Неразделимая природа любви и агрессии, конспект лекции доктора Отто Кернберга 9.06.2017

Биологические и психодинамические основы сексуального поведения
 
 
Первая предпосылка состоит в том что сексуальность является наиболее фундаментальной основой поведения и в то же время сильно отвергается психиатрией и даже психоанализом. Табу на изучение сексуальности характерно и для современного общества. Важным открытием Фрейда является открытие детской сексуальности, и к сожалению, этим открытием до сих пор пренебрегают в современных научных исследованиях. Андре Грин также много сделал для изучения детской сексуальности.Питер Фонаги указывает что слишком ранняя ментализация сексуальности способна снизить силу влечения.Также  в ряду людей,внесших вклад в исследование сексуальности, стоит упомянуть Лапланша и его вклад в понимание сексуальности.Сейчас теории детской сексуальности вытесняются теорией привязанности,хотя между ними нет противоречия.Как фрейдовская теория влечения,так и теория привязанности отвергает центральную роль эротического влечения в природе детской сексуальности. Изучение детского эротизма напрямую связано с изучением агрессии,так же важной для нормального развития.
 
 
 Примечательно, что утверждения о важности сексуальности происходят не из психоанализа,а из французской философии.Прежде всего я имею в виду книгу Батайя(Jorge Bataille). Согласно Bataille, жизнь проходит между двумя полюсами: один полюс- это рациональное Я,связанное с реальным миром, адаптирующееся к социуму в реальном времени и пространстве .Другой полюс это страстное Я,характеризующееся переживанием безграничности времени и пространства,сопровождающимся трансгрессией и переживаниям принадлежности к чему то большему.Если нет опыта страстного Я, то жизнь становится плоской и поверхностной.Однако если теряется реалистичное Я,жизнь тоже невозможно из за потери принципа реальности.Лакан называл это gui sense, принцип наслаждения, который способен ради своего удовлетворения уничтожить саму жизнь. На мой взгляд,сексуальная любовь предполагает соединение со страстным Я и присущими ему элементами агрессии.
 
Мы встроили эти компоненты в структурное интервью.На практике, когда мы опрашиваем пациента методом клинического структурного интервью,после того,как мы выясняем все симптомы, мы также интересуемся особенностями повседневной жизни,в социуме,в работе,любви и сексе и творчестве. Что важно,мы спрашиваем именно о настоящей жизни,а не о прошлом, о проблемах в текущей жизни.Мы спрашиваем пациента о его любовных отношениях,их длительности,  а также о том, удавалось ли ему(ей) совмещать любовь и сексуальность, или они были расщеплены.Затем спрашиваем о сексуальных фантазиях,оргазме, опыте мастурбации, любви и влюбленности.Далее о социальной жизни,способности к созданию дружеских отношений, коммуникации в  компании, выясняем его хобби,интересами за пределами работы.
Мы  также задаем вопросы для оценки степени интеграции идентичности, описывая самого себя и значимых других.Нормальная идентичность характеризуется высокой степенью интеграции.Отсутствие этой способности указывает на диффузию идентичности.Важно иметь смелость прямо и ненепосредственно распрашивать пациента об особенностях сексуальной жизни.  В Америке легче говорят о мастурбаторных фантазиях,чем о своих заработках.В культурах подавляющих гомосексуальность, с трудом говорят о сексуальной идентификация или гомосексуальных опытах. В культурах,где нет подобной репрессии, об этом говорят легко.Терапевт должен выработать способность принимать неконвенциональное сексуальное поведение,вырабатывая сексуальную зрелость. В чем же она состоит? 


 

Я не пытаюсь описывать идеал совершенства, я скорее описываю схему ,с которой можно сравнивать варианты имеющихся нарушений. Обобщая, зрелая способность любви подразумевает способность к идеализации Другого, нежность, свободу, способность к стабильным удовлетворяющим отношениям и страстной любви в понимании Батайя.Также имеет место сочетание способности к возбуждению,взаимодействию, и оргазму. А также свободу в применении полиморфных перверсных компонентов в получении взаимного сексуального удовольствия (садизма, мазохизма,вуайеризма,фетишизма). Сексуальная близость является своего рода революцией против конвенциональных ограничений. В обычной жизни инфантильная сексуальность подавляется, в порнографии же она представлена в отщепленной форме, без связи с другими элементами сексуальной любви.
 
Мы также изучаем частоту сексуальных актов.Эта частота, в свою очередь, зависит от возраста.Дети,которым не мешают мастурбировать (это данные исследования 60 х годов, когда значимо больше научным методом исследовали детскую сексуальность),игры с половыми органами начинают с полугода,до полутора лет. Мальчики чаще продолжают это делать, а у девочек это поведение тормозиться и возобновляется в позднем подростковом возрасте.У мальчиков подобного торможения добиться сложнее.Юноши, как правило, не испытывают трудности в получении оргазма, девушкам же приходится перенаучаться достижению сексуального оргазма,и после первого акта может уйти до года до его становления при условии регулярной половой жизни. Первым сексуальным объектом как для девочек, так и для мальчиков является мать.У мальчиков она бессознательно поддерживает сексуальность,у девочек столь же бессознательно подавляет.Такое этическое подавление является типичным. Мать для мальчика остаётся доминирующим объектом, вплоть до раннего подросткового возраста.Далее процесс развивается по эдипальной динамике, и поэтому мальчикам сложнее устанавливать эмоциональные отношения в подростковом возрасте, так как они все еще бессознательно пытаются избавится от привязанности к матери. У маленьких девочек в возрасте от 3 до 5 лет происходит сдвиг сексуальности с матери на отца.Мы не знаем, насколько это детерминировано генетикой,а насколько семейной ситуацией. Отец психологически дальше, чем мать,поэтому девочки в подростковом возрасте более способны к глубокой эмоциональной связи,так сказать " на расстоянии". У мальчиков-подростков бОльшая способность к сексуальной свободе и оргазму,  в то время как у девочек развита способность к эмоциональным глубоким объектным отношениям. В норме происходит здоровый обмен этими аспектами сексуальности. Для мужчин максимальная интенсивность оргазма, это в 16-25 лет до 5-6 оргазмов в неделю, в 35-40 два или три, в 60-90 один раз в две недели.Для женщин интенсивность желания растёт с 16 до 30 лет,п отом выходит на стабильное плато.
 
Культурный стереотип состоит в том,что сексуальность максимальна при создании пары,а потом снижается.Но это только стереотип,в здоровых отношениях сексуальность способна сохраняться долго на приемлемо высоком уровне. Итальянский социолог Алберони высказал предположение,что сексуальная близость базируется на революции двух любящих людей против конвенциональных устоев,позволяя им проявлять полиморфную инфантильную сексуальность,в определённой степени это взаимно разделённое бесстыдство, в противовес культуральному стыду.
 
 
Характеристики способности к зрелой любви
 
Способность переносить агрессию и амбивалентность в отношениях.Это способность воспринимать другого без искажения его образа.Андре Грин указывает на моменты "частного безумия" в парах,которое часто   скрывается от третьих лиц, и через эти конфликты в паре разряжается накопившееся раздражение,что служит сохранению равновесия. Способность терпеть  и выдерживать гнев и раздражение другого человека без потери интереса к партнеру также характерна для сексуальной зрелости.Также  к признамкам зрелой сексуальности стоит отнести заботу о благосостоянии другого человека при сохранении способности к отдельности. В хорошей паре члены этой пары имеют возможность сопереживать друг другу,чередуя интимность или отдельность, в своего рода пульсирующем ритме .В хорошей паре, как правило, нет борьбы за власть.При этом могут быть текущие конфликты, пр способности принимать те черты другого,которые  не могут быть изменены,и спосбность отличить их от тех, которые доступны изменению.Способность принимать ригидные идиосинкразии -это весьма малая плата за последующую гармонию в отношениях.
 
В отношениях присутствуют как эдипальные угрозы,так и соблазны . Согласно французской школе,есть элементы как исключения из эдиповой пары  третьей стороны, так и бунта против этого. Это  в частности, проявляется в фантазиях  ревности - о более привлекательном сопернике(сопернице).В случае обратной триангуляции мы видим попытку мести за исключение из связи. Как недостаток, так и избыток ревности является указанием на наличие серьёзных эдипальных проблем.
 
 

 
 Важной частью удовлетворения в отношениях является наличие чувства благодарности у Другому в паре. Все это сильно отличается от увлеченности с временной идеализацией Другого, являющиеся типичной характеристикой нарциссических расстройств. Со временем любовные отношения изменяются, появляется больше возможностей для совместного созидания.Наиболее яркой особенностью творчества пары является желание завести детей с возможностью их воспитывать.В парах вырабатывается общая система ценностей и целей пары,присходит взаимное присвоение ценностей партнёра. Конфликты в паре неизбежны.Самые серьёзные связаны с неверностью.При оптимальном уровне отношений возможно достижение прощения и выхода отношений на новый уровень.Но возможен и разрыв.Генри Дикс описывает хронический конфликт в паре.Если конфликтом затронуты все области (повседневной жизни,ценностей и сексуальной жизни),это может указывать на скорый разрыв отношений.Разрыв пары это весьма травматичное событие, поднимающее много гнева, и на его проживание может уйти от одного до трех лет.Также любая пара так или иначе разрушается под влиянием смерти одного из партнёров, что в норме заканчивается тяжёлой депрессией выжившего партнёра,требующей длительной и бережной проработки в терапии.
 
 
Представление о сексуальной идентичности
 
Ранее я говорил об отношениях мужчины и женщины, поразумевая гетеросексуальную направленность влечения.Но я ничего не говорил о гомосексуальном и бисексуальном влечениях и вопросах идентичности. Остановимся на этом подробнее. Ядерная половая идентичность- это то,как воспринимает себя сам человек - мужчиной, женщиной или смесью одного и другого. Идентичность формируется на основе суммы влияния генетики и окружающей среды.Самую важную роль,все же,на мой взгляд, играет окружающая среда.Когда ребёнок похож на мальчика или девочку, родители и обращаются с ним соответствующим образом. Дети-гермафродиты воспринимают себя как мальчиков или девочек, в зависимости от того,какой пол им приписывают родители(исследования госпиталя Хопкинса). Если с мальчиком обращаются как с девочкой,это окажет очень большое влияние на формирование ядерной идентичности.Там, где мы видим несовпадение ядерной идентичности с биологическим полом, возможно восстановление личной гармонии при помощи операции. Также сочетание операции с гормональной терапией позволяет добиться результата.Существует множество случаев,когда биологический пол до какого-то времени устраивает человека,а затем, под влиянием психологических конфликтов, может быть принято решение о смене пола,что в дальнейшем чревато тяжелыми рассстройствами. Есть также люди,не имеющие проблемы с ядерной идентичностью, но которые хотят показать свою принадлежность к обеим полам. Часто это форма скрытых гомосексуалов.
В США и странах Латинской Америки также существует группа,не признающих принадлежность к полу, т.н. non gender.Они не хотят идентифицироваться не с одним из полов,видя в этом ограничения. Здесь мы видим серьёзные нарушения объектных отношений.
 
 
Клинический пример: Женщина 27 лет, обучающаяся психологии, практикующая бисексуальные отношения.Заводит связи с мужчинами и встречается (разово)с женщинами,которых находит в лесбийских барах. Она утверждает,что эта практика повышает её самооценку.Здесь мы видим тяжёлое нарушение в виде диффузии идентичности ,с доминирующей завистью к тем людям, у которых парные отношения все же успешно удаются. Это связано с бессознательным страхом перед образом идеализированного отца,который в её фантазии обязательно должен ее отвергнуть.
 
Ядерную идентичность определить достаточно легко - это то,кем человек себя считает. В случаях генетически детерминированных аномалий мы можем видеть проявления нарушений полоролевой идентичности,когда мальчик с раннего возраста предпочитает женские игрушки, а девочка мужские игры и игрушки. Выбор объекта влечения формирует либо гомосексуальный либо гетеросексуальный тип сексуального предпочтения.Этот вопрос слишком политизирован сейчас,что затрудняет объективную и непредвзятую оценку вопроса в процессе научных исследований. Генетическая предрасположенность к бисексуальности,свойственная эмбриональной стадии, никак не связана с психологической,зависящей скорее от идентификации с обеими родителями. На развитие этого влияют внешние обстоятельства. Может происходить и поздний сдвиг к гомосексуальности, как бывает у женщин, рано овдовевших и проживающих с другими женщинами в паре.Есть небольшое количество истинных бисексуалов. Они оказываются способны на эмоционально зрелость.Это чаще встречается у женщин. У мужчин бисексуалов чаще встречается диффузия идентичности,и нарушения объектных отношений.Гомосексуальность в целом,меньше угрожает женской половой идентичности.
Существует несколько гипотез ,объясняющих разницу в переживании полами гомосексуального влечения. Первая состоит в том,что в традиционно патриархальных обществах бОльшая толерантность и терпимость к женской гомосексуальности (исключая пожалуй Древнюю Грецию).В этих обществах подавляются все промежуточные формы гендерной идентичности, и больше чётко детерминированных гомосексуалов.Другая гипотеза утверждает,что женская идентичность более устойчива, так как девочка сразу идентифицируется с матерью, в то время как мальчику приходится затем менять идентификацию на отцовскую.Опыт популярного в 70-80 годы группового секса,позволил изучить различия в поведении мужчин и женщин.У мужчин предложение гомосексуального секса другим партнёром чаще вызывало панику, в то время как женщины чаще реагировали интересом.
 
Последним,четвёртым элементом является интенсивность полового влечения.На него влияют биологические факторы - снижение тестостерона, неврологическая патология.Но чаще мы имеем дело с торможением сексуальных фантазий, хранящихся в форме аффективных фантазий в области гиппокампа, актвирующихся при прямой (кожной) или косвенной (фантазийной) стимуляции. Об их роли в переживании здоровой сексуальности я расскажу в следующей лекции



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • ТЯНУТЬСЯ. Как это движение любви влияет на способность хотеть и выбирать.
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Как это проявляется в жизни мужчин?
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь