Искусство маленьких шагов... | Маленькими шагами к большой цели

Искусство маленьких шагов   Маленькими шагами к большой цели

Первое, что мне приходит на ум в связи с данной темой — это фильм Фрэнка Оза «А как же Боб?» (англ. What About Bob?). Главный персонаж Боб Уайли, которого сыграл блистательный актер Билл Мюррей, придя на первичный прием к новому психотерапевту, доктору Лео Марвину (Ричард Дрейфус), узнал, что тот уезжает в отпуск и не может с ним немедля приступить к психотерапии. Но доктор дал пришедшему пациенту свою новую книгу «Детские шаги», пока первый будет отдыхать. Детскими шагами к большой цели. Боб буквально понял данный совет доктора и стал везде ходить «детскими шагами». Это очень анекдотическая ситуация, но в ней есть глубокий смысл. Чтобы прийти к своей цели, необходимо буквально идти к ней «детскими шагами».

Приведу следующую метафору про мамонта (или про слона). Пещерный человек поймал в яму мамонта и решил его съесть один. Но попробуй он съесть его за один прием, то у него обязательно заболит живот, или это вызовет рвоту (как это частенько было у древних римлян после очередного гедонистического пира), а может еще чего хуже — умереть от переедания. После уже не будет такого энтузиазма ловить нового мамонта. С другой стороны, можно съедать мамонта по кусочку. В один прием — аппетитную ножку, в следующий раз - шейную вырезку, и так от хобота до кончика хвоста пока не останутся одни бивни и косточки. К сожалению, у первобытных людей не было современных холодильников, чтобы хранить большие туши пойманных зверей, и приходилось лопать слонов всей стаей до следующей охоты. Однако, съедая мамонта по кусочку, это позволяет хорошенько переварить каждую его часть и присвоить её себе. В данной метафоре речь идет о целеполагании, соотнося свои силы и возможности с поставленной задачей и целью.

«Моцарт» в мире психологии, Лев Семенович Выготский, ввел понятие «зона ближайшего развития», когда рассматривал и говорил о развитии детей. Что это такое? Выготский подразумевал под данным термином взаимосвязь между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Каждый ребенок, находясь в своей точке развития, имеет уже приобретенные навыки в виде автоматизма. Для него это знакомая и комфортная ситуация. Каждая следующая задача должна быть по силам развивающегося ребенка. Взрослый помогает справиться с новыми трудностями (помогает, а не делает за него!). Если дать задание больше возможностей ребенка, он не справится и скорее всего «закроется» на какое-то время от поисковой деятельности. Если дать задание достаточно легкое, то ребенок его быстро выполнит, оставаясь в той же точке развития, где и был. Как раз зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То что было раньше не возможно выполнить самостоятельно становиться привычным и превращается в новый автоматизм.

Будучи взрослым, каждый из нас сохраняет данную план и схему развития. Например, молодые актеры, которые ещё только учатся в театральных институтах и училищах, постепенно осваивают навыки актерского мастерства. В данном случае мастера курса помогают также постепенно преодолевать трудности, раскрывая актерскую природу каждого студента. Они изучают по шагам данную деятельность. Сначала делают этюды животных, предметов и этюды на память физических действий и ощущений (сокр. ПФДиО). После переходят к этюдам на одиночное органическое молчание, после на органического молчание в паре и после на импровизационные этюды со словами. Далее уже делают различные отрывки по классическим произведениях отечественной и зарубежной драматургии и постепенно подбираются к роли в полноценном дипломном спектакле. Если дать непосильную задачу такому студенту, к примеру, сразу сыграть роль Отелло в спектакле, то скорее всего такой студент не справиться с данной задачей и как и ребенок выше "закроется". Данную ситуацию наглядно описал Константин Сергеевич Станиславский в своей книге «Роль актера над собой в творческом процессе переживания». Такая неудача даже может отбить желание студента двигаться дальше и развивать в себе актерские способности. Конечно, взрослый человек — не ребенок, но также нуждается в помощи и поддержке со стороны в преодолении трудностей на пути к своей цели.

Каждое успешное движение вперед необходимо закреплять и поддерживать. А это значить: себя хвалить и говорить комплименты, а порой и делать себе приятные подарки. А теперь вспомните, что вы так долго откладываете в долгие ящик; но вам «надо», «нужно» и «необходимо» это сделать? Скажите себе: «Я хочу/предпочитаю (ваш текст) сделать, и я сейчас это сделаю». Скажите это предложение вслух еще два раза, а дальше приступите к выполнению данного дела. Начните с небольшой задачи. Китайская мудрость из Ляо-цзи так и звучит:

Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага. Дао дэ цзин

После выполнения каждой небольшой задачи хвалите себя. Шаг за шагом к большой цели. А теперь как вам, так же тоскливо? Будет трудно и неприятно - это естественно на первых порах. Зато вы начали двигаться. Важно ваше внутреннее решение, идти и выполнять поставленные задачи, невзирая на ошибки и трудности. Споткнулись, встаньте, отряхнитесь и дальше идите. Я верю в вас — у вас все получиться!

А напоследок предлагаю вам красивую и глубокую по смыслу молитву от французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери про искусство маленьких шагов:

     Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
     Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
     Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
    Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
     Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
     Научи меня искусству маленьких шагов
     Amen.

Спасибо вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение!

Автор заметки: к.б.н., медицинский (клинический) психолог, Гештальт-терапевт, танатотехник, ведущий динамических терапевтических групп, Дмитрий Владимирович Нещадим

Дмитрий Нещадим | Клинический психолог | Театральный психолог | Новосибирск
 +7(913)944-07-64
 Skype: d.neshchadim
 VK: //neshchadim
 FB: //d.neshchadim
 Inst.: @d.neshchadim_psychologist


Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Почему все так? За что мне это?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Зачем быть искренним? Что мне это даст?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Мне нужно не это или почему ты меня не любишь
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Это все, что останется после меня...
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь