Когда мне стукнет 200 лет (размышления о том, какой бывает старость)

Когда мне стукнет 200 лет размышления о том какой бывает старость

Вот уже пару лет я иногда с особой  грустью и даже болью думаю о том, каково это быть старой и бесполезной.

А потом вдруг понимаю, что особость моего состояния во многом обусловлена ощущением НЕИЗБЕЖНОСТИ низкого качества жизни в старости.

Когда же я начинаю смотреть на бесполезную и унылую старость, как на итог определенного пути, который нужно пройти, чтобы оказаться именно в таком будущем, когда я возвращаю себе выбор жить иначе, я отряхиваюсь от своего страдания, как от наваждения.  Я обнаруживаю свои  силу и спокойствие. Мне становится возможно размышлять. Размышлять о том, чем и кем обусловлен выбор этого пути…к бесполезности и немощи. Размышлять о той старости, которая подходит мне, и о том, какой поворот в сегодняшнем дне ведет в нужном направлении.

Иногда я натыкаюсь на пронзительные истории про стариков, которые, оказавшись не у дел, стали никому не интересны. Я не знаю точно, как чувствуют себя эти люди, но я знаю эту свою жалость, которая заполняет меня до краев и начинает сочиться из глаз. Я знаю ее природу. Когда я оказываюсь вот так затопленной, это, почти наверняка, значит, что я перестаю видеть крупный план, что я обрываю причинно-следственные связи, что я оставляю ответственность человека за собственную жизнь и ее результат за скобками.  

Вы, очень может быть, слышали расхожую в гештальт-среде фразу Перзла: «Одиночество – это «я один»  плюс «поток дерьма»». Я замечаю, что со старостью то же самое – старость это: «Мне столько-то лет и мое тело увядает и слабеет» плюс  набор жестких индивидуальных концепций, кто-во-что-горазд: «Я бесполезен, я совершенно немощен, я не красив, меня уже не изменить, доживу и так». 

Нет, я не собираюсь длить персональную ответственность в бесконечность. И вовсе, не хочу сказать, что путь, который ведет к бесполезной старости, обусловлен только индивидуальными выборами.  Есть, например, увесистый исторический и социальный  аспекты этого явления. Есть культура старения. Есть рамки  общественного устройства.  Есть действующие стереотипы. Мы все – продукты социума, частью которого являемся. Но! Мы не обязательно его заложники.

Молод — перебесится, а стар — не переменится.

Старого учить, что мертвого лечить.

Старость - не радость.

Старость с добром не приходит.

 Старый, что малый.

Начиная с 65, а то и с 60 надо начинать  доживать жизнь…

А как насчёт того, что этой жизни впереди еще лет 20-30, из общих 50-70 лет взрослости, если условиться, что эта самая взрослость начинается в 20? То есть, третья часть самостоятельной жизни или даже её половина на доживание? Разве это не непростительная 'роскошь', разве не казус, с которым не хочется мириться?! 

Стереотипы, общественные установки -  дело серьезное - быстро не меняются, могут быть очень не точны применительно к отдельно взятой ситуации, но на ровном месте не возникают…

Есть ли в нашем обществе место людям преклонного возраста? Как вышло, что они воспринимаются как обуза, как балласт? Как государство и общество обусловили индивидуальные выборы, в результате которых многие старики действительно являются немощным балластом. Я уверена, что все это не бесполезные вопросы.  Но они занимают меня в меньшей степени  - не моя это специализация)

Что важнее, весомее, что больше обуславливает особенности проживания процесса старения – общественные процессы или индивидуальные концепции? Вопрос для меня такой же безнадежный, как  «что появилось первее - курица или яйцо».

Просто «роль личности» в процессе собственного старения интересует меня гораздо больше -  пускай даже она будет второстепенна, мне не критично.

Очень грустно слышать (и слышать, увы, нередко) как  60-летние люди говорят – мне поздно меняться, поздно учить старую обезьяну новым фокусам и тд, и тп. Именно в этот момент человек делает свой выбор доживать. Именно здесь он сам констатирует свою остановку в развитии. А там, где прекращается развитие, быстро наступает разложение. У нас только два хозяина – жизнь и смерть. И есть маленькое пространство между этими исполинами, где выбор за нами.

Я знаю примеры других выборов, я знаю других стариков.  Настолько других, что сейчас, когда я отношу к ним это слово «старики», я  каждой своей клеткой ощущаю его неуместность.

Друзья, давайте выбирать подходящие ориентиры! Давайте сами решать, как нам стареть! Давайте менять культуру старения в нашей стране!



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Я знаю все, что ты можешь мне сказать…
  • От меня ушел муж, я не знаю, что делать и как жить
  • Как мне быть? Как дальше жить? Или что делать с болью утраты!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь