|
Профессиональный путь по зову сердца – счастьеАвтор статьи: Богатырёва Лариса Владимировна
Каждый человек, живущий на планете Земля, важен и значим. Вы со мной согласитесь, желает это человек или нет, осознает или не осознает, он оставляет свой творческий жизненный след каждое мгновение в пространстве и во времени на протяжении всего жизненного пути. Каждый человек выступает значимым связующим звеном своего рода, влияя на развитие будущего своего поколения и всего человечества в целом, включая мир природы. Предлагаю вам вместе со мной знакомиться с рубрикой «Женственная природа», где будут размещены теоретически-практические статьи с практическими зарисовками, которые основаны на моем практическом опыте. Если они вам будут полезны и расширят кругозор, буду очень рада. Статьи будут раскрывать тему расширения ресурсов при взаимодействии взрослых и детей. С женщинами я хочу поделиться знаниями о важности и значимости их женской природы и о том, как, познавая себя, раскрыть свой потенциал, жить в спокойствии, любви и процветании.
Предлагаю познакомиться поближе. Меня зовут Лариса Владимировна Богатырева. Моя психолого-педагогическая профессиональная деятельность на протяжении 29 лет направлена на развитие и психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков, а также с 2005 года – на консультирование и проведение психотерапевтических индивидуальных и групповых встреч со взрослыми и детьми. Могу отметить, что быть психологом я совершенно не собиралась, шла по зову сердца и занималась тем, что нравилось, Судьба привела меня к профессии практикующего психолога. Быть психологом – это ответственно и жизненно значимо как для человека, с которым я взаимодействую, так и для меня. Поэтому моя профессия, как образ жизни, сопровождается постоянным саморазвитием и преобразованием в первую очередь самой себя, дабы быть полезной другим.
Я благодарна своей судьбе за этот жизненный путь! Низко кланяюсь своим родителям, брату и всему своему роду! Они любили меня и поддерживали на протяжении всей жизни, предоставляя возможность самой делать выбор и принимать решения. Мамочка окутывала меня теплом, пониманием, заботой. Папа вдохнул в меня легкость общения, юмор, будучи первым преподавателям психологии. Мой брат для меня – солнце и свет любви, с ним мы учились понимать, поддерживать друг друга. Я также благодарна своему родному отцу за тот опыт, который получила в период проживания с ним до семи лет. Сегодня их нет на планете Земля. Они живут в моем сердце и продолжают наполнять меня своей любовью и любовью всего моего рода! Я родилась в городе Игарке Красноярского края в 1963 году. В 1970 году вместе с родителями переехала в Таганрог и пошла в первый класс. Мне повезло с учителями. Это были в большинстве своем замечательные, справедливые, строгие, интересные люди, мастера своего дела! На одном дыхании проходили уроки по алгебре и геометрии, где на раз-два-три нужно было быстро ответить на вопрос учителя. Не успел ответить – получи оценку два, независимо от того, отличник ты или двоечник. Просыпаясь ночью, я могла назвать любую формулу по геометрии и по алгебре. Окончив школу, многие из нас поступили в высшие учебные заведения, зная замечательно математику, литературу, русский и многие другие предметы, включая рисование, труд. У нас было модно учиться хорошо!
По зову сердца «Первый детский педагогический опыт пионервожатой длиной 5 лет»
В четвертом классе мне выпала возможность стать пионервожатой первого класса, где учился мой младший брат. На протяжении пяти лет каждую неделю я приходила в этот замечательный класс, рассказывала истории о жизни, о животных, о поведении людей, их подвигах и т.д. Мне было трудно и при этом интересно. Часами сидела перед зеркалом, проговаривая содержание познаваемой статьи. Важно было еще рассказать ребятам так, чтобы им было интересно. Я очень была погружена в деятельность пионервожатой. Даже те ребята, которые баловались на уроках, слушали меня с интересом. Перед встречей с ребятами мне приходилось бороть в себе страх и переживания о том, что у меня что-то не получится. Проговорив перед дверью: «Все хорошо! Я смелая!», сделав глубокий вдох, заходила в класс, прорабатывая свои страхи, обменивая на смелость, уверенность, принося пользу себе и ребятам. По окончании восьми классов мне хотелось поступить в городе Азове в педагогическое училище на воспитателя. Мама не опустила меня, обосновав тем, что я еще совсем юная, хрупкая.
Против зова сердца «Профессия не по душе, а по расчету»
Все предложения о профориентации в Таганроге меня не интересовали. Основываясь на желании поддержать семью материально (в то время мы жили скромно, 1978 год), решила поступить в кулинарное училище на специальность «кондитер». В то время это была модная, востребованная профессия. В училище на одно место презентовало три человека. Мне повезло – поступила. Ура! В группе, в которой училась, было модно учиться хорошо! Это мне нравилось. Проблемы начались, когда вышла на работу. Необходимость каждый день печь пирожки, булочки, коржики меня приводила в шок. Началась жизнь «день сурка». Придя однажды домой, в расстройстве завалилась на диван и задала себе вопрос: «Неужели моя жизнь будет такой скучной? И что, для этого надо было учить геометрию, математику, все предметы, чтобы просто каждый день делать одно и то же?». Для меня это была трагедия.
По зову сердца «Путь в мир подростков»
Конечно, в моей жизни произошло чудо! Меня пригласили работать в кулинарное училище мастером производственной практики с подростками, разница в возрасте с которыми была всего четыре года. Понимая, что это трудно, при этом интересно и не будет «дня сурка», сразу приняла решение в пользу деятельности в кулинарном училище. Через год поступила в Ростовский педагогический государственный институт на специальность «Общетехнические дисциплины» – «учитель общетехнических дисциплин и труда». При общении с подростками для меня важными были жизненные критерии: отношение к каждому ребенку с душой и уважением, понимание причин того или иного его поведения, соблюдение принятых совместно правил при взаимоотношении. Мне было грустно видеть, как детям не хватало внимания родителей, как не хватает житейского опыта в отношениях друг с другом и со взрослыми. Поддерживая ребят, вдохновляя, проводя важные тематические классные часы, досуг и индивидуальные встречи, я задалась вопросом: «При каких условиях в детях-подростках развилось недоверие к жизни, неуважение, злобное отношение к сверстникам и взрослым, потребность пить, курить, нежелание учиться?». При этом важно отметить, что трудные дети при уважительном, человеческом отношении готовы совершить подвиги, быть конструктивными лидерами и творить добро! На протяжении шести лет моей деятельности было много удивительных историй, имевших замечательный результат: одна из учениц, боясь сообщить родителям о своей беременности, чуть не совершила ужасней поступок. Поддержала молодую мамочку совместно с родителями – и на свет появилось замечательное дитя, которого полюбили и родители, и дедушки-бабушки. Как важно смотреть в глаза подросткам, наблюдать за их движениями и недосказанными фразами, уметь читать их мысли, чтобы вовремя протянуть руку помощи и не допустить трагедии как в своей, так и в «другой» жизни. Мне очень нравилась работа мастера производственного обучения, при этом по семейным обстоятельствам с ней пришлось расстаться.
По зову сердца «Год школьного творчества»
Оканчивая последний курс Ростовского государственного педагогического института в 1989 году, я по семейным обстоятельствам перешла работать в общеобразовательную школу, вела технологию – так стали называться уроки труда. Этот предмет включал в себя синтез многих предметов, наук, которые практически преобразовывались в продукт творческой деятельности. Под музыкальные классические произведения и под детские песни мы готовили блины, лепили вареники. Пропевая вместе с детьми песенки, постигали азы шитья фартука, ночной сорочки, игольниц. Год работы в школе оставил много теплых воспоминаний и показал, как все знания предыдущего профессионального опыта сливаются в единый профессиональный «лексер» творческой жизни! Поступление дочери в первый класс и удаленность школы от дома явились причиной ухода из школы. Так, взаимодействуя с подростками, далее со школьниками 7-5 классов, я отправилась в путь по дороге зова сердца!
По зову сердца «Мир дошкольного профессионального путешествия»
Я не знала, куда идти работать после увольнения из школы. Для меня важным было поступление дочери в первый класс. Важно было найти удобную работу, чтобы провожать и встречать дочь из школы. Однажды в летний день вышла на центральную зеленую улицу Таганрога и отправилась искать работу, сказав себе: «Меня найдет работа, которая угодна Богу!». Важно отметить, что мой внешний вид был особенный. Занимаясь спортом, я умудрилась растянуть связки в нижней части голени обеих ног. На обе ноги положила повязки, пропитанные мазью, которая не совсем хорошо пахла. Это было ярким пятном в моей внешности. На собеседованиях все обращали внимание на мои перемотанные ноги. Мне везде отказывали. Пройдя почти до конца улицы, я поняла, что все идет так, как надо, при этом работы нет. Остановилась на одном из перекрестков и решила, послушав свое сердце, по интуиции выбрать путь вправо или влево. Меня манила правая сторона. Повернула направо и пошла в тупик переулка. С левой стороны был детский сад. Я зашла в темное помещение старинного дома, нашла кабинет заведующей. И тут поняла, что мое радостное настроение и искреннее поведение вводят людей в замешательство. Заведующая и методист посмотрели на меня внимательно, расспросили об образовании, педагогической деятельности, и, конечно, их смутили перевязанные ноги. Пришлось их успокоить, что все хорошо и это не помешает мне в работе. Меня взяли воспитателем. Это был замечательный детский садик со сложившимся профессионально сильным коллективом. Как выяснилось позже, получить в нем работу было сложно, но мне повезло – незадолго до моего появления у них уволился сотрудник. В этот день я попала в нужное место, в нужное время, к нужным людям и с нужным моим посланием от души. Мне повезло! Быть воспитателем – мое желание из детства. Так распорядилась моя судьба по зову сердца. Я благодарила Бога за все! Это был путь в 14 лет. Развивалась вместе с детьми, сочиняла интересные игры, основываясь на научных методиках, ребята эти игры принимали на ура. Мы играли в пиратов, в космонавтов, в подводников. Утренники, постановка сказок, развивающие занятия – все было направлено на развитие детей и себя. Взаимодействуя с детьми, я стала отмечать, насколько они все разные и уже «мудреные». В одном ребенке много страхов, которые он прячет за стеснение и скрытость. А другой, напротив, проявляет свой страх в агрессии, обзывая других и решая конфликты дракой. Иногда на занятиях отмечала, что какой-то ребенок задумался и не включен в процесс. Даже применяя разные методы, подходы, порой не удавалось вовлечь ребенка в процесс познания, он продолжал смотреть в окно. На прогулке выясняла причины такого состояния ребенка. Самым сложным в работе было донести до родителей душевные переживания детей, а родители не всегда были готовы их принять, понять и поддержать ребенка. Теперь понятно, откуда берутся не понятые подростки. Конечно, из детства, из непонимающей семьи. Нехватка знаний в области психологии была хорошо видна и в моей профессиональной, и в житейской деятельности. Я поняла, что воспитатель обязан быть психологически грамотным специалистом. Ведь в работе с детьми важно понимать их душу и лишь потом учить азам математики, грамоте, развитию речи и т.д. Если в душе ребенка движутся природные потоки спокойствия, радости, любви, созидающей активности… важно ему не мешать! Все деструктивные проявления у ребенка – это защитный механизм, чтобы сохранить свою естественную природу души. Задача взрослого – поддерживать и направлять ребенка по пути его развития. Меня не устраивала обучающая программа дошкольного развития тем, что сегодня мы познавали транспорт, завтра цветы, послезавтра посуду, и это было сумбурно. Предложив свою структуру тем по ознакомлению с окружающим миром, я не получила полного одобрения детсадовского методиста, и это понятно. Познавая окружающий мир от космоса до молекулы, от целого к частному, ребята поняли картину материального мира и логическую связь взаимодействия объектов природы и человека в нем. Мы всю неделю познавали, например, водоемы. Рисовали их, лепили, учили стихи, играли в водные игры. Было полное погружение в тему. Дети выдавали колоссальные познавательные, речевые коммуникативные результаты. Они с желанием шли в садик. Важно отметить, что моя напарница тоже поддержала эту идею. Меня волновали вопросы: «Я делаю правильно, приношу пользу детям? Может, это временные успехи? Как они отразятся в будущем?» Вопросов было много! Конечно, в очередной раз я задалась вопросом: «Где и как мне получить такие знания?». Это был значимый запрос в моей судьбе. Он предвещал переход на новый уровень жизни. Новый уровень – это преодоление трудностей, подобно пути к перевалу, чтобы доказать судьбе, что ты достоин ее таинственного дарования, подобно виду с высокой точки горного хребта, которая позволяет видеть намного больше, чем в начале пути, и дает новые перспективы. Данный запрос совпал с тем, что мой младший сын должен был идти в первый класс. Учитывая промахи в воспитании дочери, я решила временно не работать, хотя бы полгода, как можно времени уделять своему первокласснику. Параллельно, учитывая, что это были 90-е годы, я частным образом подготавливала троих детей к школе, и это давало возможность дополнительного заработка. Так, уйдя с садика, я стала заниматься частной психолого-педагогической практикой, индивидуальной и групповой, с детьми дошкольного возраста, реализовывая свою авторскую программу «Я и Мир».
По зову сердца «Дорога профессионально психолога»
В 1999 году я поступила в Таганрогский государственный радиотехнический университет и окончила его в 2005 году по специальности «Психология» – «психолог, преподаватель психологии». Это был интересный и в то же время трудный путь. За время обучения я ломала одновременно две руки, ногу, ходила с аппаратом Илизарова. Эти и другие трудности только закаляли меня как психолога. Узнавая теоретический материал, накладывала его на практическую деятельность и с удивлением получала ответы на вопросы, возникшие у меня на профессиональном педагогическом пути. Я стала соотносить причинно-следственные связи, научно обосновывая, что происходит с детьми в том или ином жизненном периоде и как это отражается на подростковом и взрослом периодах. Я благодарная всем педагогам, которые были строги и давали ценные знания в многогранной науке психологии.
По зову сердца «Мое профессиональное детище – центр для детей и взрослых «Гармония»
Реализовывая свою авторскую программу на станции юных натуралистов, на которой работаю психологом в настоящее время, я организовала свой детский координационно-развивающий психологический центр «Гармония». Он зародился в 1999 году и действует по настоящее время. Много детей прошли четырехгодичную дошкольную программу «Я и Мир» с 3 до 7 лет, в которой познавали окружающий мир природы, ее законы, учились соотносить законы природы с жизнедеятельностью человека, поняли, что в природе нет нарушения законов. Законы нарушать может только человек, за что терпит поражения и коверкает свою судьбу. Перевоплощаясь в процессе игровой сказкотерапии в природные объекты, например, молекулы, ребята строили модели трех состояний тел, проигрывали разные вариации движения воздушного потока. Чего только не было на встречах с детьми! Герои «молекулы» ругались, обзывались, злились. Важно было умело разрешить детские конфликты с распознаванием ценностей, которые ребята приобретали: умение высказать свое мнение, отстаивать свои границы, называть свои чувства, учиться выстраивать диалог, прорабатывать свои страхи и уметь укрощать свою агрессию. Так, поступая в школу, ребята были когнитивно развиты, имели обширный словарный запас, некоторые энциклопедические знания, развитое понятийное мышление и, конечно, самое главное – осознавали своей внутренний чувственного мир, с позиции которого могли комфортно, спокойно, рассудительно решать конфликты мирным путем и применять свои коммуникативные навыки взаимодействия. (О созидательной деятельности с позиции холистического мировоззрения – в следующей статье.) Сегодня важно в детях развивать ценности человека мира – человека, создающего добро! Конечно, с 2005 года профессиональная компетентность в практикующей психологии – как в детской, так и во взрослой – открыла мне новые горизонты в творческой деятельности по зову сердца. Знание арт-терапии, телесно-ориентированной (биосинтез) терапии, системных расстановок по Хеленгеру, психоанализа помогало системно, лаконично, глубинно понимать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между детьми и их родителями, этапами развития человека с детства и в данный период времени в момент взаимодействия с ним. Познание бодинамического подхода с изучением психотравм и шоковых травм человека открыло занавес в осознании ясности выхода как самой, так и моим клиентам из травматического пространства с осознанием и преобразованием личных психологических, деятельных ресурсов. Встречаясь с каждым ребенком и познавая его мир, я большое внимание уделяю в первую очередь повышению ресурсов самого ребенка и его родителей. На протяжении последних четырех лет веду курс для женщин «8 жемчужин женственности», который позволяет каждой женщине осознать красоту своей женственной природы, направить ее на расширение пространства любви и как любящей женщины, и как мамы для своих детей, и как дочери для своих родителей, и как женщины в мире отношений в социальном, природном пространстве. Многое на нашей планете зависит от нас, женщин! От того, как мы себя ценим и как к себе относимся, зависит наш выбор мужчины и взаимодействие со всем окружением. Благодарю каждого человека, которого встретила в своей жизни, каждое событие, которое произошло со мной, каждый выбор, который осуществила по зову сердца в своей жизни! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|