная реакция. Защитная реакция - выступать как паранояльный бог-отец, желающий проверить преданность своей паствы и выявить изменников, которые «не читают, а только прокручивают». Кто не прошел это испытание, оказывается предателем. Маленьким, но все же предателем. А хозяин страницы получает право обидеться и обвинить. И похоже, что цель этого флешмоба - именно получить право обидеться и обвинить. Удовольствие от обвинения кого-то в предательстве имеет оттенок горечи, но все же это удовольствие. За ним стоит награда – моральное возвышение над тем, кого ты не можешь задеть никаким другим способом, поскольку он нуждается в тебе меньше, чем ты в нем. И, хотя эта победа носит иллюзорный характер, она может работать как психологическая защита в ситуации уязвленного самолюбия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|