В современном мире открытости и доступности информации и культа успешности частенько возникает искушение заниматься множеством разных дел. Откуда-то сразу появляются силы взяться за новое интересное увлечение, а лучше сразу за несколько. Но через некоторое время человек быстро перегорает. И следом за энтузиазмом появляются апатия, нежелание вообще чего-либо делать и непонимание, чем дальше заниматься: вокруг столько всего интересного, а тут прожитое быстрое перегорание уже стало собственным опытом, причем воспринимаемым далеким от успеха. И возникает следующий вопрос: где взять новые силу/энергию/мотивацию/…(поставьте сюда свой побуждающий вариант) для следующего букета интересных дел, ведь, всё так быстро «сходит на нет»?
Попробуем поискать, где и когда может «задуваться пламя» первоначального энтузиазма.
Конечно, с каждым случаем хорошо бы разбираться в отдельности, поскольку у каждого человека будет свой, уникальный набор причин и сценариев происходящего. И, вместе с тем, можно выделить несколько общих тенденций.
Первое, с чем может столкнуться человек – незнание своих предпочтений, способностей, склонностей. Вот подруга пошла на танцы или берет уроки вокала, друг увлекся мотоциклами, и я тоже хочу. И начинаю заниматься и танцами, и вокалом, да еще и отправляюсь учиться ездить на мотоцикле. Наличие социально одобряемых «историй успеха», штампов портрета состоятельности, еще больше подталкивает к тому, чтобы начать делать именно то, что модно или принято в определенной среде. Отказаться от того, что «не твоё», бывает, не всегда так просто, а сил и желания продолжать заниматься нет. И человек попадает в ловушку внутренних, далеко не всегда осознаваемых, противоречий. И «безболезненный» проход в такой ситуации может обеспечить «знакомство» с собой, своими потребностями, предпочтениями, талантами.
Идем дальше. Если человек в своем выборе «угадал» с деятельностью и «попал» в спектр своих способностей, следующим моментом, где он может «сойти с выбранного маршрута» - может стать незнание своих мотивирующих и ограничивающих особенностей. Далеко не каждый может похвастаться пониманием того, что им двигает, когда он начинает новое дело, что способствует продолжению и продвижению в выбранной деятельности, а что будет приводить к его «логическому завершению» или переходу на качественно новый уровень, например, уровень мастерства. Продолжим с обучением танцам. Так, к примеру, исходя из теории мотивации «К» и «ОТ», «движущей силой» на начало может стать мотивация «К» - стремление танцевать и выиграть, скажем, танцевальный конкурс. Для продолжения обучения мотивация «К» может продолжать действовать: с каждым новым уроком появляется легкость и пластичность, и новоиспеченному танцору хочется еще и еще испытать эти ощущения в танце. А вот для завершения обучения может потребоваться уже мотивация «ОТ»: если я не выучу, скажем, определенные движения/связки, я не смогу принять участие в конкурсе.
Участие в конкурсе здесь взято лишь с целью - показать конечность некоторого этапа и того, что может двигать человеком в его начале, для продолжения этого процесса и в завершении. Пример конечен, но жизнь продолжается, и для перехода на следующий уровень мастерства могут быть свои «движущие силы». Знать их - помогает управлять «внутренним пламенем» и поддерживать его «горение».
В процесс остановки и отказа от деятельности свой вклад может вносить и склонность к перфекционизму: «Я не смогу сделать это восхитительно, так и нечего продолжать»/или более рационализированная версия - «Я же попробовал, теперь понимаю, что я это могу»/… (или поставьте сюда свою «любимую» причину).
Кроме уже приведенных примеров причин «загасить внутреннее пламя», может быть и наличие «закрепленного» сценарного поведения: человек начинает что-то делать, много «вкладывается» и останавливается «за шаг до успеха». Тогда нахождение первоначальной причины, чаще всего, в детском опыте, меняет стратегию поведения человека, высвобождает энергию и помогает сохранять и поддерживать «внутреннее пламя» на долгие лета.
Возможно, в перечисленном выше Вы узнали себя и уже нашли свой ответ. А, возможно, Вы сталкивались с иными причинами и, читая статью, поняли, о чем это для Вас. В любом случае, это интересное познание себя)
Разжигайте и поддерживайте свой внутренний огонь! Увлекательных Вам открытий!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.