О чем трубят «Синие киты»

Психотерапевт к.м.н. С.Э. Медведев

Психиатр д.м.н. Б.Г. Бутома

 

 

Ключевые слова: суицид, психотерапия, системный подход, профилактика.

 

Согласно Г. Бейтсону (2000) любое поведение в присутствии другого является коммуникацией. Таким образом, акты агрессии и аутоагрессии так же являются коммуникационными актами. Очевидной трудностью анализа случаев завершенного суицида является отсутствие возможности контакта с суицидентом. Недостаточная информированность части населения и некоторых социальных институтов, приводит к формированию негативного и нетолерантного отношения к родственникам особенного ребенка. В связи с тем, что имеется устойчивая тенденция обвинения семьи, родители и близкие суицидента зачастую не получают поддержки и даже становятся объектами упреков и подозрений. Часта практика необоснованного возбуждения уголовных дел, приводящая к блокированию контактов членов семьи с помогающими службами и препятствующая получению достоверной информации.

Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов.  Состав испытуемых – 54 специалиста. Из них семь (13%) психотерапевтов, 19 (35%) психологов и 28 (52%) социальных педагогов

Было предложено два вопроса

- В чем причина?

- Что делать?

Ответы распределились следующим образом:

Причины видели в семье 25%, в отношениях с другими взрослыми 37,5% в личности ребенка 25%, а в трудностях отношений со сверстниками – 12,5%.

Предложения по поводу преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей в 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения в 24%, с личностью ребенка в 52%, а с трудностями отношений со сверстниками – 8% ответов.

Обобщая результаты можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. Основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении. Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения делается на коррекцию личности ребенка.

В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют в среднем до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребенка (на время нахождения в стационаре), но может приводить его к формированию экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребенком приводит к формированию у них обученной беспомощности.

В повседневной жизни в ежедневном контакте с детьми (и их семьями) находятся педагоги и школьные психологи. Значение их работы трудно переоценить. Следует учитывать и трудность психологического контакта с детским коллективом. Статус педагога определяет его значимость для детского коллектива. Педагог зачастую становится объектом проекции агрессии со стороны подростков, а школьный психолог – педагогического коллектива.

Важно отметить, что описанные тенденции обусловлены объективными возрастными и системными факторами и сами по себе проблемой не являются.

Трудности могут быть связаны с тем, что в большинстве случаев, школьный психолог находится в ситуации не позволяющей ему в полной мере реализовать свою профессиональную эффективность.

С этической точки зрения психолог не может работать с клиентом, который состоит с ним в дружеских/служебных/родственных связях. Школьный психолог – сотрудник школы или работает на территории педагогического коллектива (клиента) и очень зависим от эмоциональных отношений с ним.

Если рассматривать случаи аутоагрессивного поведения у подростка потребность в определении «виноватого» резко возрастает и агрессия устремляется с новой силой по прежним каналам.

Родители делегируют ответственность педагогам, педагоги – психологам. В самом деле, где же был этот школьный психолог, который должен охранять психологическое состояние наших детей, если случилось такое?!

Специалист в данном случае попадает в ловушку детоцентризма (Варга А.Я. 2004). В самом деле, кто отвечает за нашу неэффективность если мы беремся оказывать помощь тем людям с которыми находимся во внетерапевтических контактах – сотрудникам/родственникам/друзьям?

А кто отвечает за то что оказание такой помощи включено в должностные обязанности специалиста?

Выводы.

Представляется необходимым:

-         оптимизировать системное взаимодействие помогающих специалистов;

-         отработать механизмы психологической помощи и профилактики эмоционального выгорания сотрудников психолого-педагогических учреждений;

-         организовать школьную психологическую службу, ориентированную на помощь семье и сотрудникам педагогического коллектива:

-         создать систему эффективного общественного контроля над деятельностью закрытых детских учреждений с последующей их модернизацией в современном реабилитационном формате.

.

 

Литература

  1. Бейтсон Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.
  2. Варга А.Я. Типичные предрассудки российских семейных терапевтов. Доклад на конференции по семейной психотерапии Международного конгресса «Психотерапия и консультирование личности, семьи, социума». — М., 20-22 мая 2004.
  3. Вилкен Ж.П., Холландер Д. Восстановление и реабилитация. Пер с англ. И. Темирбулатова, Д. Шукурова. – Глобальная инициатива в психиатрии. – 2011. – 296 с.
  4. Коцюбинский А.П., Гусева О.В. Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств. – СПб.: СпецЛит. 2013. – 287 с.
  5. Медведев С.Э., Коцюбинский А.П. Биопсихосоциальная реабилитация при психических расстройствах (системные и трансгенерационные аспекты) / Трансляционная медицина – инновационный путь развития психиатрии: тезисы конф. 19-21 сентября 2013 г. Под ред. Проф. Н.Г. Незнанова, проф. В.Н. Краснова — Самара, 2013. – С.70-71.
  6. Назаретян А.П.Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование). – Москва: Мир, 2004. – 368 стр.
  7. Шлиппе А. фон, Швайтцер Й. Системные интервенции. – СПб.: Издательство Вернера Регена. Немецкая школа коучинга и медиации; Gera: VWR-Verlag, 2013. – 184 с.
  8. Seikkula J., Olson M.E. Family process. – FPI. – 2003. – Vol 42. – 3. – C.404-418


Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем может помочь школьный психолог семье
  • Психолог для родителей. Кто такой школьный психолог?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Школьный психолог
  • Реабилитация и восстановление в отечественной психиатрии
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Почему я боюсь пойти к психологу? Кто же на самом деле психолог и чем он может быть полезен?
  • Почему отношения в парах зачастую идут под откос в первый год жизни ребенка?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Идеальный психолог. Портрет личности специалиста.
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Депрессивный пациент в российской семье (доклад в г.Нюрнберг,2013)
  • Влияние психологического состояния и теплых отношений на продолжительность жизни. Психолог или таблетка?
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • диагностика готовности ребенка к школьному обучению и профилактика школьных трудностей
  • Тупик, в который попадает психолог или психотерапевт, рассчитывая на логику



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь