|
Записки психолога. «Битие определяет сознание?»Автор статьи: Васюков Игорь Леонидович
Во что выливается авторитарный стиль воспитания
Если вас спросить, какого стиля воспитания в отношении вас придерживались ваши родители, то скорей всего, вы скажете, что был один из родителей, который принимал решения по поводу того, что вам можно было делать, а что нельзя, а второй с ним соглашался.
Чаще всего в роли первого родителя выступает мать, которая решает, как воспитывать ребенка, что он должен или не должен делать, что он должен уметь, кем и каким он должен быть. Также мать решает, какие санкции нужно применять в случае, когда ребенок не вписывается в заданные рамки поведения.
Такой стиль воспитания ребенка, подразумевающий строгий контроль, подавление и систему наказаний и поощрений психологи называют авторитарным. Он достался современным семьям от наших далеких предков с тем изменением, что раньше во времена патриархата вся семья подчинялась воле отца, а сегодня за воспитание детей преимущественно отвечает мать.
Поэтому, сколько бы не говорилось в нашем государстве о демократии, она не может осуществиться по той простой причине: мы с рождения живем в авторитарном сообществе, и упорно не видим другие модели развития.
Сейчас идет начало учебного года, дети второй месяц ходят в школу, а едва ли не каждая психологическая консультация принимает звонки от отчаявшихся родителей: - Помогите, ребенок не хочет учиться и плохо ведет себя на уроках! - Сын совсем отбился от рук и ничего не хочет делать! - Дочь не слушается и грубит!
В чем причина участившихся обращений родителей, и какая взаимосвязь между началом учебного года и авторитарным стилем воспитания? Дело в том, что пока ребенок маленький, он еще не может сопротивляться нарушению его прав как ЧЕЛОВЕКА взрослыми. Я пишу это слово большими буквами, специально, чтобы родители осознавали, что перед ними не ИХ ребенок, не ИХ собственность, а равноправный член Земного сообщества. Не согласны!? А, собственно, почему?! Так вот, сами того не замечая, родители, как только маленький человечек начинает проявлять себя в этом мире как личность, тут же начинают ограничивать его действия: - сюда не лезь; - это нельзя; - не кричи; - не бегай; - не балуйся, и т.п.
Привыкая к авторитарной системе дома, ребенка продолжают учить подчиняться взрослым в детском саду. И уже совсем узаконенная система подавления детей продолжает свою работу над «воспитанием» личности в нашей образовательной системе.
В итоге ребенок попросту перестает принадлежать самому себе, так как с утра до вечера вынужден делать то, чего от него хотят другие. Те дети, которые еще способны сопротивляться этой системе, получают замечания за поведение в школе. А «беспроблемные» отличники или тихие незаметные троечники далее в своей жизни также себя не проявляют. Среди отличников практически нет успешных людей, а лидерами и победителями становятся школьные троечники-бунтари. Примером ожжет служить индийский философ ОШО. В его «Автобиографии Духовно Неправильного Мистика», например, можно прочитать, что по настоящему религиозным может быть только … бунтарь.
И вот, сидит уже выбившаяся из сил на консультации психолога мама и спрашивает: - Что мне еще нужно сделать, чтобы мой ребенок стал послушным? Для меня это всегда звучит так: как бы на него еще поднадавить, чтобы он стал делать так, как я хочу?
А ребенок всего лишь пытается отстоять свои права. Поддержка психолога в этом случае, конечно же, нужна всей семье. И, прежде всего она состоит в том, чтобы родителям увидеть и осознать, каким образом они подавляют своего ребенка, и помочь выработать новые равноправные модели взаимодействия. Не простая это работа, надо вам сказать.
Совместно с Юлией Васюковой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|