ПКБ 5.5. Как посмотреть на проблему из будущего: проблеммейкинг

Автор статьи: 404

Тогда мысль и развивается‚ тогда и

становится свободною‚ когда её

всемерно угнетают и преследуют

Лев Карсавин

 

О‚ несчастье! Оно является опорой счастья.

О‚ счастье! В нём притаилось несчастье.

Лао­Цзы

 

Примечание: мы задумывались об идее создания искуственных трудностей (в 2006-2008 годах, во время работы в крупной организации, где problemmaking весьма широко, но, наверное, неосознанно применялся), скорее, как о шуточной науке (это видно из этого раздела), вроде Законов Мерфи. Само понятие родилось в дружеском общении коллег. Однако, к нашему восторгу, на высочайшем уровне "идеология" создания трудностей прорабатывается и излагается в книге проф. А.Н. Поддъякова "Компликология", 2012 г. [314]. Видимо и правда - идеи витают в воздухе.

 

Проблеммейкинг является концепцией и искусством создания искусственных проблем в различных ситуациях, и поиска выходов из сложившейся ситуации с целью получения определенной выгоды или удовлетворения (эффективность и удовлетворенность личности или группы). Самое сложное время, некая "ловушка" для развития, возникает именно тогда‚ когда основные задачи решены, цели в основном достигнуты, а стратегический план и перспективы на будущее - опустошены. Образ достижения (образ будущего), а также прогнозирование в данной ситуации находятся на низком уровне. Что же делать? Вступает в дело "осознанная антицпационная деятельность". Необходимо подмечать возникающие затруднения и превращать их в настоящие проблемы! Вспомним, что знаменитые липучки "Post-It" были изобретены человеком, у которого на столе постоянно находилась кипа неразобранных бумажек‚ а корректирующая замазка для печатных машинок – секретаршей, у которой были серьезные проблемы с правописанием. Более того, можно заметить, что многие проблемы имеют самостоятельное значение независимо от их решения. Ведь Лобачевскому пришло в голову, смотря на рельсы, не просто идти по ним (и убедиться в том, что они не пересекутся), а подумать об этом, изобрести проблему, и заняться ее доказательством!

Создавая идеальный, фантазийный, оторванный от реальности, образ будущего, мы "перепрыгиваем" через ограничение актуального восприятия, а также создаем соответствующую эпистемическую ситуацию, в которой уже заложена возможность решения проблемы. Иронически говоря, чтобы понять, достаточно ли проблема значима, можно воспользоваться такой гипотезой: проблема "наивысшего уровня" не имеет ответа на вопрос «Зачем это нужно?», это уже некая сверхпроблема, решения которой может и не быть. Здесь, конечно, есть не только доля шутки, но и доля здравого смысла - человечество вряд ли изначально представляло себе ответ на такой простой (для нас) вопрос, как "зачем человеку летать по воздуху". Чтобы "Быть как солнце"? Зачем?..

Проблеммейкинг наиболее успешен как групповая деятельность (ср.: мозговой штурм). При этом в группе, по нашим наблюдениям, могут быть выделены определенные процессные роли (не совсем вписывающихся в традиционные классификации), например:

  • ­ проблеммейкер (создатель проблем);
  • ­ проблем-стоппер (регулятор-ограничитель создания проблем);
  • ­ хаотик (неудержимый создатель хаотических движений группы);
  • ­ хаос-стоппер (ограничитель создания хаоса), и др.

По нашим наблюдениям, для поддержания системы в энергичном состоянии, необходимо наличие определенного количества участников группы, роли которых соответствуют перечисленным (расчет варьируется в зависимости от актуального состояния, целей и ситуации в группе).

Не стоит забывать шутливый философский принцип: предоставленные самим себе‚ события имеют тенценцию развиваться от плохого к худшему (следствие "закона Мерфи"). Поэтому и необходимо не только контролировать выполнение процесса‚ но и прилагать усилия к выявлению (или даже созданию) новых проблем. Методологически‚ это наиболее выгодный и быстрый способ оптимизировать процесс (систему). Проблематика же может быть заложена и поставлена как цель - через продуманное описание образа будущего, более доступного или, наоборот, труднодостижимого.

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 108
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь