|
Психология Н. А. Бердяева и экзистенциальный анализ в контексте логотерапии В. ФранклаАвтор статьи: Амосов Андрей Витальевич
Прежде всего хотелось бы немного вспомнить то, о чем писал русский Философ Н. А. Бердяев. Одной из центральных идей - его понимание истории. Без этого невозможно будет понять то, о чем будет написано ниже. В истории у Н. А. Бердяева есть начало и есть конец. Поправлюсь на то, что Н.А. Бердяев все же христианский философ. Поэтому началом истории философ считает грехопадение человека: в тот переломный момент, когда произошло грехопадение человек, был изгнан из рая и ввергнут в царство необходимости. Тогда и началась история рода человеческого. Вот как описывает это сам философ, - « Началось дело осуществления лжебытия, началась трагическая история мира, в основу которой было положено преступление. Основа истории – в грехе, смысл истории – в искуплении греха и возвращении творения к Творцу, свободном воссоединении всех и всего с Богом, обожении всего, что пребывает в сфере бытия, и окончательном оттеснении зла в сферу небытия.». Конец истории это по Н.А. Бердяеву установление царства божьего на земле. Достигнуто это может быть жертвенностью и свободным выбором человека. На этом вопросе я не буду останавливаться подробно: он лишь отдаленно относится к тому, что я хочу написать, и потом согласитесь, конец истории является предметом веры, а в какой конец верить, каждый решает сам, это тоже дело свободного выбора. Как я уже написал, наш мир является царством необходимости и логики. А в царстве необходимости и логики нет места чуду. Мы помним, человек смертен и внезапно смертен, как говорил небезызвестный всем персонаж М. Булгакова. В этом тоже есть логика и это является следствием изгнания из рая. Чтобы не принимать чисто христианскую позицию, я предлагаю называть царство, из которого был изгнан человек духовным измерением. В этом духовном измерении есть место чудесам и там не работают законы логики. В качестве примера Н.А. Бердяев описывает чудеса сына божьего, который их творил повсеместно, показывая всем заставшим то время относительность земных законов. В философии и психологии В. Франкла человек описывается как непознаваемое существо. Такие науки, как медицина, психология и физиология описывают лишь отдельные грани этого обширного феномена, но не могут объяснить человека целого. Медицина и физиология ограничиваются лишь материальным. Психология же местами пытается держать баланс между материальным и духовным, но пока, к сожалению, тоже не может ответить на вопрос, что есть человек целостный. Современное познание человека В. Франкл сравнивает с отражением цилиндра на двух плоскостях. Обе плоскости отражают цилиндр, но каждая по своему: на одной из которых виден круг, а на второй прямоугольник. Это измерение, в котором существует цилиндр и есть измерение духовное, которое не могут увидеть ученые, а лишь отчасти могут прощупать философы. Поговорим о творчестве. Творчеству уделяют огромное внимание и В. Франкл и Н. А. Бердяев. Творчество по Бердяеву, это прерогатива бога: бог является творцом и бог в творческом акте создал мир. В этом человек близок к богу. Он тоже может творить. Творцы земные создают не только предметы искусства, вместе с этим они продолжают дело бога, позволяя каждому из нас, живущих на земле, прикоснуться к духовному измерению. По В. Франклу творчество является одной из ценностей. Если быть более точным, то речь идет о ценностях созидания. Созидая человек реализует себя, обретает смысл и развивается. По Франклу, человек может развиваться не только при помощи творчества но и при помощи отношения: человек может принять вызов, который бросила ему судьба в виде болезни и подобно Христу принять свою судьбу, проявив тем самым свою человечность. Говоря о философии В. Франкла, то в одной из его книг, «Сказать жизни Да», есть очень четкая иллюстрация духовного измерения. Это сближает его точку зрения с Н.А. Бердяевым. Действие этой книги, происходит одновременно в 2 измерениях: в духовном и материальном. Материальное измерение в данном случае – это история, которая разворачивается во время 2 мировой войны, в одном из концентрационных лагерей. Один из персонажей, Черный Ангел, попадая на землю начинает жить как человек, имеющий свою историю, семью и предков, но попадая обратно, он может смотреть на все это со стороны. В этом отражается взгляд В. Франкла на понимание времени и законов логики. Что это лишь категории, являющиеся атрибутами человеческого сознания, которые невозможно применить вне логического сознания человека. Так я попытался показать близость философии В. Франкла с Русским экзистенциализмом. Сам В. Франкл в свих работах мало упоминает русских философов, в его работах можно чаще увидеть ссылки на М. Бубера, что конечно дает взгляду В. Франкла определенную траекторию. Я знаком с философией М. Бубера отдаленно, но зато знаком с философией Н. Бердяева и считаю, что эту связь игнорировать также не стоит. Есть зарубежные психологи, которые читали Н. Бердяева и упоминали его в своих работах. Одним из таких психологов и философов был, Э. Фром, который в книге «Бегство от свободы» прямо ссылается на Н. Бердяева. Не стоит игнорировать и близкую, как мне кажется, связь философии позднего Н. Бердяева и философии М. Бубера, где философ пишет о мире объективации, но не достаточно много уделяет внимания именно взаимодействию личностей. К слову, говоря о духовном измерении, в котором не действуют законы логики, можно упомянуть и буддизм. В некоторых практиках адептам предлагается делать сложные визуализации, которые бывают подчас очень противоречивы. Это противоречие буддийские практики объясняют тем, что это все происходит в измерении, в котором законы логики не действуют. Это сближает экзистенциализм с другими религиями. Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|