О некоторых гранях свободы

Что такое свобода? Какие проявления и грани есть у этого состояния? И как понять, что есть свобода, а что - ее иллюзия?

Ребенок очень рано сталкивается с ограничениями. Родители, воспитатели знакомят его с различными запретами и представлениями о том, что можно, а что нельзя: нельзя забирать игрушки, нельзя жадничать, нельзя не слушаться, нельзя бегать по лужам, нельзя громко кричать и плакать, нельзя задавать «неудобные» вопросы и говорить то, что думаешь… Этот список бесконечен, и у каждой семьи, где растет ребенок, он свой. Ограничения могут касаться поведения, желаний, переживаний, мыслей и т.д.

И тогда первое представление о свободе может выглядеть как преодоление ограничений и запретов или избавление от них. Свобода – возможность делать то, что хочется. Эта «свобода» с гранями эгоизма и любви к себе, вседозволенности и отстаивания своих желаний и потребностей.

Однако идея, что я буду свободен, если буду делать что хочу, достаточно иллюзорна, потому что рано или поздно столкнется с подобной идеей и желанием другого человека. Такое столкновение может вызвать сильную реакцию гнева, как следствие излишних ранних запретов. Но при достаточном количестве таких повторяющихся ситуаций, в которых другой может твердо сказать «я так не хочу, я хочу другого», - есть шанс понять, что вот здесь моя «свобода» заканчивается, и я ничего не могу с этим сделать (без насилия). Так наступает смирение. И появляется новое понимание: я свободен делать то, что хочу, если это не ограничивает свободу другого.

Например, ребенок любит рисовать, у него есть потребность выражать себя через рисунок. Он свободен делать это тогда и таким образом, как ему заблагорассудится. Однако, если он решит сделать это на документах папы или белой блузке мамы, то есть большая вероятность, что он встретит сопротивление и противоположное желание родителей: чтобы их вещи и документы оставались чистыми и не использовались для рисования.

Или ребенок хочет гулять, кататься с горок или играть в песочнице, однако через час-два он может столкнуться с желанием мамы пойти домой и заняться другими делами или просто отдохнуть. Их потребности равнозначны, но ребенок сможет уважать потребности другого только при определенных условиях: если родители будут сообщать ему о своих потребностях, а не молча уступать постоянно, а также признавать и удовлетворять потребности самого ребенка.

Это очень не простой момент, но именно смирение и признание, что желания и потребности другого имеют такую же ценность как и мои, даруют внутреннюю свободу. Потому что это что-то, что мне неподвластно, с этим не надо бороться (чье желание значимее), а значит не имеет смысла тратить на это силы.

И вот здесь открывается еще одна грань свободы: свобода – это быть независимым от чего-либо.

Однако если потребности ребенка чаще игнорировались, то вначале это может выглядеть как стремление быть независимым от чужого влияния, контроля, мнения, материальных благ, социальных и культурных стереотипов.

Последние ребенок также усваивает в семье, позже в школе и т.д. Осознав, что эти стереотипы и представления лежат в основе тех самых родительских ограничений и запретов, ребенок (подросток) начинает вести борьбу уже с ними, сначала в рамках семьи, а потом уже целого общества. Борьба может быть открытым непослушанием и противостоянием (демонстративный протест в одежде, поведении, высказываниях), а также скрытой - в виде фантазий, мечтаний, размышлений и т.д.

Появляется иллюзия, что свободным от стереотипов можно стать, только если бороться с ними. Иногда это принимает огромные масштабы как во внутриличностном плане (расстройства личности, психические нарушения и психологические сложности), так и в межличностном и социальном взаимодействии, адаптации, самореализации.

Человека, ведущего борьбу с общественными взглядами и стереотипами, можно представить стоящим посреди широкой реки и пытающимся движениями рук или даже досок заставить течь реку в другую сторону. Это неэффективно и требует большого количества сил. Такому человеку не приходит в голову или он как будто не знает, что можно сесть на лодку (парусную, моторную, маленькую или огромную…) и поплыть туда, куда нужно именно ему. А может давно уже стоит выйти из реки и проложить по берегу новый путь или пойти просто другой дорогой. В этой бессмысленной борьбе с течением теряются силы, однако страх «поплыть по течению» или «утонуть» не позволяет остановиться, да и «плавсредств» рядом может не оказаться…

Получается, что однажды оказавшись в «реке» чужих взглядов и убеждений, человек не в состоянии понять, что река - это не весь мир, что он волен выбирать и «реку» и вообще где ему находиться, каким путем идти, в какую сторону двигаться. В попытке обрести свободу от каких-то представлений, стереотипов человек вступает в борьбу с ними и тем самым делает свою жизнь зависимой от них. Чуть позже когда собственных сил не хватает, человек прибегает к какой-либо помощи для облегчения напряжения – так возникают различного рода зависимости – уже не как объект противоборства, а что-то без чего самому становится сложно обходится (отношения, алкоголь, наркотики, игры и т.д.)

Безусловно, есть люди, способные, если не повернуть реки вспять, то хотя бы круто изменить русло или линию берега, заставить течение работать себе на благо и т.д.

Однако, есть ли в этом свобода, если вся их жизнь подчинена только одной цели, говоря образным языком «протекает в одной и той же реке»?..

Возможно, свобода в том, чтобы понять, признать свои истинные потребности, свои желания, выбрать свой путь, уже проложенный частично кем-то, или проложить свой собственный.

Свобода – право не делать то, чего не хочется

Свобода – делать то, что хочется

Свобода – признавать свои потребности и желания значимыми, позволять себе говорить, заявлять о них и руководствоваться ими

Свобода – признавать чужие потребности и желания значимыми

Свобода – отказываться от чего-либо без чувства вины

Свобода – соглашаться с чем-либо без страха и вины

Свобода – в отсутствии борьбы с чужими представлениями, взглядами

Свобода – признание права для себя и другого иметь свои ценности и мнение

Свобода – позволять себе выбирать, ошибаться, пробовать, интересоваться, передумывать, переживать разные чувства и эмоции

Свобода – право не соответствовать чужим ожиданиям и стереотипам

Свобода - право соответствовать чужим ожиданиям и стереотипам…

Безусловно, у свободы множество граней. Вероятно, у каждого человека они могут быть индивидуальными. Свободу невозможно измерить количественно или задать ее жесткие критерии. Но вероятно, каждый из нас способен увидеть свои «зависимости» и задуматься, как он оказался в их плену, тяготит ли его это и хочет ли он обрести чуть больше свободы, что даст она ему. Возможно, окажется, что свобода – это путь к счастью или даже синоним его.



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть ли свобода … или на что мы тратим свои желания?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Право на свои желания и свобода быть собой
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Право на свои желания, свобода в части жизни
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Базовые психологические потребности: привязанность и свобода
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Простить нельзя другого, можно понять и принять.
  • Про потребности: как понять, чего я хочу?
  • Если нельзя, но очень хочется… О проверке запретов на прочность
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Чего категорически нельзя делать, если вы хотите разбогатеть
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Право другого на свои желания
  • Есть ли у мамы свобода?
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что делать, если ребенок чего-то испугался?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь