|
Сексуальность, как актуальная способностьАвтор статьи: Фролов Павел Анатольевич
Сексуальность, как актуальная способность В позитивной психотерапии сексуальность описывается, как одна из актуальных способностей человека. В теории позитивной психотерапии термин «актуальная способность» обозначает, с одной стороны, некоторую описательную категорию поведения, которая используется нами для дифференциации и описания внешнего поведения, а с другой стороны, как внутренняя норма, согласно которой индивид выстраивает свое поведение. Актуальные способности были выделены и описаны по результатам изучения различных человеческих культур и представляют собой формы поведения общие для большинства из них. Степень развития каждой актуальной способности может варьироваться в очень значительной мере от индивида к индивиду, так же как и формы ее реализации в актуальном поведении. В отличие от психоанализа, который, как известно, придает сексуальности особое, почти сакральное, значение в происхождении, развитии и разрешении человеческих конфликтов, сексуальность в теории и практике позитивной психотерапии не является самой значимой или какой-то отдельно стоящей ценностью. Она является лишь одной из других 24 актуальных способностей, каждая из которых очень важна для индивида. В терминологии актуальных способностей сексуальность может быть описана, как способность получать чувственное удовольствие от своего тела, от своих эрогенных зон. На самом деле, сексуальность касается получение удовольствия не только от гениталий или эрогенных зон, хотя и от них, конечно, тоже, и не только от своих, а если вам повезло, то и от эрогенных зон своего партнера. В более широком смысле, рассматриваемая, как часть телесности, это также, способность дружить со своим телом, рассматривать его, как друга, как источник удовольствий и приятных ощущений, отдельных от удовольствий вследствие удовлетворения других физиологических потребностей, таких как еда, дыхание, испражнения, физические упражнения, и прочее, хотя иногда с ними тесно связанная. И в этом смысле, сексуальность касается как раз определенной части телесности, из которой она и произрастает. Сейчас все меньше сексуальность рассматривается, как биологическое поведение индивида, направленное на совершение действий сексуального характера, преследующие собой единственную цель воспроизводства вида, в смысле, деторождение. Сексуальность, согласно теории позитивной психотерапии, не является, как впрочем, и все остальные способности, результатом привития этих способностей ребенку. С точки зрения теории позитивной психотерапии, все способности заложены в человека изначально, они - его имманентные свойства, это неотъемлемые атрибуты человека, составные части, из которых состоит его личность. Актуальные способности в потенциальной форме заложены в человека от рождения в виде, так называемых, базовый способностей, способности к любви, то есть установлению эмоциональных отношений и способности к познанию, то есть установлению связей между событиями и явлениями. Результатом же воспитания являются степень развития и формы проявления тех или иных актуальных способностей человеком. В настоящее время даже люди не имеющие отношения к психологии перестали считать, что сексуальность появляется у человека, как раньше многие считали, в области 12, или в 14 или даже 18 лет, когда человек физически созревает, и начинает демонстрировать явный интерес к вопросам секса. В действительности это, конечно, не так. Если говорить о сексуальности и о ее проявлении, то прийдется признать, что она, и существует, и проявляется с самого раннего возраста, когда вся телесность человека еще не разделена на несколько частей. Она - просто телесность и отражение связи со своим собственным телом. Ребенок в ходе своего развития и освоения этого мира узнает и осваивает также и внутренний мир, частью которого является и его физическое "я", его тело. В ходе этого познания ребенок узнает себя, он пытается понять, что за тело ему досталось, что там и как в нем устроено, и в связи с этим и для этого и существуют эти классические в нашей детской культуре игры «в доктора». Вот эти попытки и даже не попытки, а старания, потому что они длятся и повторяются, пока ребенок более менее все не поймет и не освоит, дают понимание где у тебя, что к чему приделано и как оно устроено. В ходе этих изысканий и появляется определенный сенсорный опыт, который предоставляет ребенку возможность обнаружить, что есть какие-то части моего тела, какие-то его участки, от которых появляются удивительные и приятные ощущения. В общем, для ребенка они не имеют никакого сексуального значения, это просто физическое удовольствие, такое же как и все остальные, такие как есть пить, писать, какать, скакать в кровати. Понимание же принадлежности определенных частей тела к какой-то особенной области, со специфическим к нему отношением, отличающимся от отношения ко всему остальному телу, обретается ребенком, в связи с тем, как взрослые себя ведут по отношению к его такого рода исследовательской активности. А ведут они себя очень по-разному, но об этом в следующий раз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|