|
Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 3.Автор статьи: Исаков Александр Анатольевич
Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 3. Цитринитас. Цитринитас (Citrinitas - буквально «желтизна») – в алхимии третья из четырёх основных стадий Великого Деланья получения Философского Камня. В алхимии Цитринитас символизирует превращение серебра в золото или «пожелтение лунного сознания». Символами Цитринитас в алхимии чаще всего выступали павлин, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик). К.Г. Юнг в своём труде «Психология и алхимия» интерпретировал алхимический процесс в категориях архетипических соответствий: так, Нигредо соответствует Тени, Альбедо соотносится с Анимой и Анимусом; Цитринитас соответствует архетипу Мудреца, а Рубедо является архетипом Самости. На стадии Цитринитас приобретается способность (сила) совершать нечто, выходящее за рамки обычных представлений человека о своих возможностях. В Цитринитасе воображающий начинает действовать уверенно, он знает, что главное, а что вторичное, и верно выбирает свои цели (Цитринитас часто символизируется стрельбой, охотой). Цитринитас зовет к действию, решительному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Архетипы Герой и Смерть-Трансформация-Возрождение, как архетипические мотивы в Цинтринитасе, по примеру архетипов предыдущего этапа, выступают в качестве сизигии или комплементарной пары противоположностей, где архетипы пребывают как в состоянии объединения, так и в состоянии оппозиции по отношению друг к другу. Взаимодействие с этими психическими структурами способно вызвать у воображающего потрясение и даже шок, так как переживаемая психологическая трансформация ассоциативно вызывает состояние, ранее пережитое воображающим в мотиве Тени (неслучайно многие исследователи алхимического наследия связывают (возможно, путая) операции путрефакцию ("гниение") и мортификацию ("умерщвление"). Герой. Первой операцией направленного алхимического воображения в Цитринитас является выход на границы преодоления препятствий и трудностей в достижении определенных целей, которую символизирует архетип Героя. В Таро архетип Герой представлен Арканом Колесница. В мифологии Колесница персонифицируется типичными культурными героями - это Илья Муромец и Добрыня в русских былинах, Геракл, Персей и Ахилл в древней Греции, Луг и Кухулин у кельтов и т.д. Колесница символизирует потенциальность значительного рывка вперед. Она показывает, что вырвавшись из круга прежних интересов (жизненного сценария, сансары), человек способен идти новым путем. Отсюда наиболее значимые характеристики Колесницы: храбрость, энергия, необходимая для достижения цели, способность на большие усилия, путь к успеху, самоконтроль, четкость цели, путешествие и победа. В алхимии Герой символизирует процесс ферментации ("сбраживание"). В ходе ферментации материал в алхимическом сосуде желтеет и становится золотом (но не истинным Золотом алхимиков). Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать (трансформировать) неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует близость характеристик ферментации с представлениями аналитической психологии об архетипе Герой. Наиболее естественное окружение для Героя, безусловно, - это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место или любое другое место, где трудности или вызовы требуют волевых и энергичных действий. Герой находится в постоянном стремлении сделать лучше окружающий его мир. Этот архетип олицетворяет в психическом, прежде всего, дисциплину, решительность и целеустремленность. В мифологии часто встречающийся мотив о Герое, где он совершает путешествие за таинственным сокровищем, просто необходим, чтобы показать символический язык мифа, что только там, где опасно (водная бездна, бездонная пропасть, тёмная пещера, дремучий лес, и т.п.) можно найти "труднодоступное сокровище" (драгоценность, деву, напиток жизни, победу над смертью). И в обретении «сокровища» состоит главная миссия Героя в алхимическом воображении. Исходя из вышесказанного, в процессе направленного алхимического воображения задача данной операции заключается в том, чтобы помочь находящемуся в героической позиции воображающему ассимилировать бессознательные содержания, в противовес тому, чтобы быть ими захваченными и подавленными. Потенциальным результатом здесь является освобождение психической энергии воображающего, связанной с бессознательными комплексами, способной привести его к последующей личностной трансформации. Смерть-Трансформация-Возрождение. Второй заключительной операцией этапа Цитринитас в направленном алхимическом воображении является достижение условий, вследствие которых воображающий получает возможность проживания в Мире Воображения психологической трансформации, которая персонифицирована архетипом Смерть-Трансформация-Возрождение. В Таро архетип Смерть-Трансформация-Возрождение символизирует Аркан Смерть. В каждой религии существует бог-психопомп, проводник душ в царство смерти и бог-хозяин подземного мира: Анубис в Древнем Египте, Танатос в Древней Греции, Хель в германо-скандинавской мифологии. Смерть в Таро символизирует расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается предвестницей нового, грядущего, потому что конец этот закономерен, потому что это - освобождение, хотя и часто сопровождаемое огорчением и болью. Смерть совершенно напрасно связывают с одним только горем, или, наоборот, считают только началом чего-то нового. Смысл символики Смерти - это понимание её как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания, завершение одного жизненного цикла и начало нового. В алхимии Смерть-Трансформация-Возрождение символизирует процессы мортификации ("умерщвление") и экзальтации ("возбуждение"). Мортификация – процесс, при котором субстанция словно бы умерщвляется и предстает разрушенной, утратившей свою деятельную силу, однако, в конечном счете, готовая вновь ожить. На стадии экзальтации происходит окончательная перемена цвета материала из лунно–белого в жёлтый. Алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным. Трансформация — это единство смерти и возрождения, процедура распада прежнего, формирование нового, более зрелого и устойчивого сознания. Различные символы трансформации были подробно исследованы Юнгом на примере религиозных обрядов, алхимических процедур, ритуалов жертвоприношения в архаических обществах. Установив и описав многочисленные этнические и культурные параллели, он показал, что центральной идеей трансформации во всех случаях является жертвоприношение, как метафора отказа от эгоистических притязаний. "Жертвоприношением человек доказывает, что владеет собой, поскольку принесение самого себя в жертву означает не пассивное позволение взять себя, но сознательную и волевую самоотдачу, которая доказывает, что человек полностью владеет самим собой, т.е. своим «Я». Такой символический акт совершенно необходим для последующего изменения и роста, который, будучи всецело естественным, инстинктивно ведет к диалогу между Эго (центром сознания человека) и Самостью (центом психического). Архетип Смерть-Трансформация-Возрождение характеризуется изменениями и преобразованиями личности под влиянием интеграции бессознательных содержаний. В процессе направленного алхимического воображения трансформация предполагает символическую регрессию на более низкие стадии психического развития и последующий прогресс, включающий осознание новых потребностей, интенций (направленности) и свойств обновлённой личности. Работа с архетипом Смерть-Трансформация-Возрождение является заключительной операцией третьего этапа направленного алхимического воображения, который, вслед за алхимиками, назван Цитринитас. Основной целью Цитринитаса в направленном алхимическом воображении является обретение психологических ресурсов, способных помочь в достижении поставленных перед собой целей, а далее достижение условий, вследствие которых воображающий получает возможность проживания в Мире Воображения психологической трансформации. В Цитринитасе образ самого себя может быть изменен, трансформирован, и таким образом, как бы принесен в жертву развитию «Я» фантазирующего. Работа в Цитринитасе, помимо прочего, призвана помочь фантазирующему реализовать свое предназначение в окружающем его мире, выполнить свою жизненную миссию как можно лучше, используя свои таланты и способности, формируя представление об индивидуальном пути, который позволит достигнуть самореализации на всех уровнях жизни человека.
Продолжение следует…. Начало статьи https://www.psyoffice.ru/article/86075/ Литература
Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр, 2004. Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лиц.— М., 1997. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Нойманн Э. Происхождение и история сознания.— М.; Киев, 1997. Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015. Эдингер Э. Анатомия души. Алхимический символизм в психотерапии. М.: Клуб Касталия. 2011. Юнг К.Г. AION.-М.; Киев, 1997. Юнг К. Г. Происхождение героя // Юнг К. Г. Символы трансформации.- М., 2000 Юнг К.Г. Психология и алхимия.-М.; Киев, 1997.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|