|
Влияние фантазий на нашу жизнь.Автор статьи: Екатерина Павлова
Влияние фантазий на нашу жизнь. Фантазия – психическая способность человека позволяющая либо мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, которые не присутствуют в непосредственном опыте человека, либо способность создавать новое, ранее не известное. Второй вариант определения слова фантазия относится к творческому мышлению и в этой статье затрагивать его мы не будем. А про первый вариант поговорим более подробно. Фантазии бывают двух видов – негативные и позитивные, т.е. фантазии можно использовать конструктивно и деструктивно. Рассмотрим для начала негативное использование фантазий. История с домкратом Однажды у автомобилиста, ехавшего по одинокой, заброшенной дороге спустилось колесо. С собой у него не было домкрата, чтобы приподнять машину и заменить проколотое колесо. Но, водитель вспомнил, что недалеко на дороге он видел станцию техобслуживания, и принял решение пойти туда за домкратом. Пока он шел по пустынной дороге его стали одолевать сомнения: «Других станций здесь нет… А если владелец не захочет мне помочь? Мне больше некуда идти… Он может попросить огромную сумму, а я ничего не смогу поделать… Я полностью завишу от него сейчас… Он может запросить любую сумму, а я совсем ничего не смогу с этим сделать!... Наверняка не зря он открыл станцию в таком глухом уголке… Какие же, все таки, бывают люди… Умеют же некоторые наживаться на чужих несчастьях…». Всю дорогу автомобилист накручивал себя, пришел в ярость, разозлился и возненавидел владельца станции даже еще не видя его. В результате, зайдя в помещение и на вежливый вопрос хозяина «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?» закричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!» Эта выдуманная история довольно наглядно показывает что происходит, если мы плохо осознаем свои мысли, и фантазии, если мы теряем связь с реальностью. В данном случае мы имеем дело с негативным использованием фантазии: вначале тратим много энергии и усилий на ее создание, в результате чего возникает полный эффект реальности, в которую мы начинаем верить, а потом мы ведем себя так, как будто это произошло на самом деле и является той реальностью, в которой мы живем. Например, студент усиленно готовится к экзамену, но у него появляется негативная фантазия о том, что он проваливает его, и вместо того, чтобы направить всю свою энергию на изучение предмета, он начинает направлять ее на фантазии о провале на экзамене. В результате, когда подходит время, наш студент даже может не пойти на него, т.к. «я все равно не сдам». При этом совершенно не учитывается объективная реальность, свои знания и умения по данному предмету. Что же происходит при фантазировании? Когда мы настойчиво вызываем в нашем сознании определенные, выдуманные нами образы (которые вполне могут опираться на наш жизненный опыт или наши представления об окружающем мире), мы, к сожалению, так или иначе способствуем осуществлению этих фантазий в реальности. Не обязательно прямому осуществлению, достаточно часто мы просто начинаем воспринимать окружающий мир, через призму своей фантазии, через которую проходит информация подтверждающая ее, а информация противоречащая нашей фантазии остается неучтённой, отвергается, вытесняется и игнорируется. Человеку, которому в детстве слишком часто приходилось слышать о его неуклюжести: «Ну что ты так ходишь, иди нормально, не спотыкайся», «ну куда ты полез, свалишься же», «ну что ты совсем не вписываешься в дверной проем?» действительно становится более неуклюжий. Происходит это не из-за того, что «мысли притягивают реальность», а из-за того, что у такого человека формируется «образ себя» как очень неуклюжего и неповоротливого, в дальнейшем он и сам начинает считать себя неповоротливым и с этой позиции рассматривать все свои неудачные телесные движения, начинает происходить «самопрограмированние». Если вы думаете, что что-то обязательно должно произойти, то вы сознательно или бессознательно будете способствовать осуществлению этого события, либо будете искать подтверждение своим фантазиям и замечаете лишь подтверждения, но не опровержения. Что можно делать со своими негативными фантазиями? Как можно чаще возвращаться к реальности, а для этого необходимо пользоваться самонаблюдением. Как можно чаще стоит задавать себе два простых вопроса:
Отвечайте на эти вопросы так, как будто вы наблюдаете со стороны за происходящим, как будто вы отвечаете не про себя, а про другого человека и можете объективно оценить то, что происходит с ним. Если бы наш студент занималась самонаблюдением, то осознал бы следующее: «Я недооцениваю свои знания, преувеличиваю сложность предмета, чтобы провалить экзамен. Я как будто хочу не дать себе возможность успешного обучения, успешного становления специалиста… Я испытываю страх от ответственности и неизвестности, от самостоятельности. Я веду себя так, как будто на самом деле боюсь ответственности». После таких рассуждений стоит ответить на второй вопрос: 2. А чего же я, собственно, хочу? Тут возможны два варианта желаний: - я действительно хочу получить желаемое «я хочу сдать этот экзамен и стать хорошим специалистом» - я боюсь/не хочу получать желаемое. «я не хочу сдавать этот экзамен, т.к. считаю, что выбранная профессия мне не подходит, да и не я ее выбрал». В этом случае важно спросить себя: «А какую пользу я получаю от этой ситуации?» Наш студент может обнаружить, что идет сдавать экзамен для того, чтобы «мама похвалила/оправдать надежды отца/быть принятым семьей». Второй вопрос позволяет понять, есть ли выгода в вашей фантазии., из-за которой вы не хотите расставаться с вымышленными представлениями. Очень трудно перестать фантазировать на ту или иную тему, перестать прокручивать свою историю. Даже если вы осознали, что вам она не нужна. В этом случае стоит попробовать отвлечься на что-нибудь другое, и желательно, чтобы это что-нибудь другое было из реального мира.
Конструктивное использование фантазий. Такое использование фантазий возможно при травмирующих обстоятельствах. Человек уходит от реальности и обращает свое внимание внутрь себя, что позволяет воспринимать пугающую реальность несколько отстраненно, а главным в восприятии становится некая воображаемая картинка идеализированного будущего или прошлого. Это позволяет изменить восприятие реальности – время, как бы ускоряется, «трудности» проходят быстрее, травматичный опыт забывается/вытесняется или становится более приемлемым после внутренней переработки. Человек стремится в будущее, где нет травмирующего события и он счастлив. А в действительности человек уходит от своих переживаний. В результате время проходит, «будущее» наступает, но счастья нет, есть ощущение бесцельно потраченного времени, упущенных возможностей. Результатом такого позитивного фантазирования может быть депрессия, ощущение пустоты в жизни, без цельности. Например, наш студент, боясь оценки преподавателя, сокурсников, боясь провала, начинает фантазировать как он получает диплом и становится высококлассным специалистом, которого все непременно хотят взять на работу. В реальности же, он перестает усиленно готовится, тратя свою энергию на фантазии и, в результате, становится обладателем посредственных знаний, и имеет трудности трудоустройства. В случае травмирующего события, позитивная фантазия не соответствующая реальности, позволяет пережить эту травму, переработать и возможно принять последствия, либо, так и не осознать произошедшее и вытеснить данное событие, заменив более приемлемыми вариантами.
К сожалению и позитивные и негативные фантазии обделяют нашу жизнь. Ведь живя в вымышленном мире мы живем далеко в будущем или в прошлом, в другой стране или другом городе… даже на другой планете. Живем не своей жизнью, а чей-то чужой, не соответствующей нам. А ведь самое главное – упускается момент «здесь и сейчас», ведь «там и потом» не существует. Фантазирующий человек не живет в настоящем, он живет где угодно, но не в настоящем.
Для выхода из фантазий не забывайте использовать два вопроса: 1. Что происходит со мной в данный момент? ( Что я сейчас делаю? О чем я думаю? Что я чувствую?) 2. А чего же я хочу на самом деле?
Простое упражнение для отвлечения Возьмите в руки любой предмет. Сосредоточьтесь на нем. Внимательно рассмотрите его – все его детали, цвета. Ощутите его фактурность или гладкость, тепло или прохладу, шершавость или скользкость. Понюхайте его, попробуйте постучать по нему. Думайте только о нем, все ваше внимание должно быть только на этом предмете. Попытайтесь мысленно описать этот предмет, таким образом, как будто вы видите его впервые и не знаете, что это такое. Таким предметом может быть все что угодно – диван на котором вы сидите, привычная кружка из которой вы пьете кофе, карандаш или ручка, ботинок на ноге. Приведу пример на своей кружке – «немного вытянута вверх, внутри полая, голубого цвета, снаружи белая, на ней нарисованы цветы, разного размера и цвета, желтый цветок с оранжевой окантовкой, белый цветок с голубой окантовкой, желтый цветок с голубой окантовкой… кружка гладкая… холодная…» и т.д. Для выполнения этого упражнения можно использовать любой предмет находящийся в вашем поле зрения, главное, чтобы предмет реально существовал и полностью занимал ваше внимание.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|