Культурная эхопраксия: добро и зло социального подражания


«Володя, как кашу хочешь: с молоком или с маслом?» «Я как Саша!» (из детства Володи Ульянова).

«Юноше, обдумывающему житье, решающему, сделать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь — «Делай ее с товарища Дзержинского». (В. Маяковский. "Хорошо!").

Культурная эхопраксия добро и зло социального подражания

Человек, как и все высшие приматы (и не только они), известен своими выдающимися способностями к подражанию. Последнее играет ключевую роль при формировании сообществ, обучении, социализации, освоении наиболее эффективных социальных практик. Недавние открытия нейронауки даже зафиксировали группу нейронов, названных "зеркальными", обеспечивающих эту замечательную способность - через чувство эмпатии, которая без них была бы невозможна, и, в свою очередь, делает возможными мораль, нормы, и ценности общего жития.

Благодаря зеркальным нейронам мы способны вчувствоваться в другого, и даже до известной степени уловить строй его мысли в тех или иных эмоционально насыщенных ситуациях. В такие моменты сопереживание включает, как правило, и моторику, в том числе - мимическую. В норме, все высшие приматы "считывают" эмоции друг друга, что является эволюционным достижением, и служит основой социально приемлемого поведения и самой возможности создания малых и больших социальных групп.

Всё, однако, имеет и свою "темную сторону". В том числе, в отношении подражания. Крайней, патологической формой этого отзеркаливания является эхопраксия, когда больной автоматически повторяет действия другого человека. Впрочем, это довольно редкое заболевание, но вот культурная эхопраксия встречается не просто гораздо чаще, а является весьма распространенным явлением.

Культурная эхопраксия определяет стремление индивида к копированию/ приобретению качеств трех основных видов:
1) адаптивные качества, представляющие собой адаптационный ресурс для формирования и совершенствования поведенческих аспектов: алгоритмов, эвристик, схем, и пр. (в качестве достойных подражания здесь могут рассматриваться: решительность, гибкость, хитрость, беспринципность, эгоизм, жестокость, альтруизм, коммуникабельность, и пр.);
2) культурно привлекательные качества, являющиеся социокультурным ресурсом, придающие некое новое, часто - модное содержание личности, внешности, и деятельности субъекта (например: сплин, меланхолия, астения, ироничность, суицид, гиперчувствительность, истерические припадки, обмороки, гордость, надменность, многозначительная немногословность, критичность, таинственность, и пр.);
3) качества харизматичной модели - копирование реальных или воображаемых качеств, внешнего вида, и поведения знаковых фигур из мира эстрады, искусства, предпринимательства. Модель может быть как реальным человеком, так и персонажем из литературы и/ или кинематографа.

Я полагаю, что подражательность в отношении тех или иных личностей выступает копированием эмоционально привлекательного образа во всей его феноменологической, когнитивной и функциональной комплексности. Вероятно также, что происходит копирование качеств объекта, дефицитарных для самого субъекта. Другими словами, способность к фиксации определенного качества Другого (реального или вымышленного) и желание самому это качество приобрести - вот, что лежит в основе культурной эхопраксии на когнитивном и феноменологическом уровне. Функционал же копирования заключается в применимости желаемого/ приобретенного качества для решения неких повседневных задач или определенной проблемы психической организации жизнедеятельности, часто - травмы.

На мой взгляд, именно культурная эхопраксия лежит в основе всех субкультурных групп, сообществ фанатов (фан-клубов), и печально известных в последнее время секретных сетевых сообществ подростков, членство в которых и выполнение всех предписаний ведет к суициду. Известны и группы, где моделью, с которой "делается жизнь" выступают отрицательные персонажи известных произведений, например, Волан-де-Морт и "Пожиратели смерти" ("Гарри Поттер"), Дарт Вейдер ("Звездные войны"), Джон Крамер/ Конструктор ("Пила"), подгламуренные вампиры ("Сумерки"), и пр. Впрочем, и положительные (вроде бы) герои культовых блокбастеров привлекают фанатов своими, отнюдь не ангельскими качествами, как, например, Элис ("Обитель зла"), Россомаха ("Логан"), и пр. Есть и синтетический вариант - суперзлодеи на страже правого дела ("Отряд самоубийц"). Качества этих персонажей, которые отзеркаливают их поклонники, являются для них значимыми как в адаптивном, так и в когнитивном и культурном смыслах. Это, прежде всего, транслируемый семантический код, связанный с властью, силой, возможностями. Заметьте - не со способностью любить, наслаждаться прекрасным, расти духовно, развиваться как личность-творец, а со способностью "прогнуть под себя" этот мир, или значительную его часть.

Одновременно, именно эта способность индивида фиксировать привлекательные качества модели, и, так или иначе, интегрировать их, дает нам возможность и психотерапевтической интервенции. Показана последняя, в частности, при легкой и средней степени социофобии, дезадаптивном поведении, коммуникативных проблемах. Методика получила предсказуемое название "Клуб персонажа". Последний представляет собой своего рода банк данных, детализированный профиль того или иного персонажа, с описанием его черт личности, свойств характера, особенностей поведения и внешнего вида.

Сначала выясняется - какой персонаж является для клиента - как ребенка, так и взрослого - знаковым, если он вообще имеется. В случае обнаружения такового, через серию корректных полутрансовых фасилитаций (активное воображение, символическое моделирование, и др.), клиент "приводится" в "клуб" - место, где сосредоточены все качества персонажа. Каждое из них выражено в определенном образе-символе, и находится на специально отведенном для него месте. После этого клиенту предлагается выбрать качество (качества), наиболее привлекательное для него, с заверениями в том, что "хозяин качеств" не прочь поделиться ими со своими поклонниками. Обычно клиент выбирает качество, которого ему и недостает. Причем, это не обязательно какие-то исключительно благостные свойства. Недоставать человеку может чего угодно, включая известную степень жесткости, решительности, и готовности идти к своей цели. Впрочем, дефицитарными могут быть и мягкость, способность сопереживать, внимательность к другим, и пр.

После выбора качества, клиенту предлагается его "усвоить" или интегрировать, что можно сделать через любой участок тела. Чаще всего, впрочем, для усвоения используется корпус от плеч до живота, и дыхательные пути. Крайне редко используется область головы. После "усвоения" клиенту предлагается описать свои ощущения, и высказать суждения о том, что предполагает обладание этим качеством, и как это должно повлиять на его личную ситуацию. В ходе последующих сессий клиенту периодически предлагается обратиться к пережитому опыту, и оценить, насколько устойчивым, а главное - полезным для него оказалось "приобретенное" качество.

Так культурная эхопраксия, обычно ведущая к зависимости, ставится на службу терапии, и ведет к освобождению.



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Как "плохие качества" помогают хорошему человеку
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Мы продолжаем зависеть от "пятерок", но хотим совсем другого!"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь