Психотерапевт к.м.н. С.Э. Медведев Психиатр д.м.н. Б.Г. Бутома Ключевые слова: суицид, психотерапия, системный подход, профилактика. Согласно Г. Бейтсону (2000) любое поведение в присутствии другого является коммуникацией. Таким образом, акты агрессии и аутоагрессии так же являются коммуникационными актами. Очевидной трудностью анализа случаев завершенного суицида является отсутствие возможности контакта с суицидентом. Недостаточная информированность части населения и некоторых социальных институтов, приводит к формированию негативного и нетолерантного отношения к родственникам особенного ребенка. В связи с тем, что имеется устойчивая тенденция обвинения семьи, родители и близкие суицидента зачастую не получают поддержки и даже становятся объектами упреков и подозрений. Часта практика необоснованного возбуждения уголовных дел, приводящая к блокированию контактов членов семьи с помогающими службами и препятствующая получению достоверной информации. Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов. Состав испытуемых – 54 специалиста. Из них семь (13%) психотерапевтов, 19 (35%) психологов и 28 (52%) социальных педагогов Было предложено два вопроса - В чем причина? - Что делать? Ответы распределились следующим образом: Причины видели в семье 25%, в отношениях с другими взрослыми 37,5% в личности ребенка 25%, а в трудностях отношений со сверстниками – 12,5%. Предложения по поводу преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей в 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения в 24%, с личностью ребенка в 52%, а с трудностями отношений со сверстниками – 8% ответов. Обобщая результаты можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. Основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении. Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения делается на коррекцию личности ребенка. В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют в среднем до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребенка (на время нахождения в стационаре), но может приводить его к формированию экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребенком приводит к формированию у них обученной беспомощности. В повседневной жизни в ежедневном контакте с детьми (и их семьями) находятся педагоги и школьные психологи. Значение их работы трудно переоценить. Следует учитывать и трудность психологического контакта с детским коллективом. Статус педагога определяет его значимость для детского коллектива. Педагог зачастую становится объектом проекции агрессии со стороны подростков, а школьный психолог – педагогического коллектива. Важно отметить, что описанные тенденции обусловлены объективными возрастными и системными факторами и сами по себе проблемой не являются. Трудности могут быть связаны с тем, что в большинстве случаев, школьный психолог находится в ситуации не позволяющей ему в полной мере реализовать свою профессиональную эффективность. С этической точки зрения психолог не может работать с клиентом, который состоит с ним в дружеских/служебных/родственных связях. Школьный психолог – сотрудник школы или работает на территории педагогического коллектива (клиента) и очень зависим от эмоциональных отношений с ним. Если рассматривать случаи аутоагрессивного поведения у подростка потребность в определении «виноватого» резко возрастает и агрессия устремляется с новой силой по прежним каналам. Родители делегируют ответственность педагогам, педагоги – психологам. В самом деле, где же был этот школьный психолог, который должен охранять психологическое состояние наших детей, если случилось такое?! Специалист в данном случае попадает в ловушку детоцентризма (Варга А.Я. 2004). В самом деле, кто отвечает за нашу неэффективность если мы беремся оказывать помощь тем людям с которыми находимся во внетерапевтических контактах – сотрудникам/родственникам/друзьям? А кто отвечает за то что оказание такой помощи включено в должностные обязанности специалиста? Выводы. Представляется необходимым: |