|
Сколько раз, когда и зачем говорить малышам, что вы их любите?Автор статьи: 404
Малышам очень важно знать, что их любят!
Недавно слышала на площадке детской, как мама вопит не своим голосом: «Зачем ты прыгнула, а? Ты совсем что ли? Вот дурная!…» Девочка (2-2,5 года от силы) при этом горько горько плачет - она испугана и ей больно, она спрыгивала с горки и не смогла удержаться и встать на ножки ровно, как делала до этого. Ударилась сильно. Что происходит с малышкой в ответ на мамины слова? Правильно, она плачет ещё сильнее, ещё громче, ещё горче… оттого, что к боги и страху девочки добавляются ещё чувство вины (я провинилась, мама на меня кричит), чувство неполноценности (я плохая, я разозлила маму), чувство неуверенности в себе (я какая-то неправильная, я дурная, я нехорошая, я даже прыгаю с горки плохо, я всё делаю не так, я плохая). Ну и дальше может наложиться ещё «нельзя плакать, когда больно», «нельзя бояться - мама тоже будет бояться, я её расстрою», «нельзя показывать негативные эмоции - надо их прятать, а показывать только положительные, тогда мама не будет кричать, тогда я буду хорошая…» ПРедставьте! Один неосторожный окрик - и малыш получает такой слоёный пирог ложных установок и ограничений, запретов быть собой, проявлять ЛЮБЫЕ эмоции, быть живым в конце концов… Это правда так! Нам кажется, что наш окрик негромкий, безобидный, что он уместен, что так мы убережём, предостережём ребёнка в будущем, что он станет осторожнее в своих играх… Нам кажется, что ничего страшного не происходит. Нам кажется, что именно так и надо сейчас отреагировать. Нам кажется что это норма, потому что мы знаем как иначе, потому что ровно такие слова и интонацию мы слышали в детстве в свой адрес… Что происходит на самом деле? Мы сами испугались, мы не справляемся со своими эмоциями, мы не даём так нужный ребёнку в этом моменте холдинг и контейнер для его эмоций! Что нужно сделать в этот момент? Подойти к малышу, сесть на его уровень или взять на руки, обнять, сказать что вы рядом и всё хорошо. Сначала - забрать (физически) из той ситуации, где он ударился, где ему плохо, больно и страшно. Потом - назвать что произошло (факты) и что малыш почувствовал. Например так: «ты спрыгивала с горки и не удержалась, ножка подвернулась и ты упала. Тебе очень больно, и обидно что до этого справлялась а сейчас не справилась. И ещё тебе страшно, ты испугалась!» Обычно уже после этих слов малыш кивает, соглашается и успокаивается. Или если вы что-то назвали не так, или упустили, и малыш уже знаком с этими эмоциями и состояниями (вы научили его, проговаривая ему их раньше в соответствующих ситуациях) - он подскажет вам, сам будет проговаривать что ещё произошло с ним. И ни в коем случае не обвиняйте, что ребёнок - растяпа, неумеха, «криворукая», «дурёха». Это просто малыш. И упасть может каждый. И взрослый тоже. И падение не означает, что кто-то дурак или идиот. Не вешайте это на детей! Малыши так устроены: если мама/папа кричит - значит я, малыш, плохой, я виноват, меня не любят. И эти эмоции и чувства могут застрять глубоко в бессознательном, а затем фонить и влиять на жизнь детёныша, подростка, юноши, взрослого. Это так просто: обнять и сказать "я люблю тебя», «я люблю тебя, что бы ни случилось!" Чудесная книга есть для малышей у Деби Глиори, так и называется "Что бы ни случилось". В ней написано просто и пронзительно про любовь и принятие - настолько, что в первый раз читая эти 24 страницы, я плакала. "Я люблю тебя, чтобы ни случилось" - это так просто, но это так важно, так глубоко для детей обычных и для детей внутренних, наших маленьких внутренних девочек и мальчиков. И так жаль, что про это забывают взрослые и не говорят этих слов. Призываю не забывать! Другие мои заметки, статьи и посты:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|