Материнская забота и будущая способность к самоподдержке

Автор статьи: Раиса Коваленко

Материнская забота и будущая способность к самоподдержке

  Ребенок в раннем возрасте нуждается в заботе, внимании, отражении со стороны матери. Напитавшись этим, он сможет в будущем более безболезненно пройти этап сепарации, эмоционального отделения. Будет менее зависим, потому что напитавшись этим в детстве, он будет хранить множество воспоминаний о таких моментах, которые будут заряжать его энергией для преодоления любых жизненных коллизий.


Ребенок пришел из детского клуба со слезами.


- Что случилось, почему ты плачешь?
- Пришла девочка и забирала у меня игрушки, которыми я игрался. А потом разломала мой деревянный дом, который я построил
- Это та маленькая девочка, которая была вместе с мамой, и которой по моему еще даже нет и 2-ух лет ( моему уже 5)
- Да! Ненавижу, когда у меня забирают и ломают
- Я наверное тоже злилась бы в такой ситуации


Здесь у меня возникает сильный соблазн сказать, что второй ребенок всего лишь маленькая девочка и она еще не совсем понимает где чьи игрушки и почему нельзя разрушать построенный домик. Я себя останавливаю, потому что тогда мое сообщение может восприниматься, как отказ от его переживаний и будет иметь посыл: "Да, но.."
Ты злишься, но... она же маленькая, ты взрослее. Ты злишься, но.... надо уступить или понять ее поведение... Это отрицание текущего переживания ребенка, с попыткой подменить его какой то установкой.
- Ты злишься, что тебе не удалось отстоять свои права на игрушки, которые ты выбрал для своей игры?
- Да, - плачет.
Обнимаю его и жалею.




Я даю пространство для его переживания злости , не пытаясь его отрицать, именно таким способом оно может быть исчерпано.
- Понимаю, давай подумаем что можно было бы сделать в этой ситуации? Может попросить маму девочки, что бы она не забирала и не ломала то, чем ты играешь? Или мог бы позвать меня и я бы тебе помогла.
В такой ситуации ребенок ощущает два момента:
- Его переживания важны и встречены
- Если он, в силу возраста пока еще не может разрешить ситуацию, которая у него вызывает злость , негодование и обиду, он знает, что может обратиться за помощью и он ее получит. И в этой ситуации у у взрослого больше ресурсов, чтобы оценить, как разрешить возникший между детьми конфликт.

Впоследствии ребенок усваивает, что его чувства важны, и что с ними нужно учиться обращаться. И что взрослый может о нем позаботиться в ситуации, которую он воспринимает для себя пока, как расстраивающую.




Затем, когда он вырастет, опыт не отвержения собственных переживаний и успокоения или заботы о себе в более сложных ситуациях может быть уже встроен в его психическое. Другими словами, ребенок получающий достаточную порцию заботы от матери, сможет носить образ матери куда бы он не шел.


А что делать если такого опыта нет? Тогда в сложных ситуациях человеку будет сложно деффиренцировать свои переживания и сложно поддерживать себя изнутри. В этом месте может возникать недиффиренцированная тревога, которой сложно будет придать смысл и форму выражения, к которому будет примешиваться чувство беспомощности или даже никчемности.
Хорошая новость здесь в том, что этим навыкам можно научиться уже во взрослой жизни, различать свои эмоциональные переживания, осуществлять выбор, какое из них хотелось бы совершить действие. Внутренней самоподдержке, успокоению и заботе о себе в ситуациях, которые могут восприниматься изнутри, как те что свидетельствуют о наших неудачах. Чтобы их скорее можно было воспринимать, как часть опыта, который можно ассимилировать, нежели как единственно возможный и негативно закрепленный опыт.

Приглашаю к себе на консультации, если вы хотите больше научиться понимать себя, научиться ориентироваться в сложных ситуациях, подрастить внутреннюю поддержку и  опору, научиться проявлять чуткость и заботу по отношению к себе.

Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт, системный семеный терапевт



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь