О сексуальности мужчин и женщин (часть 1).
Размышления психолога.
"Ну почему женщина не может быть такой, как мужчина!" (Бернард Шоу "Пигмалион")
"Надо сказать, что женственность и мужественность порядком утратили своё значение из-за общего обесценивания такого качества, как индивидуальность... Если прежде сексуальные роли были чётко определены, то теперь наступала путаница... "
Вот пример: если мужчина главенствует в доме - его считают диктатором; если он играет пассивную и подчинённую роль - его критикуют за несоответствие своему предназначению; он как будто должен балансировать на канате. Заметим, что если в семье возникают подобные проблемы, то их причину следует обычно искать в нарушениях сексуальных отношений мужа и жены и в недостатке ясности по поводу сексуальных ожиданий партнёров. Мужчина, распоряжающийся в доме, обычно сознательно берёт на себя эту роль, т.к. уверен, что удел женщины - подчинение, как сексуальное, так и личное: ведь "тот, кто в штанах - тот и хозяин".
Есть и другой тип мужчины: тот, который позволяет женщине управлять семейными отношениями; он исходит из ошибочного мнения о том, что его обязанность - "обслуживать" женщину, т.е. удовлетворять её. Такую пассивную позицию часто оправдывают тем, что она позволяет мужчине и женщине бескорыстно выражать свои чувства - "проявлять альтруизм". На самом деле здесь путаются два понятия: уважения прав женщины и её эгоизм, и делается это под фальшивым предлогом необходимости удовлетворить сексуального партнёра ради сохранения семейных отношений. Это - невротическая позиция, и проистекает она от непонимания биологических факторов, определяющих взаимодействие полов. Чтобы оценить эти факторы, нужно знать различия в психосексуальном развитии женщин и мужчин."
(Александр Лоуэн "Любовь и оргазм")
Ко мне постоянно обращаются мужчины и женщины по вопросам семейных, сексуальных отношений. Озвучиваются взаимные претензии полов друг к другу. Необходимостью становится объяснение того, что ответственность несут оба, причём это обусловлено и на биологическом, и на психологическом уровне. Каждый ребёнок (будь то мальчик или девочка) проходят 3 стадии психосексуального развития: догенитальную, латентную и генитальную.
1 этап. В догенитальный период (от рождения до 6 лет) не существует функциональных различий между мальчиками и девочками, т.е. "различия между ними есть, но ребёнок не функционирует в соответствии с ними; поэтому в поведении мальчиков и девочек 4-5 лет можно найти мало различий, указывающих на их пол. Разве, что они одеты по-разному..." (А. Лоуэн "Любовь и оргазм"). В этот период задача родителей состоит в исполнении оральных потребностей ребёнка: в питании, в проявлениях внимания и нежности и т.п., составляющих нарциссическое обеспечение, необходимое для роста и развития личности и сознавания собственного "Я".
Догенитальный период оканчивается психологическим феноменом – «Эдиповым комплексом». Девочка осознаёт свою жентсвенность и чувствует сексуальное (не генитальное!!!) влечение к отцу. т.е. радуется физической близости с ним иначе, чем близости с матерью; мальчик переживает такие чувства по отношению к матери. Сексуальные чувства детей распределены по телу, при несколько повышенной концетрации на гениталиях. Именно в этот период дети "женятся/выходят замуж" за родителя противоположного пола.
Основные запросы на сексуальность, как раз таки из 1 этапа психосексуального развития, здесь формируются все любовные зависимости, это секс "на пуповине".
2 этап психосексуального развития – латентный период (период скрытого развития). Характеризуется спадом сексуального интереса и чувства. Ребёнок сознаёт половые различия, но его главный интерес заключается в познании роли мальчика или девочки. Акцент смещается в сторону личности в целом и решения важной задачи приобретения знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в мире. Это социальные роли женщины - мужчины.
3 этап психосексуального развития - генитальный (подразделяется на отрочество- юность- фаза сексуальной зрелости). Это период полового созревания, гормональных, физических и психологических изменений в личности ребёнка.
До данного этапа психосексуального развития редко кто доходит поскольку травма развития происходит на предыдущих этапах, все последующие формируются искажённо.
Показания для психоаналитической работы:
- все виды зависимостей,
- травмы развития, шоковые травмы (ПТСР),
- сложности построения отношений с противоположным полом,
- одиночество,
- кризисы в семейных (женско-мужских) отношениях,
- возрастные кризисы,
- освоение позиций "Женственность- Мужественность" (сексуальность),
- расставание (завершение отношений),
- детско-родительские отношения,
- психосоматические расстройства,
- сексуальные проблемы,
-депрессивные расстройства,
-тревожно-фобические расстройства и т.д.
Уважаемые читатели,
Осваивайте свою мужественность и женственность !
Ушакова Анна Викторовна
Психолог:
телесно-ориентированный, трансперсональный, арт-терапевт