|
«Чем я это заслужил?» — идея о вселенской справедливости.Автор статьи: Кузнецова Анастасия Романовна
В детстве многие из нас слышали фразы «Не получишь, не заслужил», «Вначале заслужи», «А что ты для этого сделал?». И не только в детстве. Взрослея, мы все чаще и сами их произносили, адресуя самим себе и другим. Так усвоилась простая мысль о том, что многое необходимо вначале заслужить. Появляются вопросы «За что мне это?», «Чем я это заслужил?» уже касательно трудностей и проблем, те же вопросы задаются, если партнер предает или причиняет боль. Логика простая и ясная: чтобы меня полюбили, я должна быть хорошей; чтобы со мной дружили, я должна быть хорошей и полезной; чтобы получить повышение, я должна много работать. Если же со мной случается что-то плохое, значит, я действовала неправильно — не так была хорошей и полезной, не так уж много и работала, и надо становиться лучше, делать и работать больше. Дружба, любовь и карьера становятся на одну полку в этой концепции, соседствуя рядом с проблемами, болезнями и горестями жизни. Их объединяет одно основание — все это не происходит просто так, все это каким-то образом заслуживается. Идея справедливости, заключенная в концепции заслуг, весьма не нова, она проступает и в мифологии древности, и в беллетристике 21 века, и в нашем сознании в мысли «Человек всегда получает то, что он заслужил». Мир простой, ясный и последовательный, если осмыслять его через заслуги. Контроль в таком случае всегда находится в наших руках, ситуации кажутся предсказуемыми — в общем, у этой концепции много плюсов. Минус только один. Она не работает. Насколько хорошим нужно быть, чтобы заслужить к себе хорошее отношение? Как это должно проявляться, как именно выглядеть, и кто определяет эти критерии? И что ужасного успел сделать ребенок, болеющий раком крови? Нам всем хочется верить в то, что мир вокруг нас справедлив — ведь тогда, если мы будем правильно себя вести, с нами не случится ничего плохого, зато то и дело будет случаться хорошее. К сожалению (или все же к счастью?), реальность несколько сложнее. Мы сильно упрощаем и ситуацию, и других людей, и жизнь вообще, когда объясняем происходящее через заслуги. В один ряд становятся такие разные вещи, как любовь, болезнь или смерть. Между тем, в разных сферах жизни действуют разные закономерности, у разных людей есть разные представление о том, что значит быть хорошим, полезным или работящим. Когда психология только становилась как наука, одна из школ изучала животных, потом распространяя полученные знания на людей. За это ее раскритиковали, ведь не было никаких аргументов в пользу того, что у людей все также, как у голубей или крыс. Зато были аргументы против. Так есть ли аргументы в пользу того, что выводы, сделанные в рабочей ситуации, можно распространять на родительство или любовь? Любая концепция, какой бы она ни была, имеет свою объяснительную силу только в определенной сфере. Заслуги — это сфера орденов и работы, да и то, не всегда. И есть вещи, которые нельзя заслужить. Эта тема важна потому, что осмысление мира через заслуги может навредить нам. Несомненно, полезно видеть и принимать свою ответственность в жизни, однако, зачастую концепция заслуг становится причиной для самообвинения, а не принятия ответственности. Когда с нами случается несчастье, мы начинаем спрашивать себя, за что нам это, искать в прошлом грехи и проступки, которые могли бы объяснить произошедшее, и этим мы делаем себе хуже. Когда мы сталкиваемся с несправедливой оценкой, мы ощущаем разочарование — ведь так быть не должно, и это тоже делает нам хуже. Когда мы пытаемся найти в себе ответ на то, почему партнер или друг плохо поступил с нами, мы тоже ухудшаем свое состояние. Когда мы пытаемся заслужить чужие любовь и одобрение и не получаем их, мы чувствуем обиду и несправедливое отвержение. И без того тяжело переживаемые вещи ранят еще глубже, когда мы пытаемся найти свою вину в произошедшем, если при этом мы игнорируем ответственность другого человека, действия которого ранили нас. Кроме того, поиск причины исключительно в нас самих расходует наши время и энергию, которые можно было бы направить на разрешение ситуации. Когда концепция заслуг распространяется на все сферы жизни, мы автоматически становимся недостаточно хороши, если счастье, удача и любовь обходят нас стороной, и автоматически становимся виноватыми в своих горестях и несчастьях, даже если на наш дом упало рядом стоящее дерево, — такова цена за то, чтобы мир в наших глазах оставался справедлив. Между тем, в каждой отдельной ситуации есть множество факторов и действующих лиц, и любые поспешные выводы могут оказаться ошибочными. Так не слишком ли велика цена за «справедливый мир»? Отказаться от концепции заслуг может быть непросто. И привычное, и уютное, и глубоко укоренившееся представление не поддается мгновенному изменению — и все же, это возможно.Альтернативы существуют. Вместо того, чтобы искать ответ на вопрос «Чем я это заслужил?» и «За что мне это?», можно обратиться за помощью к близким или специалисту, будь то врач, юрист или психолог. Можно делать вещи, которые радуют и приносят удовлетворение, чтобы поддержать самого себя, можно искать решение ситуации или дать себе возможность на переживание чувств, если ситуация не имеет выхода — например, в случае потери близкого. Если мы сосредотачиваемся на том, как пережить ситуацию и (или) как ее решить, и вместе с этим стараемся поддержать себя и позаботиться о своем состоянии, мы делаем лучше для самих себя и наших близких, которым важно наше благополучие.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|