Взрослые «игры» (терапевтическая работа с куклой-марионеткой)

Взрослые игры  терапевтическая работа с куклой марионеткой

Лица стерты, краски тусклы —

То ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд,

А тень — на тень.

 

Я устал и, отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

 

Арлекины и пираты,

Циркачи и акробаты,

И злодей, чей вид внушает страх,

Волк и заяц, тигры в клетке —

Все они марионетки

В ловких и натруженных руках.

 

Кукол дергают за нитки,

На лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

 

И в процессе представленья

Создается впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

 

Ах, до чего ж порой обидно,

Что хозяина не видно:

Вверх и в темноту уходит нить.

 

А куклы так ему послушны,

И мы верим простодушно

В то, что кукла может говорить.

 

Но вот хозяин гасит свечи —

Кончен бал и кончен вечер,

Засияет месяц в облаках...

 

И кукол снимут с нитки длинной

И, засыпав нафталином,

В виде тряпок сложат в сундуках.

 

Марионетки. Машина времени

 

Для начала ответьте на вопрос: когда вы слышите слово «марионетка», какие ассоциации у вас возникают?

Для большинства людей – это разновидность управляемой куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Она ассоциируется с театром…

 

Кукольным театром, куда вы в детстве частенько ходили с родителями, и где зачарованно следили за руками кукольника, восхищаясь и одновременно ужасаясь тому, как оживает от его прикосновений неживое.

Водит, играя руками по доскам сценичным.

Кукол трагичность ему, в этот миг, безразлична.

Он поселяет в них: души, характеры, мысли…

Он продлевает короткой тряпичности жизни.

(Денис Ильин)

 

А, возможно, вы сами чувствуете себя «куклой» (тем, кто слепо подчиняется чужой воле, является послушным орудием в чьих-либо руках):

 

"Мои взаимоотношения с судьбой можно определить кратко: "Я кукла".

Но всякий раз разная кукла. Я бываю перчаточным болванчиком. Властная рука наполняет меня целиком, толкая на поступки вне моего согласия, и, опустев, я страдаю. Подчиняться легко, вспоминать об этом мучительно. Наверное, поэтому в таких случаях я дерзок и насмешлив. Защитная реакция.

Я бываю тростевым героем. Управляющие трости создают видимость свободы, но только видимость. У этой куклы есть возможность широкого жеста, поэтому я теперь оратор, романтик, существо возвышенное и патетическое. Если герой велик, его ведут на тростях сразу несколько человек. Одному ведущему с великим героем не справиться. Согласитесь, забавный нюанс.

Я бываю марионеткой. В отличие от предыдущих кукол, в принципе не способных сопротивляться кукловоду, теперь я обладаю малой толикой собственной активности. Пусть даже это обусловлено всего лишь моим весом и инерцией. Вешу, следовательно, существую. Хрупкость марионетки цена ее крошечной свободы».

Генри Лайон Олди "Кукольник"

А может, вы сами играете жизнями других, считая себя великим кукловодом…

 

…Мои куклы шепчут о свободе,

Они не знают: выбор их – мираж…

(Инквизитор)

А как иначе, если вы свято верите, что живете в мире, где "каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше"?

Граждане марионетки,
уклоняйтесь от объятий!
Перепутаются нитки
от лодыжек и запястий, —
не распутать кукловоду.
И повяжут, и оженят.
И тогда прощай свобода
мысли и передвиженья.

(В.Павлова)

А если вы психолог, то, возможно, кукла-марионетка для вас удобный инструмент терапии, ведь ее используют для работы с детьми и взрослыми…

Кукла-марионетка в работе со взрослыми.

В терапии используют различные виды кукол: марионетки, пальчиковые, теневые и т.д. Я предпочитаю работать с куклой-марионеткой, которую участники создают сами. Как правило, в рамках группового формата (на группах личностного роста, терапевтических группах, обучающих семинарах-практикумах и т.д.). Я «играю» в куклы со взрослыми и по-взрослому…(см. фотоальбомы "Теория и практика работы с семьей" и "Арт-терапия").

На самом деле, для меня кукла - это не игрушка, а способ понять себя, осознать, что мешает в жизни и при желании это изменить. В работе придерживаюсь подхода Т.Колошиной, который она обозначает как архетипическую работу с марионеткой.

Т.Колошина считает, что работа с использованием архетипической марионетки идет на нескольких уровнях, в частности, на глубинном уровне бессознательного. Для меня это, прежде всего, вариант работы с «наиболее значимыми для клиента в сегодняшней ситуации «субличностями»» (Т.Колошина). Ведь человек, который делает куклу, по сути, персонализирует, то есть воплощает в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. А значит, может со стороны посмотреть на себя, открыть для себя свой внутренний мир (свои чувства, желания, потребности, проблемы, в том числе те, которые вытесняются) и достичь целостности, а значит принять себя во всей полноте и неделимости…

Как принято работать с куклой-марионеткой?

Классическая работа с куклой-марионеткой состоит из двух этапов – изготовление куклы и последующая терапевтическая работа с ней. Некоторые специалисты считают, что достаточно только первого этапа, и никакая иная терапевтическая работа с марионеткой не требуется, другие - вводят дополнительный (третий) этап – сочинение и постановка спектакля или сказки, с участием всех кукол (речь в данном случае, как правило, идет о групповом формате работы).

 1 этап. Изготовление куклы-марионетки.

 Необходимые материалы:

 - трикотаж телесного цвета (можно чулки, колготки)

- белая ткань 50 х 50 см для “нижней сорочки” куклы

- цветная ткань для верхнего платья 52 х 52 см

- шерстяная пряжа (чтобы сделать волосы куклам)

- толстая игла

- нитки, иголки, ножницы

- толстая нить (ирис, лен)

- украшения (пуговицы, тесьма, ленты, бусы и т.д.)

- основа от киндер-сюрприза (для изготовления головы).

- вата или синтепон

Желательно иметь большой выбор материалов, прежде всего, ткань всех базовых (архетипических) цветов – черную, белую, красную, зеленую, желтую, синюю, серую. Каждый из этих цветов несет свою информацию, и потому уже сам выбор цвета становится диагностичным для терапевта и терапевтичным для клиента. К минимальному, уже описанному выше цветовому ассортименту тканей вполне могут быть добавлены оранжевый, фиолетовый и голубой. Такой набор, с одной стороны, будет содержать все цвета спектра, а с другой – не создаст для клиента избыточной, непреодолимой неопределенности. Однако помимо чистых цветов необходимы еще и разноцветные лоскуты – с рисунком, в клетку, в горошек. Каждый конкретный материал, который вообще используется в арт-терапии, имеет свой характер, темперамент, капризы – а значит, и свой уровень сопротивления. Ткань имеет два основных существенных признака – цвет и фактуру (толщину, пластичность, прозрачность, поверхность ровную или с узором, блестящую или матовую). Исходя из этого, можно говорить о необходимом минимуме особенностей предлагаемых тканей. Так, например, ткань базовых (архетипических) цветов должна быть преимущественно простой (ситец, сатин), без выделки и не толстой. В наборе тканей обязательно должна присутствовать прозрачная ткань (шифон, капрон, газ и пр.), так как часто требуется именно прозрачность, расплывчатость, «акварельность». Желательно иметь также небольшое количество ткани с блеском и тяжелой (типа атласа, бархата, парчи).

Если речь идет о групповом формате работы, участников заранее предупреждают о необходимости принести материалы. Если вы работаете в индивидуальном формате, то может быть использован вариант, когда клиент выбирает из имеющихся у терапевта материалов (естественно, у него должен быть широкий выбор таковых). В жизни мы также пользуемся теми возможностями, которые нам даны.

Основное затруднение для использования марионеток в терапии (особенно в индивидуальной терапии) связано со временем. Создание куклы длительный процесс, который занимает в среднем полтора часа. Важно, чтобы клиент сделал куклу полностью, ведь в другой день его состояние изменится и он, возможно, будет работать над совсем другой марионеткой… Если сравнить создание куклы с процессом рождения новой жизни, то невозможно представить, чтобы начавшиеся роды были отложены на завтра…Количество необходимых сессий трудно предвидеть. У меня, как правило, на терапевтическое взаимодействие уходит 2-3 сессии. В групповом режиме -2 дня (по 6 часов каждый).

Основные варианты инструкции (по Т.Колошиной):

Клиенту предлагается создать куклу, которая:

1. Символизирует какое-то определенное болезненное и нежелательное состояние. «У вас временами возникает определенное состояние, которое вы сами считаете плохим, тяжелым, «неправильным». Вы хотите, чтобы такого состояния у вас не возникало. Попробуйте найти слово, обозначающее это состояние и запишите его. Представьте, что кукла олицетворяет это состояние. Сделайте такую куклу».

Такой вариант работы заставляет вспомнить, что куклы традиционно служили оберегами от болезней и несчастий. Например, когда-то в русских избах обязательно возле печки висели двенадцать куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от различных болезней. Куклы спасали людей (брали на себя все болезни, и впоследствии уничтожались)…

2. Второй вариант инструкции (который использую в работе я) звучит следующим образом: «Создайте куклу, которая могла бы сыграть вас в кукольном театре». Дайте ей имя.

В данном случае речь идет не о портретном сходстве и реалистичности изображения, а о символическом изображении себя. Поэтому, вне зависимости от пола, возраста, статуса и т.д. клиента, кукла может быть:

• “Мужского” и “женского” пола,

• Ребенком, девушкой (юношей) или старухой (стариком)

• Особой королевской крови или крестьянкой (крестьянином) и т.д...

Создавая куклу, мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего.

Ход работы.

Как правило, после предложения сделать марионетку, у большинства клиентов возникает сопротивление, которое выражается либо в отказе («Глупость какая-то. Не буду я дурью маяться. Зачем все это?»»), либо в уходе в инфантильную позицию («Я не умею», «У меня ничего не получится», «Вы должны мне подробно рассказать (показать) как ее делать, а лучше помочь»). У клиентов нет опыта создания куклы, поэтому многие из них на данном этапе впадают в состояние растерянности и даже паники. Их реакция на задание, как правило, отражает характерный способ реагирования на новый опыт, ситуацию неопределенности.

Продвинетесь ли вы на следующий этап работы зависит от отношений терапевта с клиентом, убедительности обоснования применения данной техники и индивидуальных особенностей клиента. В моем опыте клиенты отказываются работать очень редко (да и то, часто видя, с каким увлечением работают другие участники, позже присоединяются).

Существует три основных способа изготовления марионетки:

1. «Закрытый» - терапевт подробно описывает и показывает способ изготовления куклы.

2. «Открытый» - клиент делает куклу самостоятельно.

3. «Промежуточный» - начальная часть работы объясняется и демонстрируется, дальше клиент работает сам.

Если предложение терапевта о продолжении работы принимается, клиенты обычно действуют в соответствии с двумя стратегиями поведения: либо погружаются в долгий процесс обдумывания «проекта», либо сразу начинают действовать. В большинстве случаев, так они ведут себя и в жизни. Либо долго планируют действия, стараясь учесть все обстоятельства, понять, как ведут себя окружающие (например, если работа происходит в групповом формате, то, наблюдают за действиями других), либо «бросаются в бой», «убегают» в активность, считая, что главное начать…

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вне зависимости от выбранного способа изготовления марионетки клиент практически всегда начинает делать ее с головы (у него просто нет выбора).

Технически это выглядит следующим образом:

1. Баночка от «киндер-сюрприза», обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет “шея” (как вариант, перед этим каркас оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки)

2. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5-10 см.

3. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль “нижней сорочки”, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем “нижнюю сорочку” к шее нашей куклы.

4. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.

5. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем “мешочки”, набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.

6. Оформление лица

7. Добавление «украшений»: волосы, аксессуары (шляпы, сумочки, детали костюма и т.д.)

 8. “Подвязывание” куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла “повиснет” на нити. Ещё две нити привязываются (пришиваются) к запястьям (правому и левому) куклы.

«Тело» (туловище, ноги и т.д.) в конструкции простейшей марионетки изначально не предусмотрено, но, если клиент считает нужным сделать дополнительные детали, значит, они представляют для него интерес, и на этот факт следует обратить внимание.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали в процессе создания куклы?

• Возникали ли у вас какие-либо сложности?

• Какие чувства вызывает у вас ваша кукла? И т.д.

Невозможно сформулировать стандартизированную систему диагностических критериев для анализа результатов работы. Однако, исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми с диагностической точки зрения, безусловно, можно считать:

«1. Размер куклы,

2. Выбранный клиентом цвет (цвета),

3. Возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления),

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей

5. Голова (форма, наличие или отсутствие лица)

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала» (Т.Колошина).

Стоит обратить внимание на то, как создается марионетка, образ куклы (первоначальный, который клиент собирался воплотить в жизнь и тот, который получился в результате) и т.д.

Осуществлять диагностику необходимо по совокупности признаков, уточняя у клиента информацию. Лишь сопоставление отдельных особенностей дает картину внутренней ситуации клиента.

В работе с куклами не бывает случайностей. Например, участники, которые пропускают «подготовительный» этап и «забывают» принести материалы, очень часто в жизни пропускают что-то важное, необходимое для дальнейших действий. Те, кто приносит слишком много – для себя и на всякий случай для других, и в жизни часто заботятся, чтобы у окружающих все было. Те, кто искажают информацию (например, как однажды было на группе, вместо каркаса от киндер-сюрприза для головы куклы, участница принесла… лампочку), в большинстве случаев и в жизни «слышат, то, что слышат», вне зависимости от того, что говорилось…

Интересно, как участники распоряжаются временем, отведенным на работу. Одни очень быстро справляются с заданием, а потом сожалеют, что не все удалось, другим времени всегда мало (но ведь и жизнь человека не бесконечна)…

При наличии одинаковых исходных условий клиенты создают куклы очень большого или очень маленького размера… Величину марионетки далеко не всегда принято связывать с уровнем самооценки («маленький человек» или «грандиозная личность»), возможно, она отражает восприятие клиентом своей проблемной реальности или ресурса (в зависимости от того, какую куклу создавал клиент).

Клиенты при создании марионетки иногда выбирают неожиданные материалы (например, бумагу), пропускают важные детали или добавляют дополнительные, не предусмотренные инструкцией (например, упорно пытаются прикрепить марионетке ноги, иногда в буквальном смысле растущие от шеи). Т.Колошина считает, что архетипическая марионетка не нуждается в теле как таковом. Однако, многих клиентов «бестелесность» куклы не устраивает. Скорее всего, для них важно наличие данных частей тела, так как они указывают на актуальную проблематику человека. При их интерпретации принято опираться на очевидную символику данных «элементов». Например, изготовление ног обычно указывает на необходимость наличия опоры, свободы движения: могу подойти к чему-то ближе, могу отойти, могу убежать…, руки принято связывать с возможностью манипулирования объектами внешнего мира, действием, активностью: хочу беру, хочу отдаю, и, конечно, значение меняется в зависимости от того, что клиент помещает в руку куклы – цветок или гранату)…Бывает, что человеку жизненно необходимо наличие у марионетки сердца (символа любви, доброты, источника жизни) или, скажем, ушей (возможности слышать), но он не считает нужным «прорисовывать» лицо. «Отсутствие лица можно воспринимать как послание, которое означает «Я себя таким не знаю», а закрытое (например, вуалью) лицо куклы сообщает нам: «вообще-то я «этого» знаю, но хотел бы его не знать» (Т.Колошина). Работа с куклой – это всегда работа с проекцией…поэтому она требует диалога с клиентом, направленного на прояснение деталей и значений, а главное – деликатности, и понимания многозначности символического изображения. Об этом стоит помнить не только при интерпретации частей тела марионетки, но и ее цветового решения, ведь психологический смысл каждого цвета представлен одновременно тремя различными уровнями (архетипическим, культуральным и личностным). Не стоит забывать и об остальных диагностических параметрах (фактуре материала, степени детализированности куклы и т.д.) Общее правило - если что-то удивляет, привлекает внимание – спрашивайте (корректно) и тогда, возможно, дальнейшие этапы работы с марионеткой не понадобятся, так как диагностика и основная терапевтическая работа проведена.

О куклах так и хочется сказать: «Леской натянутой в них поселяются личности…» (Денис Ильин)

До сих пор не могу забыть некоторые марионетки и истории их создателей… Например, куклу с непропорционально большой и тяжелой головой и практически полным отсутствием даже намека на тело (голова прикреплялась к… целлофановому «платью»). Неудивительно, когда оказалось, что участница живет «одной головой» (три высших образования) и у нее полностью отсутствует, в частности, сексуальный опыт (несмотря на далеко не юный возраст). Или куклу, на голове которой была царская корона (корона или диадема на голове героя обычно подчеркивают их особый статус, права или роль), а платье скорее подошло бы служанке (несоответствие амбиций текущему социальному статусу участницы, как оказалось)… Или куклу клиента мужчины, для создания которой была выбрана ткань с рисунком напоминающем мишени (в детстве он был объектом насмешек, да и в настоящий момент в женской группе чувствовал себя «под прицелом», а в жизни подвергался осуждению за выбор профессии и образа жизни). Или куклу, которую участник, несмотря на подробную инструкцию, касающуюся крепления нитей, «подвязал» за шею, повесив на спинку стула, где ее в полумраке раскачивал ветер (как выяснилось впоследствии, у него в прошлом была попытка суицида). Можно продолжать бесконечно, но случайности – частный случай закономерностей.

2 этап. Представление, «оживление» и вождение куклы.

Когда кукла готова, наступает момент ее оживления или вождения марионетки – обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т.п.

На данном этапе большое значение имеет количество нитей. Как правило, их три, но, в зависимости от степени сложности строения марионетки, нитей может быть больше. Например, клиент может посчитать нужным привязать нити к ногам куклы (если ноги предусмотрены конструкцией) и т.д. Чем меньше нитей, тем проще куклой управлять, но, тем меньше свободы передвижения у марионетки. Соответственно, чем больше нитей, тем больше степень ее свободы, и тем меньше контроль кукловода над ее действиями. Все как в жизни человека. Нас держат незримые нити…

Традиционная ошибка – выбор слишком длинных нитей. В результате марионетка не может ничего. Особенно сложно управлять маленькой марионеткой оснащенной длинными нитями – она крайне «нервно» (можно даже сказать «истерично») реагирует на любое движение кукловода. С другой стороны, слишком короткие нити (короткий «поводок») лишают куклу всякой «свободы перемещения».

Когда все привязано и подогнано, марионетка начинает учиться перемещаться, а человек ею управлять (управлять собой). Если участник научится водить марионетку, он научится и внимательно наблюдать за тем, что и как он делает в жизни.

Сначала все, как правило, просто «дёргают» за нити... Кукла также дёргается. У неё нет ни осмысленных жестов, ни целенаправленных движений, в ней самой нет пока смысла... Потом она приобретает «траекторию движений», у нее появляется цель и направление… В жизни многим из нас также важно осознавать куда мы движемся, а некоторые предпочитают «идти туда не знаю куда», искренне считая, что в результате куда-нибудь обязательно придут), а третьи вообще не понимают зачем куда-то идти, «сами придут и все дадут»…

Дальше участникам надо представить куклу группе (или терапевту, если работа происходит в индивидуальном формате). Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…

Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т.д. Т.е. начинают жить «собственной жизнью».

«Кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника»

Генри Лайон Олди «Кукольных Дел Мастер»

Для участника такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный нам рассказ о себе, о своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает, или не принимает в реальной жизни. В ходе такого процесса, человек может понять, чего он на самом деле боится (в себе и в контактах с другими), и откуда этот страх взялся. Или убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял. Или обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.

«Жила-была Кукла. Обыкновенная тряпичная Кукла. Хотя, обыкновенной она была только на первый взгляд, очень поверхностный.

У Куклы было живое сердце, которое едва помещалось в ее игрушечной груди. Только окружающие этого не замечали. Наверное, она его слишком успешно прятала (кукле ведь не положено иметь сердце, глупость какая – живое сердце у игрушечной пустышки)… Они скользили по ней взглядами, иногда брали в руки, играли с ней, умело дергая за нити, а потом непременно бросали, ничуть не заботясь о том, что творится там, за тряпичной основой. А Кукла все видела, чувствовала и лишь удивлялась: как можно использовать, предавать, убивать равнодушием и при этом жить дальше?

«Старая, никому не нужная кукла» - последнее, что она услышала перед тем, как удариться о твердое холодное дно коробки… «Что случилось? Неужели все? Куда меня теперь?» — в ее широко распахнутых глазах плескался страх. Не знаю, сколько она пролежала, крепко прижатая к картонной стенке, но это время показалось ей вечностью. А потом она ощутила удар, коробка открылась и она увидела, что лежит среди мусора… «Я теперь и есть мусор…Кому я такая старая и облезлая нужна? Мое время прошло».

Кукла лежала в ночном полумраке, окутанная разбившимися надеждами и пустыми мечтами, смотрела в доступный ей кусочек звездного неба и думала. «А ведь люди постоянно поступают так и друг с другом! Без сожаления выкидывают из жизни тех, кто становится им бесполезен. Зачем мне это сердце, оно только болит и бьется о прутья клетки… Вырву и выброшу…» Кукла достала сердце из груди, и оно своим сиянием могло поспорить с звездами…А потом она почувствовала, что ее подняли, бережно вернули сердце на место, и прижали к себе… Она чуть не задохнулась от счастья! Она кому-то снова нужна, кому-то, кто допускает наличие сердца у тряпичной игрушки. Сердца, которое вновь быстро забилось в груди, в предвкушении надежды на чудо: может с человеком, который нашел ее, она могла бы быть живой?»…

Глупо? Сентиментально («скрипки и носовые платки»)? Наивно? По-детски? Вечная история о том, что: «после спектакля кукловоды уходят, а сломанные куклы выкидываются?» (Д. Соло). Нет осознания собственной независимости? Ценности собственной жизни? Может быть… Но, не факт, что человек рассказал бы о себе именно так, если бы вы просто спросили…

Такие рассказы часто напоминают отрывки чужого дневника, осколки жизни, разрозненные фрагменты…Они не всегда заканчиваются хорошо (и тем более, правильно, с точки зрения окружающих), но, кто сказал, что у этой истории не будет продолжения и кукла, оборвав нити, не оживет? Ведь главное, для начала, допустить такую возможность и понять в каком месте истории находится клиент (в коробке, на свалке, в чужих руках и т.д.)…

Вопросы для обсуждения:

• Как куклу зовут (так же, как вас, или иначе)?

• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у вас? Если она похожа на вас, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?

• Какие ресурсы вашей куклы вы могли бы использовать в своей жизни?

• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно вас в ней не устраивает?

• Какой она должна быть, чтобы вам понравиться?

• Что вы должны сделать для достижения этого результата? И т.д.

Последние три вопроса направлены на то, чтобы помочь участнику осознать и преодолеть причину собственной неудовлетворенности, поводы для которой могут быть разные. Например, какой бы результат не получился у человека с завышенной самооценкой – он все равно будет недотягивать до идеала, так как он не может принять собственное несовершенство (персонифицированное в кукле). А кто-то доволен любым результатом, понимает, что «дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей, - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. Из самой малости и ерунды можно создать личность – свободную, неповторимую, чувствующую, единственную, а самое главное – любимую ее творцом» (Т.Колошина).

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда…» (А.Ахматова).

Работа с куклой может закончиться обсуждением полученного опыта (и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы), а может включать еще один этап - сочинение истории (сказки)

3 этап. Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.

Участники разыгрывают спектакль с участием кукол (лучше всего без предварительной подготовки, либо с минимальным обсуждением сюжета). Придумывают название сказки.

 Диагностично:

- Чувства, которые испытывал клиент во время обсуждения предстоящего спектакля (если был этап обсуждения) и в процессе его постановки

- Как создавался спектакль (стиль взаимодействия, лидерство, распределение времени и функций).

- Как распределяются роли в истории (они главные или нет? Их навязывают? Или выбирают?).

- Нравиться ли человеку результат совместной работы? Если нет, то почему? И т.д.

- Какой сюжет (тема) спектакля? Кто придумал название и все ли с ним согласны?

Информацию терапевт получает как при наблюдении за процессом работы, так и при ее последующем обсуждении.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Как все происходящее связано с жизнью участников?

- Понимаете ли вы в жизни чего хотите или вынуждены делать то, чего хотят другие?

- Активны вы или пассивны?

- Похожа ли роль, которую вы играли в сказке на вашу жизненную роль? Кто вы – жертва, герой или трикстер? А может, просто «десятая водоросль у фонтана»? (шутка)

- В сочинении сказки, выборе роли, если вам досталось не то, что вы хотели, пытаетесь ли понять, что может дать эта роль герою или сразу отвергали ее?

- Отстаивали ли вы «свою линию» сюжета или подстраивались под других т.д.?

В зависимости от целей работы можно попросить участников «переиграть» спектакль, который им не понравился, внеся необходимые изменения, или, для расширения ролевого репертуара, сыграть роли, которые, по их мнению, им абсолютно не подходят и т.д.

 Часто возникает вопрос, что делать с куклами после окончания работы?

Теоретически все куклы должны оставаться у специалиста (о чем клиентов принято заранее предупреждать). Я всегда по окончании работы забираю кукол, созданных клиентами, с собой. Если клиент не может доверить вам куклу стоит задуматься, а был ли у вас с ним терапевтический альянс, и на самом ли деле работа клиента с куклой завершена? Такая привязанность к кукле свидетельствует о слишком сильной идентификации с символическим изображением себя. В таком случае требуется ритуал разотождествления (или дополнительные сессии). Если нужно в конце работы можно обсудить с клиентом, что он будет с марионеткой дома делать? Для многих это пугающее ощущение – хранить марионетку дома. Особенно, если вспомнить, что в некоторых культурах старых кукол-марионеток нельзя было просто уничтожить или выкинуть, - предусматривался специальный ритуал их погребения. Если марионетка используется в обучающих семинарах с профессиональными психологами (скорее коллегами, чем клиентами), которые понимают возможные опасности глубинной работы (а как показывает практика стоит специально убедиться, что понимают), они могут иногда забирать их с собой (что поделаешь, не всегда отдают) с оговоркой, что, когда кукла станет им не нужна, они найдут меня и отдадут ее «для коллекции» (все куклы я бережно храню). В реальности, в подавляющем большинстве случаев, куклы к моменту окончания работы утрачивают свое значение.

 С какими категориями клиентов, и в каких случаях можно еще использовать куклу-марионетку?

 1. Куклы-марионетки в терапии используются при наличие кризисного состояния клиента (экзистенциальные и возрастные кризисы, посттравматические симптомы, психосоматические расстройства, работа горя и т.п.).

Т.Колошина полагает, что использование в работе куклы-марионетки, позволяет восстановить целостность личности. Целостная личность – это личность, познавшая и принявшая свое «хорошее» Я – принимаемое («Персона» или «Маска»), и «плохое» Я, отвергаемое («Тень»). «Персону», обычно принять легко, «Тень» - крайне сложно не только принять, но и просто решиться узнать. Но, ведь «когда я пытаюсь изгнать свою тень, я не освобождаюсь от нее. Я остаюсь с неким пустым, ничем не заполненным местом в личности – во мне остается симптом, болезненное напоминание, что есть некоторая грань меня самого, которой я не сознаю» (К.Уилбер. Никаких границ). «Тень» - центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д. В жизни человек обычно отождествляется с Персоной и старается не замечать все, что считает низким, порочным в своей личности. Однако, Тень - не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень исходит из коллективного бессознательного и может дать доступ человеку к материалу, который обычно не осознается. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим» (К.Юнг). Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается Тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношения с окружающей средой.

«Марионетка дает возможность в процессе ее терапевтического использования:

 отделить от себя нечто теневое, вынести наружу, экстериоризировать некоторое переживание или состояние, чтобы иметь возможность это увидеть, осмыслить и изменить по своему желанию;

 сделать это в метафорической, игровой, а, следовательно, ресурсной, безопасной и приятной форме, минуя излишнее сопротивление, страдания и боль;

 отработать собственные, сугубо индивидуальные механизмы отождествления и растождествления;

 травестировать нечто пугающее в себе самом, заодно отрабатывая и механизмы экзистенциального принятия того, что невозможно изменить;

 вывести на уровень осознавания (причем опять же на языке метафоры) вытесненный материал (травмы, переживания, страхи и т.п.)» (Т.Колошина).

Все вышеперечисленное дает возможность индивидуально или в группе найти и апробировать новые, ранее недоступные формы взаимоотношений с миром, с другими людьми, с собой…

 «Послания, которые клиент получает в ходе такой работы: «Я создаю себя», «Я себя меняю», «Я собой владею» и «Я собой управляю». Такие послания будут ответом на возникающие у человека экзистенциальные вопросы (Кто я? Как я устроен? Зачем я? Куда я? «Что мною движет?»), на которые ему необходимо найти ответы, чтобы совершить психологический переход на более высокий уровень развития. Система управления марионеткой дает очень своеобразное представление о структуре мотивов куклы - а, соответственно, и человека. С одной стороны, устройство марионетки таково, что отдает ее целиком во власть кукловода, и сам по себе этот образ весьма прочно связался с одним из представлений об устройстве мира. Человеком управляет кто-то или что-то, несоизмеримо большее, чем он сам. А он управляет марионеткой и являет собой наглядное воплощение метафоры «Я всемогущ и могу сделать все, надо только захотеть». (Т.Колошина).

 2. Куклу-марионетку можно использовать в работе с клиентами, имеющими проблемы зависимостей (марионетка – их явный символ).

Проволочные суставы скрипят,

Длина свободы измерена леской…

(Инквизитор)

«В язык прочно вошли идиомы типа «дергать за ниточки», «вести по ниточке», «главная нить» и т.п., отражающие понятие зависимости, страдательности, отсутствия ответственности, подчиненности. Человек же, в чьих руках находятся все нити, ассоциируется с хозяином, властителем, неким источником всей и всяческой причинности для марионетки. Таким образом, человек, создавший марионетку, осознающий ее как свой собственный образ и пытающийся ею управлять, выступает одновременно в двух ролях - хозяина и раба, того, кем движут, и того, кто движет (Т.Колошина).

Метафора: «Все в твоих руках».

Ведь, в итоге, каждый из нас решает сам: кто мы?

Мы – бездушные куклы в руках у творца.

Это сказано мною не ради словца.

Нас Всевышний по сцене на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца.

(Омар Хайам)

 Или

Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.

(Хун Цзычен “Афоризмы старого Китая”)

 

3. Куклу-марионетку можно использовать в супружеской терапии или в работе с семьей (если у каждого есть своя кукла, то перед нами своеобразная модель семьи, с помощью которой можно диагностировать и корректировать взаимодействие и отношения членов семьи друг к другу).

Поскольку создание марионетки достаточно длительный и трудоемкий процесс, а время сессии ограничено, то в идеале в работе с семьей целесообразно было бы использовать готовые куклы, так как уже по выбору клиентом определенной куклы можно было бы составить картину его представления о себе, но где такие универсальные куклы взять? Кукла, созданная кем-то другим, воплощает его уникальное представление о себе.

Марионетка может быть использована с целью конкретизации проблемной ситуации в семье или паре, но акцент в работе ставится не столько на работе с «субличностями» клиента, сколько на процессе создания кукол, их взаимодействии, и постановке и обсуждении совместного спектакля или сказки.

 Использование в работе кукол дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. По тому, как члены семьи работают, что и кто рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими, субъективной оценке каждым членом семьи своего места в ней.

 Конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы (сказки), изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, - все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

4. Занятия по изготовлению куклы-марионетки и игре с ней могут быть полезны в работе с детьми:

- они развивают мелкую моторику,

- активизируют личные ресурсы,

- помогают снимать эмоциональное напряжение,

- активизирует процесс самосознания личности,

- развивают коммуникативные навыки, речь, фантазию, креативность, позволяют осознать ролевой репертуар личности и т.д.

Использование куклы позволяет ребенку, особенно тому, которому трудно прямо говорить с терапевтом (например, о своих семейных проблемах, в том числе, связанных с насилием в семье) участвовать в обсуждении наравне с взрослыми. Играя с куклой, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки – словами». Однако следует помнить, что изготовить даже самую примитивную куклу-марионетку ребёнок моложе восьми лет самостоятельно не может. А, по большому счету, только кукла, сделанная от начала и до конца самим человеком, подходит для глубокой терапевтической работы с ним. Что касается использования марионетки в работе с более старшими детьми (особенно подростками), «оживляя» куклу, они, возможно, впервые в жизни ощущают взрослую ответственность за действия куклы, за ее жизнь, могут осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы, учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации и т.д.

Таким образом, куклы, как в русских народных сказках (например, «Василисе Прекрасной») – наши волшебные помощники, позволяющие осуществлять личностную работу над собой.

 

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998.

3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007.

4. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов – М.: АСТ, 2003.



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие куклы стоит покупать девочкам?
  • Роль куклы в игре ребенка
  • Как понять дочь? «Волшебные» куклы.
  • Роль куклы в развитии детей
  • Почему мой сын играет в куклы?
  • Куклы или машинки? Вопросы половой идентификации трехлеток
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ "КРУПЕНИЧКИ"
  • Куклы
  • Поиграем в куклы?
  • Нельзя пацанам в куклы играть?
  • Поиграем в куклы? Куклотерапия в семье.
  • Школа монстров, Винкс и другие куклы. За, против и почему.
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 5
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 3
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 4
  • Куклы, родители и дети
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 2
  • Женская сущность и ... куклы
  • Философско-эстетическое изучение феномена куклы
  • Я у мамы вместо куклы (манипуляция любовью)
  • Новые куклы Барби для борьбы со стигмой
  • Холодные матери или Как вырваться из образа «фарфоровой куклы»
  • Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности
  • Безумные матери. Безумные сыновья и дочери. Комплекс Бродяжки и Синдром куклы Барби
  • Марионетки по собственной воле
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь