От игрушечной лошадки к апатии. Методика работы с убеждениями

Автор статьи: Олеся Русак

ПРЕДЫСТОРИЯ

Гипотеза: в какой-то момент времени (чаще всего в детстве) с человеком происходит некая ситуация, из которой он выходит с определенным убеждением.

Например, девочка лет 3-4 хотела игрушку, нынче популярную в садике. Попросила маму купить. Мама возражала, пыталась вразумить, но в итоге купила. Ура! Ура! Девочка получила желаемое и рада.

Но вот, мама с дочкой пришли домой, девочка показала покупку папе. А папа закатил скандал из серии: НАФИГА ДЕНЬГИ НА ЕРУНДУ ТРАТИТЬ! ЧТО СТАРАЯ, ЧТО МАЛАЯ – ОБЕ ДУРЫ!

Папа орет, девочка плачет, мама молча в сторонке переживает вину и перед дочкой, и перед мужем.

Выводы 3-хлетнего ребенка:

- если я получаю, что хочу: а) я – дура, б) на меня будут орать;

-  за мое желание папа орет не только на меня, но и на маму;

- мама купила мне игрушку, но почему-то мама меня не защищает.

Гипотеза: желать – неправильно, стыдно, опасно.

 Дальше ребенок растет с этим убеждением, уверенный, что только так и бывает, что только так и правильно. Да и жизнь время от времени подкидывает подтверждения:

 - А помнишь, ты у меня попросила ручку, а я тебе дал? Теперь дай списать контрольную.

(ага, если тебе помогли, с тебя обязательно потребуют возврата)

 

- Сестренка, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- Врачом!

- Да какой из тебя врач! Что ты!

(ага, мои желания – неуместны)

 

- Мама, а что ты хочешь на день рождения?

- Ничего не хочу.

(ага, желать – неправильно, правильно – не желать)

 

Гипотеза подтверждается.

Дальше известно что: вырастает изначально мёртвый механический человек без искры в глазах. Он приходит на психотерапию и говорит:

 - Я ничего не хочу.

- Я не чувствую себя живым.

- Жизнь проходит, а ничего не происходит.

- Что воля, что не воля – все равно…

 

Что произошло? В детстве у человека сформировалось убеждение, согласно которому он жил. И дожил до чего-то очень нехорошего для себя.

Что делать? Нужно это убеждение найти и поменять его на какое-то другое.

 

ИСТОРИЯ

Приходит человек на психотерапию и говорит:

 - Я ничего не хочу.

 

Удобно в работе использовать четыре аспекта:

1) Образ (дистанцирует, добавляет степеней свободы, ведь клиент рассказывает не о себе, а о картинке);
2) Эмоции (ниточки, соединяющие нас с жизнью);
3) Мысли (вербально легче всего поймать убеждение);
4) Тело (то, что заземляет; то, что ощущает(ся)).

 

Шаг первый: проблемная ситуация

 - Дайте этому образ.

- Чернота. Сидит человек в комнате без окон, без дверей. Человек на коленях, голова опущена.

- Вы смотрите на этого человека, что вы чувствуете?

- Ничего.

- А что еще?

- Ну, он меня раздражает… Так и хочется взять и потрясти его.

- Раздражение. Что еще?

- Ну, мне его жалко. Хочется плакать.

 

- Что он думает? Какие у него убеждения?

- «Всё кончено», «Ничего нельзя изменить», «Никто никогда не поможет».

От игрушечной лошадки к апатии Методика работы с убеждениями

 

Шаг второй: флешбэк

- Попробуйте вспомнить, когда была похожая ситуация? С теми же эмоциями, мыслями? Когда была чернота? Раздражение? Жалость?

- Да не было ничего такого…

- Попробуйте.

Долго ли, коротко ли, клиентка вспомнила игрушечную лошадку, за которую ее жутко ругали. Она тогда забилась под кровать и рыдала взахлеб. Она не могла понять – за что? За что папа с братом на нее кричат? Почему папа пытается выковырять ее шваброй из-под кровати, больно тыкая в бок? Ведь она просто попросила игрушку, и мама ее купила -  значит, согласилась с ее желанием. Почему же сейчас она не вмешается? Не защитит?

 - Что она чувствовала?

- Была в отчаянии… Ей было страшно…

 

- Что думала?

- «За что?», «Почему мама не заступается?», «Помогите!».

 

- Что ощущала?

- Она задыхалась от слез. Было тяжело дышать. Было больно в боку.

 

- Какой вывод сделала эта девочка?

- Чтобы было безопасно (чтобы тебя не трогали, чтобы не орали) нужно ничего не хотеть!!

 

Шаг третий: показать другой вариант

- Вот вы смотрите на маленькую девочку, которая рыдает под кроватью. Если бы вы могли войти туда, чтобы вы сделали?

- О! Я бы разбила швабру об голову отца! Прогнала бы всех к чертовой матери! Заползла бы к девочке под кровать. Подождала бы, пока она успокоится…

- Что бы вы ей сказали?

- «Твой отец был не прав!», «Ты имеешь право хотеть игрушку!», «Ты имеешь право получить ее и радоваться этому!» «Ты ничего плохого не сделала!», «С тобой все в порядке!», «Я всегда тебе помогу и всех прогоню!».

 - И что девочка?

- Успокоилась. Затихла. Я обняла ее.

 

- Какое убеждение сформировалось у нее сейчас?

- Ну… «Папы иногда орут, папы иногда ведут себя как идиоты». «Ор можно пережить». «Желать нормально», «Желания напрямую не связаны со скандалом».

- Что-то еще?

- Не знаю на счет девочки, но я поняла вот что: я-то могу к ней прийти. Всегда. И защитить.

- Как вам это?

- Мне легче…

 

Шаг четвертый: идеальная ситуация

- Вот эта девочка, с новыми убеждениями, выросла. Какая она? Как выглядит? Что думает? Что чувствует?

- Она… спокойная, красивая. Глаза лучистые. Спина прямая. Думает, что… «Эге-гей, прокачу!», «Дайте мне горы, буду их сворачивать»!

- Как вам этот образ? Что чувствуете, что думаете? Как ощущаете себя?

 

С чем после сессии уйдет клиент?
- С одной веткой жизни (со старым убеждением, эмоциональным наполнением, образами);
- И с другой веткой жизни. Как можно было тогда подумать, какие выводы сделать. С новым образом, к которому можно будет прибегать.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конечно, все гораздо сложнее.

Но общая схема такая: убеждение и нынешняя ситуация как результат – поиск корней убеждения – «вхождение» в прошлую ситуацию, ее изменение – «проживание» новой жизни – новый образ ситуации (как результат другого убеждения).
Через образы, эмоции, мысли и тело.

 

P.S.

Из классиков можно почитать А. Эллиса.

Из современников И. Канифольского.



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Выдался сложный год и вы думаете, что ничего ресурсного в нем не было? А если найду?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Мама, знаешь, за что я тебя люблю? За то, что ты не читаешь мою переписку!
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ну кто тебе сказал, что я ничего не хочу?
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь