|
Мой ребенок школьник!Автор статьи: Варвара Майорова
Поступление в первый класс - это событие, радостное и волнительное одномоментно. В прошлом году мой старший сын пошел в школу. На торжественной линейке мы с волнением ожидали появления первой учительницы (сын увидел ее впервые на торжественном мероприятии). Потом были бесконечные вспышки от фотоаппаратов, телефонов, планшетов. Цветы в руках у сына тоже исполняли свой тревожный танец. Вот прозвенел первый звонок и, наконец, детишки, вереницей, словно змейка, потянулись к входу школы. Родители не спешили разбредаться, сбивались в стайки, чтобы обсудить произошедшее. Я с нетерпением ожидала сына из школы, и вот оно произошло. Куча вопросов - что, как, почему, зачем - навалилась на моего первоклассника. Он мужественно ответил на все и пошел делать уроки. Первые недели прошли как в сказке - форму вешал на место, уроки делал сразу, а потом самостоятельно собирал портфель и выставлял в коридор. Не жизнь, а мечта! Со второй четверти я стала замечать, что мне все чаще приходилось напоминать про уроки, собирать с пола его форму. Думала, что причина в том, что устает, давала больше времени ему отдохнуть – погулять, посмотреть телевизор, почитать любимые книги, поиграть в телефончик или компьютер. Но и это не помогло, а стало тока хуже. Сын стал делать уроки после ужина (а это было крайне непродуктивно для него), стал позднее ложиться спать. Утром ему было трудно вставать в школу. Все это негативно сказывалось на его учебе и наших с сыном отношениях. Я постоянно напоминала о подготовке к школьным занятиям, а сын только злился и старался избегать нашего общения. В своей психологической практике я часто рекомендую родителям составлять режим дня для школьника, чтобы все успевать. Это организует ребенка, привыкая к режиму, он постепенно начинает следовать ему. Вот и я решила последовать своим советам. Вместе с сыном составили режим дня, расписав его по минутам (инициатива о количестве проводимого времени за уроками исходила, по большей части, от сына). В выходные дни мы выделили дополнительный час на выполнение таких домашних заданий, как например, выучить стихотворение и т.п. Обговорили с сыном, что режим можно изменять, но не кардинально. В течение пары недель наш режим находился в так называемом тестовом режиме – в итоге режим был готов.
Мой гениальный план с режимом дня был признан провальным через неделю. Нервы к этому моменту у меня были на пределе, я чувствовала свою беспомощность и безнадежность этой ситуации. В таком состоянии я провела ночь. Проснувшись утром, ко мне пришла совершенно новая идея. В данном периоде жизни моего сына большое место занимают такие развлечения, как компьютерные игры и мультики – назовем их благами общества. Мы, взрослые, право на эти блага зарабатываем своим трудом. ---------------------------------------------------------- Что легко дается - не ценится. ----------------------------------------------------------- Я предложила сыну сыграть в новую увлекательную игру (игровая форма легко воспринимается детьми и взрослыми). 1. Цель игры – заработать время на любимые времяпрепровождения (поиграть в компьютер, телефончик, посмотреть любимые мультики или фильмы). Моя идея моментально была воспринята сыном на ура, ему стало интересно, посыпались вопросы, а что, да как. А для меня самым важным оставалось - это помочь сыну стать более организованным и соблюдать режим дня. 2. Каждый час стоил определенное количество баллов. Именно их и необходимо будет «зарабатывать» ребенку. Мы с мужем давно решили, что разрешаем в течение дня смотреть телевизор – 2 часа и столько же играть в компьютер/планшет/телефон. Самым трудным было просчитать количество баллов, которыми оценивались часы. В итоге каждый час телевизора стоил 3 балла, 2*3=6 баллов необходимо будет заработать, час на гаджеты стоил 5 баллов, 2*5=10 баллов. -А как же мне столько заработать? - спросил у меня сын. 3. Я выделила некоторые вещи, которые хотела воспитать в сыне через эту игру – выполнение домашних заданий вовремя, быть терпимее, умение слушать с первого раза, уборка школьной формы и не только, помощь родителям, ложиться спать в 22 часа. За выполнение каждого пункта ребенок получал баллы. Выполнение домашних заданий – 3 балла, вовремя ложиться спать – 3 балла, не повышать голос/быть терпеливее – 3 балла, убирать вещи по местам – 3 балла, 1 балл за каждое «услышание» родителей, помощь родителям (по просьбе родителей или по собственной инициативе) – за каждое 1 балл. Если что-то не выполнялось, то один минус (М). Итого необходимо было заработать 16 баллов (2*3+2*5). За день можно заработать 12 баллов, если слушать внимательнее или помогать родителем, то еще больше. Все было представлено в виде вот такой таблицы.
4. Такая табличка висела на самом видном месте, куда ребенок всегда мог «подсмотреть» за своими «накоплениями». Баллы зарабатывались на следующий день. Не потраченные баллы не сгорали, а приплюсовывались к следующему дню. Если минусов оказывалось больше, чем плюсов, то они, сгорали. Ребенок сам волен выбирать тратить или не тратить ему баллы. Я всегда дополнительно его поощряла, если он сделал что-то очень хорошее и полезное в течение дня, это графа «дополнительно». Мы суммировали баллы всегда перед сном, проговаривая с сыном как можно было больше заработать баллов, где он допустил ошибки. 5. Наполнение игры можно с легкостью изменять. Только никогда не используйте в качестве предмета торга - любовь, еду, сладости, хорошее отношение. Это совет, который еще не мной придуман, что нельзя лишать ребенка ласки и еды. В эту игру мы играли до окончания первого класса. А когда цель была д остигнута,необходимость в ней отпала. Отношения с сыном наладились, пришло понимание и поддержка друг друга. Во втором классе нам эта таблица не понадобилась, но по необходимости ее можно продолжать столько, сколько это потребуется лично Вам.
P.S. Мотивация – наш главный помощник в овладении любым делом. Четкое следование принятым правилам. Предупреждение ребенка о будущих событиях, которые повлияют на изменения режима дня и четкое следование достигнутым/принятым договоренностям с вашим ребенком. Любовь и принятие ребенка в любом его состоянии. Не требуйте от ребенка того, чего сами не выполняете. Предлагайте помощь ребенку, но не делайте за него, даже в мыслях. Организуйте свободное время ребенка – кружки, секции, совместное времяпрепровождение (прогулки, поездки и т.д.).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|