|
Всё, Это Уже Случилось!Автор статьи: Жанна Середняк
Всё, Это Уже Случилось! Метод ПиП или инструкция по применению говорящих детей от 3 до 120 лет
Автор метода – Середняк Жанна Мукановна, семейный и детский коррекционный психолог
Для кого? Для родителей, бабушек/дедушек, воспитателей, учителей и, конечно, для тех, кто знает, что словом можно и ранить, и к жизни возродить. Эта статья одновременно с методом родилась в ответ на вопросы «Что делать? Как быть? Как себя вести? Как правильно отвечать?» тогда, когда не ДО, а ПОСЛЕ. Когда просто удивление, недоумение или, когда испуг, тревога, беспокойство, страх. Когда тебе страшно предлагать свои советы или они не работают, а ты говоришь: «Мы уже говорили, я объясняла и ничего не меняется». И это точно ТОГДА, когда ты на самом деле хочешь Понять и Помочь другому человеку (сокращенно ПиП). Итак, что же произошло? Да что угодно: разбилась вазочка, Васька-сосед стукнул в нос, странная опасная тема разговора или ты просто внезапно оказался по другую сторону баррикад и между тобой и ребенком - пропасть. Можешь предложить свой вариант "трагедии", но это точно та ситуация, которая вызывает в тебе эмоциональный отклик, и ты немедленно хочешь с этим что-то сделать, а именно, ПиП. В зависимости от того, насколько велико твое желание ПиП и сколько у тебя на это времени – корректируешь, исходя из своих исходных данных. Важно сохранять основную идею и суть метода – ПиП – понять и помочь. Еще, это разговор «по-взрослому», когда вещи называются своими именами, когда искренне, без игр и манипуляций. Для примера возьмем непростую ситуацию и представим нашу дискуссию в кругу единомышленников. Ситуация такая: ребенок, лет примерно 7-8, украл в магазине шоколадку. На выходе его благополучно, вместе с "трофеем" поймали охранники. Я не буду спрашивать «что бы вы сделали в этом случае?», потому что каждый из вас в состоянии предположить. Рассказывать об этом подробно не стану, но точно была школа, завучи, обвинения и чрезмерные наказания, много боли и адского бессилия с недоумением. Будет гораздо полезнее поделиться с вами результатами многолетних наблюдений, тренировок и выводов. Как вы думаете, что переживает ребенок, совершив подобный проступок? Самое основное - страх наказания вкупе со стыдом. Он уже сожалеет о сделанном и готов повернуть время вспять. Но, вот скажите мне, кто из нас может увидеть в Другом сожаление или раскаянье в тот момент, когда мы сами находимся в ярости или охвачены интенсивным потоком чувств? Не увидит. Поэтому, самое главное правило, если ты действительно хочешь ПиП, - проводи беседу в спокойном состоянии, когда ты сыт и более менее доволен жизнью. Ребенку сложно переварить свою "солянку" и, скорее всего, он знает о плохости своего поступка. К сожалению, дети пробуют этот мир на вкус не всегда приятным и интересным для нас способом. И это нормально. Хотя и сложно порой. Поэтому делаем вдох-выдох и спустя время начинаем адекватно думать и говорить. Вторая ошибка заключается в том, что взрослые сразу дают название поведению. В описанной ситуации – это будет "вор". В любой другой: жадина, драчун, вредина, упрямец, рева, двоечник и т.д. Я думаю, вам знакомо. Это обычные обзывания. В любом случае, эти названия всегда критичны, а иногда и унизительны. Так вот, в чем же ошибка, если это так и есть, скажите вы. Отвечу - чаще всего, они не отражают мотив действий ребенка. Вор – это человек, который хочет украсть и делает это систематически. Ребенок, укравший шоколадку – хочет шоколадку и сделал это впервые. Как видите, разница есть, и она гораздо больше, чем я опишу в этой статье. Нужно понимать, что один поступок еще ни о чем не говорит. Он не говорит о том, что только к этому поведению у ребенка есть склонность - это всего лишь одна из возможных реакций. Склонностей, к слову, и у нас с вами полно, но разве нам приятно было бы каждый раз слышать: истеричка, сумасшедшая, параноик, тупица? Правда же, нет. Но, при этом, мы иногда "тупим" и не можем понять, иногда чрезмерно, на чей-то взгляд, переживаем, возмущаемся и т.д. Так вот, если эта реакция зафиксируется в поведенческий стереотип, благодаря нашим названиям, а вместе с ним и соответствующим отношением, то ситуация станет повторяться. Вот это - повод обратиться к специалисту в области нарушений детского поведения. Хотя вполне возможно, и я искренне надеюсь, что с помощью этой статьи вы станете во многом грамотнее и избежите больших проблем в поведении ребенка. Формулируем второе важное правило "Если ты хочешь об этом поговорить – бери инструкцию метода ПиП". Для того, чтобы успешно реализовать и прийти к желаемому результату, вам дорогой взрослый необходимо уметь: - задавать проясняющие вопросы: кто, что, как, зачем, для чего, каким образом. - отличать факт от своего отношения к факту. Например, дом стоит – это факт. Он большой, маленький, красивый или мешает проехать – это отношение к факту, - видеть и описывать, как минимум две стороны происходящего факта действия. Например, ребенок не дает играть своими игрушками – это одна сторона, вторая – ребенок хочет сохранить свои игрушки или хочет сам в них играть. И пусть, хотя бы одно описание будет иметь положительный смысл для вас и для ребенка. Переходим к структуре беседы по методу ПиП. Под словом "определить" подразумевается беседа с проясняющими вопросами, в результате которой у вас в голове будет прорисована достаточно ясная и понятная картина происходящей ситуации.
Подойдут следующие вопросы: - зачем/для чего/ почему … /описание фактического действия/, - ты хотел/не хотел, чтобы было что/как, -чего ты хотел/не хотел в результате, -как ты думаешь, так получится достичь результата. Чтобы ребенок к 8-10 годам научился видеть состояния другого человека, стоит задавать подобные вопросы и о другом участнике ситуации. Скорее всего, часть из ответов будут действительно правдой, а часть – догадками, тем не менее полнота картины будет присутствовать. Предлагая свои варианты, иногда используйте форму предположения "мне кажется, возможно, предположим, наверное, ... ". По ходу беседы повышает градус взаимопонимания ваши рассказы о схожих проблемах, ваш способ выхода из ситуации поможет ребенку увидеть свой собственный. Общение с ребенком по методу ПиП дает ему понимание, поддержку и помощь в решении. А также выполняет важную метазадачу взрослеющей личности – масштабное осознавание себя в режиме "здесь и сейчас" и раскрытие собственных ресурсов формирует тот самый внутренний стержень, основу и опору в любой критичной ситуации. Чтобы лучше разобраться, читайте специализированную литературу и развивайте навыки активного слушания и использования "я-сообщений". Чудесного семейного настроения! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|