Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 3.

Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». 

Часть 3.   

Цитринитас.

Двенадцать шагов навстречу истинному Я  Часть 3

Цитринитас (Citrinitas - буквально «желтизна») – в алхимии третья из четырёх основных стадий Великого Деланья получения Философского Камня. В алхимии Цитринитас символизирует превращение серебра в золото или «пожелтение лунного сознания». Символами Цитринитас в алхимии чаще всего выступали павлин, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик). К.Г. Юнг в своём труде «Психология и алхимия» интерпретировал алхимический процесс в категориях архетипических соответствий: так, Нигредо соответствует Тени, Альбедо соотносится с Анимой и Анимусом; Цитринитас соответствует архетипу Мудреца, а Рубедо является архетипом Самости.

На стадии Цитринитас приобретается способность (сила) совершать нечто, выходящее за рамки обычных представлений человека о своих возможностях. В Цитринитасе воображающий начинает действовать уверенно, он знает, что главное, а что вторичное, и верно выбирает свои цели (Цитринитас часто символизируется стрельбой, охотой). Цитринитас зовет к действию, реши­тельному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдох­новляет героический мир беспримерных ратных подвигов.


Архетипы Герой и Смерть-Трансформация-Возрождение, как архетипические мотивы в Цинтринитасе, по примеру архетипов предыдущего этапа, выступают в качестве сизигии или комплементарной пары противоположностей, где архетипы пребывают как в состоянии объединения, так и в состоянии оппозиции по отношению друг к другу. Взаимодействие с этими психическими структурами способно вызвать у воображающего потрясение и даже шок, так как переживаемая психологическая трансформация ассоциативно вызывает состояние, ранее пережитое воображающим в мотиве Тени (неслучайно многие исследователи алхимического наследия связывают (возможно, путая) операции путрефакцию  ("гниение") и мортификацию ("умерщвление").

Герой.

Первой операцией направленного алхимического воображения в Цитринитас является выход на границы преодоления препятствий и трудностей в достижении определенных целей, которую символизирует архетип Героя.

В Таро архетип Герой представлен Арканом Колесница.  В мифологии Колесница  персонифицируется типичными культурными героями - это Илья Муромец и Добрыня в русских былинах,  Геракл, Персей и  Ахилл в древней Греции, Луг и  Кухулин у кельтов и т.д.   Колесница символизирует потенциальность значительного рывка вперед. Она показывает, что вырвавшись из круга прежних интересов (жизненного сценария, сансары), человек способен идти новым путем. Отсюда наиболее значимые характеристики Колесницы: храбрость, энергия, необходимая для достижения цели, способность на большие усилия, путь к успеху, самоконтроль, четкость цели, путешествие и победа.

В алхимии Герой символизирует процесс  ферментации ("сбраживание"). В ходе  ферментации  материал в алхимическом сосуде желтеет и становится золотом (но не истинным Золотом алхимиков). Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать (трансформировать) неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует близость характеристик ферментации с представлениями аналитической психологии об архетипе Герой.

Наиболее естественное окружение для Героя, безусловно, - это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место или любое другое место, где трудности или вызовы требуют волевых и энергичных действий. Герой находится в постоянном стремлении сделать  лучше окружающий его мир. Этот архетип олицетворяет в психическом, прежде всего,  дисциплину, решительность и целеустремленность.

В мифологии часто встречающийся мотив о Герое, где он совершает путешествие за таинственным сокровищем, просто необходим, чтобы показать символический язык мифа, что только там, где опасно (водная бездна, бездонная пропасть, тёмная пещера, дремучий лес, и т.п.) можно найти "труднодоступное сокровище" (драгоценность, деву, напиток жизни, победу над смертью). И в обретении «сокровища» состоит главная миссия Героя в алхимическом воображении.

Исходя из вышесказанного, в процессе направленного алхимического воображения задача данной операции заключается в том, чтобы помочь находящемуся в героической позиции воображающему ассимилировать бессознательные содержания, в про­тивовес тому, чтобы быть ими захваченными и подавленными. Потенциальным результатом здесь является освобождение психической энергии воображающего, связанной с бессознательными комплексами, способной привести его к последующей личностной трансформации.

Смерть-Трансформация-Возрождение.

Второй заключительной операцией этапа Цитринитас в направленном алхимическом воображении является  достижение условий, вследствие которых воображающий получает возможность проживания в Мире Воображения психологической трансформации, которая персонифицирована архетипом Смерть-Трансформация-Возрождение.

В Таро архетип Смерть-Трансформация-Возрождение символизирует Аркан Смерть. В каждой религии существует бог-психопомп, проводник душ в царство смерти и бог-хозяин подземного мира: Анубис в Древнем Египте,  Танатос в Древней Греции, Хель в германо-скандинавской мифологии. Смерть в Таро символизирует расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается предвестницей нового, грядущего, потому что конец этот закономерен, потому что это - освобождение, хотя и часто сопровождаемое огорчением и болью. Смерть совершенно напрасно связывают с одним только горем, или, наоборот, считают только началом чего-то нового. Смысл символики Смерти - это понимание её как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания, завершение одного жизненного цикла и начало нового.

В алхимии Смерть-Трансформация-Возрождение символизирует процессы мортификации ("умерщвление") и экзальтации ("возбуждение").


Мортификация – процесс, при котором субстанция словно бы умерщвляется и предстает разрушенной, утратившей свою деятельную силу, однако, в конечном счете, готовая вновь ожить.


На стадии экзальтации происходит окончательная перемена цвета материала из лунно–белого в жёлтый. Алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Трансформация — это единство смерти и возрождения, проце­дура распада прежнего, формиро­вание нового, более зрелого и устойчивого сознания. Различные символы трансформации были подробно исследованы Юнгом на примере религиозных обрядов, алхимических процедур, ритуалов жертвоприношения в архаических обществах. Уста­новив и описав многочисленные этнические и культурные па­раллели, он показал, что центральной идеей трансформации во всех случаях является жертвоприношение, как метафора отказа от эгоистических притязаний. "Жертвоприношением человек доказывает, что владеет собой, поскольку принесение самого себя в жертву означает не пассивное позволение взять себя, но сознательную и волевую самоотдачу, которая доказывает, что человек пол­ностью владеет самим собой, т.е. своим «Я». Такой символический акт со­вершенно необходим для последующего изменения и роста, который, будучи всецело естественным, инстинктивно ведет к диалогу между Эго (центром сознания человека) и Самостью (центом психического).

Архетип Смерть-Трансформация-Возрождение характеризуется изменениями и преобразо­ваниями личности под влиянием интеграции бессознательных со­держаний. В процессе направленного алхимического воображения трансформация предполагает  символическую регрессию на более низкие стадии психического развития и последующий прогресс, включающий осознание новых потребностей, интенций (направленности) и свойств обновлённой личности.

Работа с архетипом Смерть-Трансформация-Возрождение является заключительной операцией третьего этапа направленного алхимического воображения, который, вслед за алхимиками, назван Цитринитас.

Основной целью Цитринитаса в направленном алхимическом воображении является обретение психологических ресурсов, способных помочь в достижении поставленных перед собой  целей, а далее достижение условий, вследствие которых воображающий получает возможность проживания в Мире Воображения психологической трансформации. В Цитринитасе образ самого себя может быть изменен, трансформирован, и таким образом, как бы принесен в жертву развитию «Я» фантазирующего. Работа в Цитринитасе, помимо прочего, призвана помочь фантазирующему реализовать свое предназначение в окружающем его мире, выполнить свою жизненную миссию как можно лучше, используя свои таланты и способности, формируя представление об индивидуальном пути, который позволит достигнуть самореализации на всех уровнях жизни человека.

 

Продолжение следует….

Начало статьи https://www.psyoffice.ru/article/86075/

Литература

 

Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр, 2004.

Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лиц.— М., 1997.

Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

Нойманн Э. Происхождение и история сознания.— М.; Киев, 1997.

Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015.

Эдингер Э. Анатомия души. Алхимический символизм в психотерапии. М.: Клуб Касталия. 2011.

Юнг К.Г. AION.-М.; Киев, 1997.

Юнг К. Г. Происхождение героя // Юнг К. Г. Символы трансформации.- М., 2000

Юнг К.Г. Психология и алхимия.-М.; Киев, 1997.

 



Просмотров: 345
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • Психологическая трансформация, символы трансформации
  • Смерть или Трансформация? Метафорические карты.
  • Король бесплоден. Начало трансформации в алхимическом сосуде.
  • Символ и трансформация. Уровень общества. ("Из жизни символов")
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Работа с МАК. Техника "Трансформация"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Архетипы и Тени таро. "Тень, знай свое место!"
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • Герой, Время и Смерть
  • Герой, Время и Смерть
  • Архетипы и Тени таро. Когда Император уходит в Смерть?
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Трансформация "Феникс"
  • "Расставание - маленькая смерть"
  • Незамеченная смерть: о важности горевания и "несвоевременных" чувствах
  • Мифодрама "Смерть Бальдра": принятие потери
  • Смерть желаний (Цикл "Как жить?" Статья 3)
  • "Смерть всегда ходит рядом"
  • Прожить смерть и достучаться до "небес".
  • "Смерть - значит спокойствие" (кейс)
  • Техника МАК "Возрождение женственности"
  • Техника "Архетипы трансформации"
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 4. "Ген" предательства: по ту сторону доверия
  • Таро как Трансформация.
  • Сказка про "Жизнь и Смерть"
  • Смерть "ангела", как пережить?
  • Трансформация сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь