|
От игрушечной лошадки к апатии. Методика работы с убеждениямиАвтор статьи: Олеся Русак
ПРЕДЫСТОРИЯ Гипотеза: в какой-то момент времени (чаще всего в детстве) с человеком происходит некая ситуация, из которой он выходит с определенным убеждением. Например, девочка лет 3-4 хотела игрушку, нынче популярную в садике. Попросила маму купить. Мама возражала, пыталась вразумить, но в итоге купила. Ура! Ура! Девочка получила желаемое и рада. Но вот, мама с дочкой пришли домой, девочка показала покупку папе. А папа закатил скандал из серии: НАФИГА ДЕНЬГИ НА ЕРУНДУ ТРАТИТЬ! ЧТО СТАРАЯ, ЧТО МАЛАЯ – ОБЕ ДУРЫ! Папа орет, девочка плачет, мама молча в сторонке переживает вину и перед дочкой, и перед мужем. Выводы 3-хлетнего ребенка: - если я получаю, что хочу: а) я – дура, б) на меня будут орать; - за мое желание папа орет не только на меня, но и на маму; - мама купила мне игрушку, но почему-то мама меня не защищает. Гипотеза: желать – неправильно, стыдно, опасно. Дальше ребенок растет с этим убеждением, уверенный, что только так и бывает, что только так и правильно. Да и жизнь время от времени подкидывает подтверждения: - А помнишь, ты у меня попросила ручку, а я тебе дал? Теперь дай списать контрольную. (ага, если тебе помогли, с тебя обязательно потребуют возврата)
- Сестренка, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - Врачом! - Да какой из тебя врач! Что ты! (ага, мои желания – неуместны)
- Мама, а что ты хочешь на день рождения? - Ничего не хочу. (ага, желать – неправильно, правильно – не желать)
Гипотеза подтверждается. Дальше известно что: вырастает изначально мёртвый механический человек без искры в глазах. Он приходит на психотерапию и говорит: - Я ничего не хочу. - Я не чувствую себя живым. - Жизнь проходит, а ничего не происходит. - Что воля, что не воля – все равно…
Что произошло? В детстве у человека сформировалось убеждение, согласно которому он жил. И дожил до чего-то очень нехорошего для себя. Что делать? Нужно это убеждение найти и поменять его на какое-то другое.
ИСТОРИЯ Приходит человек на психотерапию и говорит: - Я ничего не хочу.
Удобно в работе использовать четыре аспекта: 1) Образ (дистанцирует, добавляет степеней свободы, ведь клиент рассказывает не о себе, а о картинке); 2) Эмоции (ниточки, соединяющие нас с жизнью); 3) Мысли (вербально легче всего поймать убеждение); 4) Тело (то, что заземляет; то, что ощущает(ся)).
Шаг первый: проблемная ситуация - Дайте этому образ. - Чернота. Сидит человек в комнате без окон, без дверей. Человек на коленях, голова опущена. - Вы смотрите на этого человека, что вы чувствуете? - Ничего. - А что еще? - Ну, он меня раздражает… Так и хочется взять и потрясти его. - Раздражение. Что еще? - Ну, мне его жалко. Хочется плакать.
- Что он думает? Какие у него убеждения? - «Всё кончено», «Ничего нельзя изменить», «Никто никогда не поможет».
Шаг второй: флешбэк - Попробуйте вспомнить, когда была похожая ситуация? С теми же эмоциями, мыслями? Когда была чернота? Раздражение? Жалость? - Да не было ничего такого… - Попробуйте. Долго ли, коротко ли, клиентка вспомнила игрушечную лошадку, за которую ее жутко ругали. Она тогда забилась под кровать и рыдала взахлеб. Она не могла понять – за что? За что папа с братом на нее кричат? Почему папа пытается выковырять ее шваброй из-под кровати, больно тыкая в бок? Ведь она просто попросила игрушку, и мама ее купила - значит, согласилась с ее желанием. Почему же сейчас она не вмешается? Не защитит? - Что она чувствовала? - Была в отчаянии… Ей было страшно…
- Что думала? - «За что?», «Почему мама не заступается?», «Помогите!».
- Что ощущала? - Она задыхалась от слез. Было тяжело дышать. Было больно в боку.
- Какой вывод сделала эта девочка? - Чтобы было безопасно (чтобы тебя не трогали, чтобы не орали) нужно ничего не хотеть!! Шаг третий: показать другой вариант - Вот вы смотрите на маленькую девочку, которая рыдает под кроватью. Если бы вы могли войти туда, чтобы вы сделали? - О! Я бы разбила швабру об голову отца! Прогнала бы всех к чертовой матери! Заползла бы к девочке под кровать. Подождала бы, пока она успокоится… - Что бы вы ей сказали? - «Твой отец был не прав!», «Ты имеешь право хотеть игрушку!», «Ты имеешь право получить ее и радоваться этому!» «Ты ничего плохого не сделала!», «С тобой все в порядке!», «Я всегда тебе помогу и всех прогоню!». - И что девочка? - Успокоилась. Затихла. Я обняла ее.
- Какое убеждение сформировалось у нее сейчас? - Ну… «Папы иногда орут, папы иногда ведут себя как идиоты». «Ор можно пережить». «Желать нормально», «Желания напрямую не связаны со скандалом». - Что-то еще? - Не знаю на счет девочки, но я поняла вот что: я-то могу к ней прийти. Всегда. И защитить. - Как вам это? - Мне легче…
Шаг четвертый: идеальная ситуация - Вот эта девочка, с новыми убеждениями, выросла. Какая она? Как выглядит? Что думает? Что чувствует? - Она… спокойная, красивая. Глаза лучистые. Спина прямая. Думает, что… «Эге-гей, прокачу!», «Дайте мне горы, буду их сворачивать»! - Как вам этот образ? Что чувствуете, что думаете? Как ощущаете себя?
С чем после сессии уйдет клиент? - С одной веткой жизни (со старым убеждением, эмоциональным наполнением, образами); - И с другой веткой жизни. Как можно было тогда подумать, какие выводы сделать. С новым образом, к которому можно будет прибегать.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Конечно, все гораздо сложнее. Но общая схема такая: убеждение и нынешняя ситуация как результат – поиск корней убеждения – «вхождение» в прошлую ситуацию, ее изменение – «проживание» новой жизни – новый образ ситуации (как результат другого убеждения). Через образы, эмоции, мысли и тело. P.S. Из классиков можно почитать А. Эллиса. Из современников И. Канифольского. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|