|
Проблемы в матриархальных семьяхАвтор статьи: Шмелёва Ольга Анатольевна
Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На современном этапе изучение в научной литературе и психолого-педагогических исследованиях межличностных отношений в матриархальной семье встречаются довольно редко. А власть и статус женщин все больше приобретает главенствующую роль в семьях, меняя при этом сущность и предназначение женщины в этом мире. Матриархат характеризуется доминированием роли женщины в межличностных отношениях в семье. Основные психологические проблемы матриархальной семьи: 1) Детско-родительские отношения. Родители создают и воспитывают в ребенке установки, определенные модели поведения, схему построения межличностных отношений в семье, которая влияет на будущее построение своей семьи. Поэтому любое поведение ребенка обусловлено системой отношений в его семье. Дети в матриархальных семьях, смотря на подобную ситуацию, будут брать пример с родителей. Мальчик вырастет робким тихоней, а девочка копией своей матери. При матриархате мальчиков воспитывают, как девочек, пресекая их мужские проявления, ведь система образования и воспитания с женской доминирующей и подстроена под женщин. Дети при матриархате, могут быть фактором унижения. Мать в таких семьях является более значимым членом семьи, так как у ребенка эмоциональная связь с матерью сильнее, чем с отцом. Таким образом, можно сделать вывод, что матриархальная семья способствует неправильному воспитанию мировоззрения у детей. В будущем эти дети, в большей степени не смогут построить здоровых личных и семейных отношений. 2) Женщина сама (осознанно или неосознанно) берет на себя мужские функции и обязанности. В современной семье женщина хочет (или вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью, так как мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за неё ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания. Это приводит к тому, что женщина конкурирует с мужчиной в достижении больших результатов, находиться на руководящих должностях и получая высокую заработную плату. Результатом независимости женщин становится, отсутствует потребности в мужской защите, вырабатываются мужские черты в характере, утрата женственности и обаяния. Когда женщина берет на себя мужскую ответственность, она начинает испытывать постоянно возрастающий стресс, становясь более обеспокоенной и нервозной. Е.Т. Соколова при анализе взаимодействия матери и ребенка определила следующие стили детско-родительских отношений[3]: 1) сотрудничество, которое подразумевает обсуждение и принятие во внимание мнения ребенка; 2) псевдосотрудничество основывается на доминировании, открытой лести, страха; 3) изоляция – отсутствие взаимодействия между субъектами; 4) соперничество - конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера. Таким образом, в матриархальной семье могут проявляться стили: псевдосотрудничество, изоляция и соперничество в отношениях между матерью и ребенком. В.И. Гарбузов отмечает следующие патогенные типы воспитания[1]: 1). Непринятие (эмоциональное отвержение). Родители не принимаю ребенка таким, какой он есть. Переделывают его с помощью контроля или бесконтрольностью. Мать стремится добиться успехов в социуме, испытывая при этом высокую напряженность. Конечный результат неврастения у обеих сторон. 2) Гиперсоциализирующее воспитание ребенка приводит к конфликту между желаемым и действительным, страхам, фобиям, тревожности. 3). Эгоцентрическое воспитание. Ребенок становится истеричным, предъявляет претензии к семье и миру, находится на положении кумира. При нарушении системы семейного воспитания возникает дисгармония в отношениях «мать-ребенок» это является фактором возникновение неврозов у детей. Мать матриархальной семьи оказывает негативное влияние на формирование личности, жизненны выбор, нравственное становления ребенка. Дети воспитанные властной сильной матерью переживают психологические перегрузки, проблемы в личностных отношениях, сталкиваются с трудностями во взрослой жизни. Матери тяжело признавать, что ребенок по мере взросления становится самостоятельным и независимым, поэтому даже взрослый ребенок видит себя в глазах матери «неспособным ребенком». Так как родители в матриархальной семье не показали ребенку образцовой иерархически правильно сложенной семейной структуры и распределения ролей между мужчиной и женщиной, положительно развивающихся родительских и детско-родительских взаимоотношений, то семейная жизнь у ребенка в большем процентном соотношении благополучно не складывается. Ребенок чувствует себя рядом с матриархальной матерью под постоянным жестким контролем, боится совершить ошибку, находится в страхе наказания в семье. Он часто испытывает чувство вины, так как властная мать им постоянно манипулирует. Ребенок не чувствует себя достаточно любимым в матриархальной семье. У ребенка развитие восприятия матери имеет свои специфические особенности: 1) на каждом возрастном периоде ребенок будет воспринимать роль матери в семье по-разному; 2) восприятие позиций матери дочерью будет существенно отличаться от восприятием сына, соответственно мать тоже по-разному реагирует на ребенка в зависимости от его пола; 3) в своих семейных отношениях девочки принимают модель поведения матери, мальчики – отца. 4) отсутствие положительного результата в формировании и становлении успешной личности в матриархальных семьях. Отметим характерные различия воспитания матерью девочки: - При положительном интересе и психологическом принятии у матерей, на первый план выступает доверие и подчиняемость. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери. - При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. Вывод. Анализ психологических проблем в матриархальных семьях показал, что особую роль в семье отводится правильно иерархически сложенным, гармоничным межличностным отношений между родителями и их влиянию на формирование личности и поведения ребенка. Поэтому важным фактором эмоционального и психического здоровья ребенка является семейной среды и детско-родительские отношения. Основное влияние на воспитание и развитие личности ребенка имеет родители, по примеру которых дети выбирают в будущем социальную и семейную роль. Неблагоприятные семьи приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка и неспособности создать здоровую семью. Таким образом, рассмотрев проблемы и последствия в матриархальных семьях, можем отметить, что все это приводит к неспособности личности создать гармоничные семейные отношения и результатом становиться неудовлетворенность собой и жизнью в целом. Литература
Тел.: +79787839269 г. Симферополь Скайп: LadyinRed0486 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|