|
Искусство маленьких шагов... | Маленькими шагами к большой целиАвтор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
Первое, что мне приходит на ум в связи с данной темой — это фильм Фрэнка Оза «А как же Боб?» (англ. What About Bob?). Главный персонаж Боб Уайли, которого сыграл блистательный актер Билл Мюррей, придя на первичный прием к новому психотерапевту, доктору Лео Марвину (Ричард Дрейфус), узнал, что тот уезжает в отпуск и не может с ним немедля приступить к психотерапии. Но доктор дал пришедшему пациенту свою новую книгу «Детские шаги», пока первый будет отдыхать. Детскими шагами к большой цели. Боб буквально понял данный совет доктора и стал везде ходить «детскими шагами». Это очень анекдотическая ситуация, но в ней есть глубокий смысл. Чтобы прийти к своей цели, необходимо буквально идти к ней «детскими шагами». Приведу следующую метафору про мамонта (или про слона). Пещерный человек поймал в яму мамонта и решил его съесть один. Но попробуй он съесть его за один прием, то у него обязательно заболит живот, или это вызовет рвоту (как это частенько было у древних римлян после очередного гедонистического пира), а может еще чего хуже — умереть от переедания. После уже не будет такого энтузиазма ловить нового мамонта. С другой стороны, можно съедать мамонта по кусочку. В один прием — аппетитную ножку, в следующий раз - шейную вырезку, и так от хобота до кончика хвоста пока не останутся одни бивни и косточки. К сожалению, у первобытных людей не было современных холодильников, чтобы хранить большие туши пойманных зверей, и приходилось лопать слонов всей стаей до следующей охоты. Однако, съедая мамонта по кусочку, это позволяет хорошенько переварить каждую его часть и присвоить её себе. В данной метафоре речь идет о целеполагании, соотнося свои силы и возможности с поставленной задачей и целью. «Моцарт» в мире психологии, Лев Семенович Выготский, ввел понятие «зона ближайшего развития», когда рассматривал и говорил о развитии детей. Что это такое? Выготский подразумевал под данным термином взаимосвязь между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Каждый ребенок, находясь в своей точке развития, имеет уже приобретенные навыки в виде автоматизма. Для него это знакомая и комфортная ситуация. Каждая следующая задача должна быть по силам развивающегося ребенка. Взрослый помогает справиться с новыми трудностями (помогает, а не делает за него!). Если дать задание больше возможностей ребенка, он не справится и скорее всего «закроется» на какое-то время от поисковой деятельности. Если дать задание достаточно легкое, то ребенок его быстро выполнит, оставаясь в той же точке развития, где и был. Как раз зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То что было раньше не возможно выполнить самостоятельно становиться привычным и превращается в новый автоматизм. Будучи взрослым, каждый из нас сохраняет данную план и схему развития. Например, молодые актеры, которые ещё только учатся в театральных институтах и училищах, постепенно осваивают навыки актерского мастерства. В данном случае мастера курса помогают также постепенно преодолевать трудности, раскрывая актерскую природу каждого студента. Они изучают по шагам данную деятельность. Сначала делают этюды животных, предметов и этюды на память физических действий и ощущений (сокр. ПФДиО). После переходят к этюдам на одиночное органическое молчание, после на органического молчание в паре и после на импровизационные этюды со словами. Далее уже делают различные отрывки по классическим произведениях отечественной и зарубежной драматургии и постепенно подбираются к роли в полноценном дипломном спектакле. Если дать непосильную задачу такому студенту, к примеру, сразу сыграть роль Отелло в спектакле, то скорее всего такой студент не справиться с данной задачей и как и ребенок выше "закроется". Данную ситуацию наглядно описал Константин Сергеевич Станиславский в своей книге «Роль актера над собой в творческом процессе переживания». Такая неудача даже может отбить желание студента двигаться дальше и развивать в себе актерские способности. Конечно, взрослый человек — не ребенок, но также нуждается в помощи и поддержке со стороны в преодолении трудностей на пути к своей цели. Каждое успешное движение вперед необходимо закреплять и поддерживать. А это значить: себя хвалить и говорить комплименты, а порой и делать себе приятные подарки. А теперь вспомните, что вы так долго откладываете в долгие ящик; но вам «надо», «нужно» и «необходимо» это сделать? Скажите себе: «Я хочу/предпочитаю (ваш текст) сделать, и я сейчас это сделаю». Скажите это предложение вслух еще два раза, а дальше приступите к выполнению данного дела. Начните с небольшой задачи. Китайская мудрость из Ляо-цзи так и звучит: Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага. Дао дэ цзин После выполнения каждой небольшой задачи хвалите себя. Шаг за шагом к большой цели. А теперь как вам, так же тоскливо? Будет трудно и неприятно - это естественно на первых порах. Зато вы начали двигаться. Важно ваше внутреннее решение, идти и выполнять поставленные задачи, невзирая на ошибки и трудности. Споткнулись, встаньте, отряхнитесь и дальше идите. Я верю в вас — у вас все получиться! А напоследок предлагаю вам красивую и глубокую по смыслу молитву от французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери про искусство маленьких шагов: Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Спасибо вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение! Автор заметки: к.б.н., медицинский (клинический) психолог, Гештальт-терапевт, танатотехник, ведущий динамических терапевтических групп, Дмитрий Владимирович Нещадим Дмитрий Нещадим | Клинический психолог | Театральный психолог | Новосибирск +7(913)944-07-64 Skype: d.neshchadim VK: //neshchadim FB: //d.neshchadim Inst.: @d.neshchadim_psychologist Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|