Первичный ночной энурез – возможности психотерапевтического воздействия.

 Ночное недержание мочи не опасно для жизни, но представляет неудобство для пациента и его окружающих. Первичный энурез, когда непроизвольное мочеиспускание во сне, продолжается с самого рождения, по типу безусловного рефлекса. С возрастом, с ростом самосознания ребенка наличие энуреза приобретает характер невротизирующего фактора. Нами рассмотрен случай первичного энуреза с точки зрения стратегической семейной терапии.

В психолого-образовательный центр «СВ» обратилась семья, состоящая из 4-х человек: папа, мама, двое сыновей (10-ти, 5-ти лет), по поводу проблемы у старшего сына - ночной энурез. Инициатором обращения к психологу был отец. Семья подростка живёт в одном дворе с семьёй родителей отца. Работа мамы является основным доходом в семье (у неё ненормированный рабочий день и длительные командировки), папа временно не работает. Бабушка занимается домашним хозяйством на два дома и является в семье центральной фигурой. Дедушка работает, но «особо в жизни семьи не участвует».

Подросток проходил лечение у невропатолога с года (медикаментозное, физиотерапевтическое и др.), которое давало временное нестойкое улучшение. Поначалу, в семье не обращали на это должного внимания, думали, что с возрастом пройдёт, затем надеялись на медикаментозное лечение, но энурез сохранялся. Был обследован урологом, проведены стандартные исследования на врожденные пороки развития, инфекцию мочеполового тракта, наличие слабости сфинктера мочевого пузыря. Патологии не выявлено.

Со временем у семьи выработались свои правила обращения с этими неудобствами. Подросток (в этой ситуации он выступает в роли идентифицированного пациента - далее ИП) после непроизвольного ночного мочеиспускания, менял нижнее бельё и шёл спать в постель к родителям, ложась между ними. Утром, следующего дня, папа приводил в порядок постель ИП. В течение дня бабушка исполняла роль мамы. Младший брат ИП, в последнее время, стал называть бабушку мамой и перешёл жить к ней, старшего брата норовит во всём защищать, считая его, слабей себя. ИП - очень чувствительный мальчик, во всём готов уступать своему младшему брату, говоря при этом, что не чувствует себя старше его (разница в возрасте 5 лет).

При анализе семейной истории выдвинуто ряд гипотез, взятых за основу в сессиях семейной терапии. С точки зрения стадий жизненного цикла ИП вступил в начало подросткового периода, и для семьи стала актуальной проблема изменения семейной иерархии. Существует ряд причин этого кризиса, которые вытекают из особенностей семейной системы. Ненормированный рабочий день мамы (частое отсутствие дома из-за длительных командировок) может переживаться в виде сепарационной тревоги, возникающей впоследствии увеличения эмоциональной дистанции между ребёнком и родителем. Чтобы благополучно перейти на следующую стадию своего развития семья должна приспосабливаться к решению новых задач и изменению взаимоотношений между её членами. В данном случае, ситуация обострилась из-за запутанной иерархии в семье; между бабушкой (мама отца) и внуками образовалась межпоколенная коалиция, мама отстранилась от воспитания детей и эту функцию на себя взяла бабушка (младший ребенок стал звать бабушку мамой) и несбалансированности иерархии в детской подсистеме.

Основная гипотеза: Симптоматическое поведение ИП оказывает сильное воздействие на близких и может рассматриваться, как контроль над своими родителями и «борьба» за их сплочение.

В ходе терапии психологи постарались создать у ребёнка позитивную мотивацию к необходимым изменениям в его жизни. Прежде всего, речь шла о принятии себя, как старшего ребёнка в семье и о принятии ответственности за происходящее (непроизвольное ночное мочеиспускание). ИП предложили вести дневник, в котором он должен был фиксировать все свои «мокрые» и «сухие» дни, самому менять постель по мере необходимости (до этого эту функцию исполнял папа) и продолжать сон далее в своей постели (ИП каждый раз, как писал в постель, убегал спать в супружеско-родительскую кровать). Была рекомендована тренировка мочевого пузыря с помощью специальных упражнений. Родителям было дано ряд домашних заданий, в том числе, написать не менее 10 пунктов вторичной выгоды для них самих от ночного энурез сына. Далее работа велась над поднятием статуса мамы.

После 8 психологических консультаций, родители сообщили, что сохраняется двухнедельный «сухой» период. Кроме этого, супруги (мама и папа ИП) стали думать над установлением территории, относительно независимой от родительского (дедушка и бабушка по линии отца) влияния и принятия своих правил совместного жизни.

Приводя этот пример, мы старались показать, что согласно системной теории, симптомы людей не возникают в вакууме. Дисфункция в отношениях супругов-родителей идут рука об руку с проблемами детей и часто служат для них закрепляющим фактором. Чтобы симптом вызвал у родителей крайнюю реакцию, он должен задевать у них наиболее чувствительное место. Ребёнок может перепробовать несколько видов проблемного поведения, пока не найдёт что-нибудь сильно действующее на родителей. В данном случае семейная терапия дала положительный результат при первичном энурезе, который наиболее трудно поддаётся терапии.

Психолого-образовательный центр «СВ»

Жумадилова В.К., Скляр С.В., Станкина Е.Н.

http://www.psi-sv.kz



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский энурез. Что выбрать родителям- мокрую постель или решение конфликта взрослых?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Лечение детского энуреза методами системной семейной терапии
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Нужен ли Компромисс между супругами для Cчастливой семейной жизни или это ЗЛО?
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Папа в семье есть, а как будто его нет...
  • Ребенок у психолога. Ожидания родителей и возможности семейной терапии.
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Мама, папа, я. Взаимодействие в семье
  • Папа, где ты?! (Статья для отцов. Потому что про них забыли)
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Сказка для детей и родителей. Папа Леша
  • Кому подходит в супруги младший ребёнок? Порядок рождения в семье и характер
  • Ночной энурез у ребёнка. Как с этим справиться?
  • Готовимся к семейной жизни: как распределить обязанности в семье
  • Ночной энурез как детский невроз. Родителям на заметку.
  • Как распознать в мужчине "подходящего" кандидата для семейной жизни и рождения детей?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Два правила для долгой и счастливой семейной жизни
  • Мама и папа во мне. О конкуренции между полами.
  • Источник проблемы, как найти? Папа, мама и я как-бы дружная семья
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Нарушения иерархии в семейной системе. Чего нельзя делать родителям со своими детьми.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь