На остановке папа и мама с двумя сыновьями (примерно 6 и 2 лет) ожидают автобус. Старший стоит рядом с родителями, младший - на руках у папы. Старший смотрит снизу вверх на папу и, смущенно улыбаясь, говорит: "Я тоже хочу на ручки...". Папа смотрит сверху вниз и отвечает: "Какие тебе ручки, ты уже взрослый!". Мама присоединяется: "Конечно, ты уже взрослый!". Мальчик понуро опускает голову. Через некоторое время пытается тереться о ноги папы. Папа говорит: "Перестань наступать мне на ноги!". Мальчик отходит.
Возраст 3-9 лет - "папин" возраст для мальчиков и девочек. Хочется быть с папой и чтобы папа был доступен эмоционально и телесно. Как будто послание "ты уже взрослый" автоматически лишает детей права на эту доступность, получение любви, ласки, телесного контакта, внимания (бывает, что и со стороны обоих родителей). Ребенок почему-то вдруг и без предупреждения становится "взрослым" по умолчанию после рождения второго за ним ребенка. И тогда совершенно логично, что взрослым становиться не захочется. Человек бессознательно предпочтет оставаться в инфантильной позиции, может, начнет болеть или хулиганить, чтобы хоть как-то получать любовь и внимание. А может, выучит, что просить бесполезно. Кроме того, похоже, дети в этой семье получат паттерн конкуренции, но не сотрудничества между собой, что в дальнейшем вызовет трудности при построении горизонтальных отношений.
Думаю, в данной ситуации мальчик на самом деле хотел не на ручки, а папиного внимания через "хочу на ручки", видя, что другой ребенок получает его, как раз будучи на ручках. И если бы папа свободной рукой потрепал мальчика по голове или приобнял, а может быть, просто сказал "я тебя люблю", все было бы иначе - эта итерация заняла бы не больше минуты, а мальчик получил бы ресурс для более здорового развития, удовлетворив потребность в папе в тот момент. Как мы знаем, развитие ребенка происходит из точки покоя.
PS. Ребенок взрослеет постепенно и становится официально взрослым в 18 лет. При этом он продолжает иметь право на любовь своих родителей по факту своего рождения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.