Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим о пятом — «не будь ребенком»
Если говорить коротко, человек с этим посланием не принимает детское ни в себе, ни в других.
Такой человек видит один вариант жизни — быть взрослым, всегда и во всём. И задавливает в себе детскую часть.
Признаки этого послания:
Нельзя быть непосредственным, играть, радоваться, делать глупости.
Нужно всё время быть серьезным, рассудительным. Заниматься делами.
Отдыхать? Ни в коем случае. Только если сделал все дела, и то — на отдыхе надо тоже заниматься полезным.
Помните фразу «Отдых — это смена деятельности»? Отличная иллюстрация к этому посланию. Просто так отдыхать, ничего не делая — нельзя.
Такие люди могут быть вечно серьезные, даже в юном возрасте — как «маленькие старички»
Запрещают себе просто чего-то захотеть. Все что они хотят, должно быть полезно и практично.
Просто так для радости хотеть ничего нельзя.
Обладатели этого послания часто не любят детей именно за их «детскость», детские проявления, глупости.
Могут раздражать люди, которые позволяют себе отдыхать и просто ничего не делать.
Вообще, всё детское, ребячливое — это глупо и плохо.
Жизнь в которой ничего нельзя просто так для радости. Все должно быть серьезно, полезно и практично.
Как передается и принимается послание «Не будь ребенком».
Родители хвалят и поощряют детей за проявления взрослости (когда ребенок ведет себя вдумчиво и серьезно), ругая или не одобряя за проявления детскости.
«Что ты как маленький!»
«Надо заниматься серьезными делами!»
«Что ты ведешь себя как ребенок!»
«Чего ты просто так смеешься и радуешься! Много радуешься — будешь много плакать»
«Не бегай, не кричи, не мешайся!»
«Успокойся, сядь и посиди спокойно, как нормальный человек».
«Когда ж ты позврослеешь и поумнеешь»
Если в семье двое детей, и старшему постоянно говорят «ты теперь уже взрослый»
Если ребенка постоянно упрекают в том что он ребенок, не дают ему права ничего решать, говорят что пока ты ребенок — у тебя нет прав, то может быть сформировано и послание «не будь ребенком», и «не будь значимым».
Ребенок из всего этого делает вывод, что быть ребенком — это плохо, а быть взрослым — это хорошо. И становится не по годам серьезным и взрослым, стремится скорее повзрослеть и давит всё детское в себе.
«Я не должен быть ребенком, Я должен вести себя как взрослый. Нельзя проявлять свои детские качества»
В том, чтобы вести себя как взрослый, нет ничего плохого. Хорошо развитая и сильная взрослая часть помогает в жизни. Но проблема в том, что обладатель послания «не будь ребенком» развивается однобоко. Он не может себе позволить просто радоваться, просто отдыхать, просто играть.
Он должен быть постоянно занят чем-то полезным. Нельзя расслабляться и бездельничать.
От лица внутреннего Родителя человек уже сам начинает ругать себя за малейшие проявления «детскости», за то что просто сидит и бездельничает,
Из таких людей часто вырастают трудоголики, которые считают себя обязанными все время что-то производить, и не умеют отдыхать. Они запрещают себе просто радоваться жизни, просто получать удовольствие. Ведь удовольствие — это бесполезно, и просто бездумная трата времени. Надо приносить пользу.
Обладатель послания «не будь ребенком» отрицает важную часть себя — внутреннего ребенка. Это желания, творческая энергия, живость, непосредственность, радость жизни.
Получается что Внутренний Ребенок задавлен. Человек не испытывает радость жизни и удовольствие.
Пример: одна моя клиентка пришла с запросом, что она не любит детей, ей тяжело с ними общаться, дети её раздражают, но притом она хочет своих детей. Она хотела разобраться, почему у неё такое отношение к детям, и что с этим можно сделать.
В работе мы выяснили, что её собственная детская часть также задавлена, она не принимает детское в себе, не разрешает своему внутреннему ребенку проявляться.
Когда мы поработали с её детской частью, ситуация постепенно стала меняться. Она стала позволять и себе быть ребенком, и начала это принимать в других людях, и в детях тоже
Прокрастинация как бунт внутреннего Ребенка.
Как результат послания «не будь ребенком», может развиться прокрастинация. Внутренний ребенок задавлен, постоянно приходится работать-работать-работать, а потребности детской части не учитываются и отбрасываются как нечто не стоящее внимания.
Поэтому внутренний Ребенок пытается хоть как-то проявить себя, обратить на себя внимание. Но проявляться как свободный ребенок он не имеет права. И он может начать бунтовать — устраивать забастовки, и саботировать любую деятельность.
«Ах, мне нельзя быть ребенком! Тогда я вообще делать ничего не буду и тебе не дам ничего делать».
Так ведут себя дети, когда взрослые пытаются заставить их сделать что-то и излишне на них давят. Ребенок может заявить что «тогда вообще ничего делать не буду, сяду и просто буду сидеть». То же самое происходит и во внутреннем мире, между Родительской частью, которая пытается заставить, и бунтующим внутренним Ребенком.
Депрессивное состояние как результат послания «не будь ребенком»
«Нет радости в жизни. Работаю-работаю, а для чего всё это. Всё бессмысленно.»
И действительно, если сильно проявлено послание «не будь ребенком» — то внутренний ребенок задавлен, и сложно будет ощутить счастье и радость жизни. Жизнь будет казаться серой и безрадостной рутиной, в которой нет никаких перспектив.
Еще пример, про меня.
У меня самой послание «не будь ребенком» было очень ярко проявлено. Нельзя было просто ничего не делать, отдых — это только смена деятельности, любую минуту надо провести с пользой.
Причем, умом я понимала что так быть не должно. Отдыхать — это естественно и хорошо. Но эмоционально не могла себе позволить отдыхать, и более того меня раздражали люди которые могли себе это позволить. «А чего это они просто так сидят, лежат и ничего не делают, ведь могли бы заняться чем-то полезным в это время».
В терапии я много работала с этой детской частью, училась слышать её потребности, доверять ей, позволять проявляться.
В результате депрессивное состояние ушло, в жизни появилось больше радости и отдыха. Появились хобби, которые раньше себе не позволяла из-за их «бесполезности».
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
Если это послание есть у родителя — то как раз общение с ребенком это хорошая возможность наконец разрешить и себе быть ребенком, и принять детскую часть в себе.
Не ругать ребенка за проявление детскости.
Позволять ребенку быть ребенком, а не стремиться сделать из него серьезного маленького взрослого.
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не будь ребенком».
1. Позволить себе просто ничего не делать! И получить от этого удовольствие. Убедиться, что пока Вы ничего не делали — мир не рухнул, жизнь продолжается и в ней стало больше удовольствия.
2. Исполнить свою детскую «бесполезную» мечту. (Мой пример — я купила себе аквариум. Потом еще один…, сейчас у меня их три.. Кстати, аквариумы оказались огромным ресурсом, по состояниям, стратегиям и убеждениям)
3. Упражнение «100 желаний». Берете лист бумаги, выбираете минут 30 времени — и пишете 100 желаний. Любых. От простых «хочу мороженое» до масштабных, например «хочу стать знаменитым автором книг». Уже во время этого упражнения внутренний Ребенок проснется. После того как напишете — посмотреть из взрослой позиции на список, выбрать что реально исполнить сейчас, и сделать это. Таким образом Ваши субличности — внутренние Ребенок, Взрослый и Родитель начинают сотрудничать. Ребенок желает, Взрослый выбирает что реально, Родитель заботится о ребенке.
4. Поработать с внутренним Ребенком. Есть простая методика на основе Психосинтеза, когда Вы в своем внутреннем образном пространстве позволяете возникнуть образу внутреннего Ребенка, смотрите в каком образе он пришел, спрашиваете у него как он себя чувствует, в чем нуждается, слушаете его… и дальше даете ему то, в чем он нуждается. Есть различные техники где с внутренним Ребенком работают в трансовом состоянии, в медитации.
Важно: при работе с внутренним Ребенком могут быть слезы, много слез. Это нормально. Даже если Вы уже работали с ним, и думаете что он более-менее в порядке, слезы всё равно могут быть. Можно просто дать им выйти, со слезами выходит накопившееся напряжение.
В терапии:
Цель терапии — привести в хорошее гармоничное состояние внутреннего Ребенка, чтобы он мог быть собой, быть свободным и проявлять себя
Наладить конструктивное взаимодействие между внутренними Ребенком, Взрослым и Родителем — чтобы Ребенок был свободным, Родитель — заботливым, а Взрослый — сильным и развитым. Сбалансировать их проявления.
Если человек принял новое решение, что он может быть как ребенок — это не значит, что он теперь во всех ситуациях будет как ребенок. Просто добавляется еще одна возможность проявить себя, почувствовать удовольствие и радость от жизни.
Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!