Страх в смирительной рубашке или Как убедить клиента проконсультироваться с психиатром?

Cегодня я предлагаю очень непростую тему. Непростую, в первую очередь, в этическом плане, и, конечно же, в личностном.  Ведь предложение посетить врача-психиатра пугает многих клиентов, и, вследствие этого, часто вызывает негативную реакцию: отторжение, обиду или даже резкий уход из терапии. Это место известно многим практикующим психологам и психотерапевтам как очень «тонкое» в процессе помощи клиенту. Особенно сложно это место проходить в тех случаях, когда клиент направлен к вам на консультацию кем-то другим. Например, ребенок или подросток вместе с недоумевающим родителем приходят к вам по настоятельной рекомендации учителя или социального педагога. Согласитесь, что такое обращение отличается от  самостоятельного обращения клиента, который знает о своих проблемах и настроен на работу с ними. И даже здесь совет проконсультироваться с психиатром создает довольно щекотливую ситуацию. А в первом случае – тем более.

Честное сообщение клиенту о границах своей профессиональной компетентности – одно из основных правил этического кодекса. И мы, психологи, должны его соблюдать. Переадресация клиента к другим специалистам, в том числе и к психиатру, относится к этому правилу напрямую. И, казалось бы, в чем сложности? А сложности есть. И о них и о путях их преодоления я попытаюсь рассказать здесь, опираясь на свой опыт работы подростковым психологом на базе ППМС центра.

От чего возникает страх?

Тревога о том, что «со мной что-то не в порядке», посещала хоть раз в жизни каждого из нас. Она часто является эмоциональным сопровождением тех ситуаций, в которых мы не можем добиться успеха по непонятным нам причинам. Или когда мы подмечаем за собой какие-нибудь «странности» и «особенности» (например, ощущение «дежа вю», привычка иногда разговаривать с самим собой и т.п). Эта тревога очень похожа на обычное беспокойство о своем физическом здоровье. Однако, обращаться к врачу многие люди считают нормальным, а к психиатру (или даже просто к психологу) – страшным и постыдным. Почему это так? Попробую ответить.

В обществе, благодаря довольно частому обращению к данной теме в кино и литературе, появилось много так называемых «мифов» о психиатрической помощи. Образы принудительного содержания в больнице с решетками на окнах, связывании, «накачке» препаратами и т.д. становятся реальной почвой для возникновения страха попасть к врачу-психиатру. Довольно распространено также и ошибочное мнение, что обращение к психиатру всегда влечет за собой диагноз, постановку на учет и «клеймо на всю жизнь».

Чтобы сделать более понятным для читателя как может звучать эта тревога, я приведу случай из практики.

Пример консультации

(Психолог – Анастасия Звонарева. Клиентка – девушка, 15 лет. Направлена в Центр комиссией по делам несовершеннолетних, так как перестала посещать школу. Первые две встречи были посвящены знакомству и анализу ситуации. Клиентка почти ничего не говорила, на вопросы не отвечала, глаза обращены внутрь, периодически появлялись слезы. На третьей встрече психолог предложила консультацию психиатра).

Психолог: Ань, хоть ты и не говоришь со мной, я вижу, что с тобой что-то происходит. Тебе явно плохо.

Клиентка: (молчание)

П: Но со школой вопрос нужно решать срочно, ты же понимаешь. Чтобы тебя не исключили и не перевели в интернат, тебе нужна справка, что ты не можешь посещать школу по состоянию здоровья.

К: (тихо, после небольшой паузы) Вы можете ее дать?

П: Я не могу. У меня нет такого права. Это может сделать только врач. Так как физически ты здорова, но внутри тебе очень плохо, такую справку может выписать только врач-психиатр.

К: (испугано) Я не пойду к психиатру.

П: Почему?

К: Потому что я боюсь. Вдруг он скажет, что я сумасшедшая, потому что я все время плачу. Вдруг меня положат в психушку и будут колоть уколы?! Там же ни о чем не спрашивают! (начинает плакать).

П: Аня, послушай меня. В том, что ты плачешь, я не вижу ничего ненормального. Конечно,  когда ты не говоришь, сложно понять, чем тебе помочь. А помочь я тебе хочу. Веришь мне?

К: (после небольшой паузы) Верю. Но я не знаю, что со мной происходит. Просто не хочу ходить в школу. Мне страшно. Мне плохо. Я боюсь чего-то. Мне хочется убежать. Я не могу понять…(снова плачет).

П: Я понимаю тебя, насколько могу. Знаешь, порой для того чтобы понять свое состояние, нужно время. И спокойная обстановка. Если бы у тебя были официальные каникулы по болезни, это было бы проще. Но для этого нужна справка. Если ты сходишь к психиатру, он, видя твое состояние, конечно, может предложить тебе обследование в больнице. Ты обсудишь это со своей мамой. Согласится или нет – полностью ваше право. Принудительно забирают только тех, кто явно опасен для себя или для окружающих. Быть может, он даст тебе направление в санаторий или порекомендует домашний режим. Про это я точно сказать не могу. Но вы с мамой можете пойти и выяснить.

К: А меня не поставят там на учет?

П: Нет. Заведение амбулаторной карты для посещения врача – это одно, а учет это совсем другое. У меня тоже есть карта в психоневрологическом диспансере. Я там прохожу обследование для справок на работу или в другие учреждения. Но на учете я не состою. Ну что, воспользуемся этим шансом? Он сейчас у нас с тобой единственный.

К: (после небольшой паузы) Ладно, я один раз, наверное, схожу…

(Клиентка вместе с мамой пошла на прием к психиатру. Ее состояние врач диагностировал как аффективное расстройство (депрессию). Предложил специальный санаторий дневного пребывания для детей, где есть возможность одновременно проходить лечение  и учиться в школе, что оказалось для клиентки наиболее подходящим вариантом).

Итак, почти у всех людей присутствует пассивный, фоновый страх собственной «ненормальности». И часто он активируется у тех, кто был вынужден обратиться к психологу (самостоятельно или по направлению).  Потому что власть мифа о том что «нормальный человек к психологу не пойдет» все еще очень сильна в нашем обществе. На этом фоне, переадресация к психиатру будет пугать еще сильнее.

Особенно остро это могут переживать родители детей, которых направили к психологу для диагностики наличия психического расстройства. Конечно, всем им хочется услышать, что с их ребенком все в порядке. Но специфика нашей работы состоит как раз в том, чтобы помогать клиентам, а это, в свою очередь, часто расходится с тем, что клиентам «хочется». Слова «вам нужен психиатр…» звучат для родителей чуть ли не страшным приговором. Но если ситуация того действительно требует, мы должны уметь убеждать. Мягко и, в тоже время, настойчиво. Этот баланс соблюсти непросто, но очень важно. За время моей практики в Центре, я выявила для себя несколько несложных правил, соблюдение которых, помогает грамотно перенаправить клиента туда, где ему в первую очередь требуется помощь. И этими правилами я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Внимание будет уделено специфике консультирования детей и подростков, которые вместе с родителями пришли к вам по направлению.

Что делать?

Обычно настораживающие признаки возможного наличия психического расстройства видны глазу профессионала сразу. Но никогда не стоит об этом прямо заявлять. Во-первых, это находится за пределами нашей компетенции, а во-вторых, мы должны видеть перед собой задачу иного порядка: не напугать клиента, а вызвать у него чувство доверия и создать возможность быть максимально открытым. Потому все признаки, которые мы замечаем, следует отмечать про себя. Иногда достаточно просто беседы, в которой 80% времени будет говорить клиент, а иногда уместно и полезно провести негромоздкую диагностику. Для этого хорошо подойдут рисуночные проективные тесты, такие как «Рисунок несуществующего животного», «Я и мир», «Мое состояние». Если ребенок или подросток не особо разговорчив, то проявление искреннего интереса психолога к его рисункам, может создать неплохую платформу для выстраивания диалога.

Затем родителю следует сказать, что вам необходимо поработать с материалами диагностики и пригласить прийти еще раз. Полезно также будет добавить, что для составления наиболее полной и объективной картины диагностики одного специалиста недостаточно. Поэтому очень рекомендуется пройти хотя бы двух специалистов. Часто это психолог и психиатр. Консультация психиатра нужна, в первую очередь, для того, чтобы узнать, не будет ли вредна ребенку работа с психологом. Также он, в отличие от психолога, имеет право назначать лекарственные препараты, которые могут помочь в снижении утомляемости или возбудимости, нормализовать сон и аппетит и т.п.

Еще один важный момент, про который нужно сказать, звучит так: «У проблем могут быть разные причины. Я, как психолог, вижу одни, но это только мое предположение. Чтобы нам с вами быть более уверенными и спокойными, предположение полезно  проверить. В этом нам может помочь психиатр, который как врач, будет смотреть то, что относится к области медицины. Работа двух специалистов дополняет друг друга и, следовательно, является более эффективной. Вы согласны?»

Если родитель не соглашается с этой аргументацией, то причина у этого может быть только одна – страх услышать диагноз. В этом случае мы можем прямо спросить: «Что вас пугает?» Часто в этом месте родитель или подросток (если мы беседуем с ним) начинает говорить о том, что выше мы обозначили как «мифы о психиатрии» или «страх в смирительной рубашке». После этого мы можем задать вопрос «Откуда вы про это узнали?» Этот вопрос полезен тем, что позволяет выявить отсутствие реальной подоплеки многих страхов и, следовательно, ослабить тревогу.

Если доверие к вам, как к специалисту уже более-менее сформировано или даже достигнут рабочий альянс, то можно и даже нужно порекомендовать клиенту «своего человека». Психологи и психиатры часто работают в устойчивом сотрудничестве. И эта практика очень полезна. Во-первых тем, что к специалисту, рекомендованному вами, клиент дойдет с большей вероятностью и меньшей тревогой, а, во-вторых, тем, что через личный контакт можно получить гораздо больше информации, чем врач «со стороны» укажет в заключении.

Также стоит добавить, что если вы работаете со взрослым клиентом или с подростком и предполагаете наличие у него психического расстройства, то важно не заставить его пойти к психиатру (излишняя настойчивость будет только пугать), а подвести к мысли о дополнительной пользе. Важно чтобы клиент почувствовал, что выполнение вашей рекомендации – это еще один шаг на пути взращивания способности к самоподдержке. Следует обязательно обратить внимание на то, что приход на консультацию к психологу – это уже важное и во многом смелое решение – позаботиться о себе.

Работа со взрослыми и с подростками в данном случае имеет только одно серьезное различие: в случае с подростком, мы должны также настроить его родителей на предстоящий визит к психиатру. О специфике беседы с родителями сказано выше, но следует добавить, что говорить с ними лучше до консультации с подростком, в которой вы планируете рекомендовать ему обратиться к психиатру. Ребенок должен видеть спокойствие, исходящее от родителей и чувствовать поддержку. Желательно сделать это в один и тот же день. Можно перед началом консультации минут на 15 пригласить родителя в кабинет. Для этой беседы больше всего подойдет вторая или третья встреча. Во-первых, потому что контакт с родителем и с ребенком к этому времени уже более-менее установлен, а во-вторых, как уже говорилось выше, на первичной консультации тревога намного сильнее и о посещении психиатра можно лишь упомянуть, как о возможности более расширенной диагностики.

В завершении приведу еще один случай из практики в качестве иллюстрации к вышесказанному.

 

Пример консультации

(Психолог – Анастасия Звонарева. Клиент – мальчик, 14 лет. Пришел вместе с мамой по направлению комиссии по делам несовершеннолетних, так как регулярно не посещает школу. Причина – не может встать утром).

Психолог: Артем, у меня написано в заключении, что ты не встаешь утром с постели и не идешь в школу. А когда мама тебя пытается разбудить, ты очень сильно злишься и даже кидаешься на нее. Это правда?

Клиент: Да.

П: Хм… Наверное, тебя уже об этом спрашивали, но все-таки.. Что тебя так злит?

К: Я вижу страшные сны. Я вижу предательство во сне. Меня постоянно преследует огромный монстр. Иногда я вижу его даже не во сне. А иногда он становится мной.

П: Монстр становится тобой? Как это?

К: Или я становлюсь им! (начинает плакать). Я боюсь себя в таком состоянии. Я не могу себя контролировать. Я не хожу в школу, потому что я себя боюсь, я боюсь, что дьявол во мне может даже кого-то убить! Во мне как два меня. Дьявол и ангел.

П: А ты говорил об этом маме или социальному педагогу?

К: Да. То же самое говорил. Они не верят мне. Они считают, что претворяюсь просто.

П: Я верю тебе, Артем. Я знаю, такое может быть. И есть способ тебе помочь. Ты хочешь себе помочь?

К: Да, очень хочу. Какой способ?

П: Обратиться к психиатру.

К: Почему к психиатру? Вы же психолог. Помогите мне. Я что больной?

П: Я и пытаюсь тебе помочь сейчас. Понимаешь, тебе нужна очень быстрая помощь. Потому что ты сам говоришь, что не контролируешь свое состояние и боишься за окружающих. У меня к тебе в этом месте, кстати, очень много уважения. Ты смелый и ответственный. Если бы ты был болен, то ты не понимал бы вообще что ты делаешь. А у тебя понимание есть. И есть желание избавиться от того, что тебя беспокоит.  Это временная трудность. Она преодолима. И первый шаг – это проконсультироваться у врача-психиатра. Только он может точно определить что с тобой и обозначить стратегию помощи. И только он может рекомендовать тебе работу с психологом. Без его рекомендации, я работать не имею права. Это может даже ухудшить твое состояние. Такое бывает.

К: (молчание)

П: Понимаешь о чем я говорю?

К: Да. Вы говорите, что это может мне помочь.

П: Да, ты понял самое главное. Хочешь, я дам тебе телефон хорошего специалиста? Позвоните ему с мамой, скажете что от меня. Этому человеку я доверяю. Он уже многим на моей памяти помог.

К: Давайте. Главное – чтобы мне стало лучше. А то я боюсь. Он точно мне поможет?

П: Он может тебе помочь. Все что зависит от тебя – это доверять специалисту своего дела и принимать помощь. А ты уже готов к этому, судя по тому, как ты работаешь со мной.

К: Да. Спасибо…

(Клиент вместе с мамой пошел на прием к врачу-психиатру. Был госпитализирован в остром состоянии).

В заключении хочется добавить, что ни в коем случае не стоит произносить такие слова как «болезнь», «расстройство», «отклонение от нормы» и т.п., даже если клиент их использует сам, говоря о своем состоянии. Лучше всего здесь подойдет словосочетание «временная трудность» (как в примере, приведенном выше). Это ни в коем случае не обман. Важно помнить о том, что мы не ставим диагнозов и наша задача – верить в то, что любые трудности преодолимы, как и в  потенциал наших клиентов. Эта вера должна быть непременно искренней, пронизывать нас, исходить от нас. И тогда она станет верой самого клиента, а, как нам известно, вера в успех и в то, что все обязательно будет хорошо, является самым прочным камнем в фундаменте любого дела!

Примечание: фрагменты сессий приведены в данной статье с согласия клиентов. В целях соблюдения конфиденциальности имена клиентов изменены.

 

 

 



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • «Тебе что, трудно помочь мне?», или Как правильно просить о помощи
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь