Борьба за власть

Как-то звучит у меня нынче тема власти в семье на консультациях . Я не планирую осветить этот вопрос со всех сторон, а вот начать разговор было бы интересно. Может быть вы захотите дополнить, мне было бы интересно. 

Борьба за власть

 История

С. пришел по настоянию семьи. С первого взгляда  возникает  образ борца в схватке - агрессия, напряжение, пригнутая голова. Он "не представляет, чем ему может помочь психолог". С ним "все нормально". И я соглашаюсь, может дело не в нем, а в окружении. И раз он все равно тут, может быть стоит рассказать как он живет, как строятся его отношения с женой и детьми. "Никак". Далее следует рассказ о том, как трудно жить с "мужиком". Нет, у них традиционная семья, Жена - сильная женщина, и коня остановит, и в горящую избу полезет объяснять пожарным, что они не так делают. И как-то так получается, что в его семье у него нет никаких прав. Обязанностей, правда, тоже почти нет: "работа и все".  Но это его как-то "не радует". Жена иногда вспоминает о его наличии и тогда указывает, что он должен сделать. Раньше чаще просила, а теперь словно и не надеется. Если просит, он делает нехотя и "злится". Не очень понимает на что. Просто злится. Все время. Сначала сдерживается, потом орет. Он не принимает решений, и даже если принимает, жена легко может их отменить будь это решение о поездке на дачу или о наказании сына за проступок. Дети его не слушаются. Подросток шлет лесом, младший чуть что бежит жаловаться матери. Стоит ему что-то сказать, как они тут же смотрят на маму, словно ждут, что ОНА скажет: подтвердит или нет. а она довольна. "Ей это нравится".  Он ее "любит", но это "достало". У них все еще бывают хорошие моменты, но редко.

На этом наша встреча закончилась. С. остался доволен тем, что "понял, с чего бесится все время". Не знаю, вернется он или нет, но у меня появились мысли, которыми я решила поделиться, потому что история С. не специфическая, она знакома огромному количеству мужчин и женщин. Давай, разбираться

Власть

Юнг описывал чудесную пару архетипов (их действительно следует рассматривать в паре): Монарх и Ребенок (назовем их так, есть разные варианты переводов).

С позиции власти Монарх - это способность удерживать власть, оставаясь  и разумным, и могущественным.

Ребенок - это игра во власть, отсутствие ответственности (ни прав , ни обязанностей).

Нужно сказать, что упоение собственной властью (тиарния:)) - это нормальный процесс развития для каждого человека. Очень ранний период, сначала младенчество когда ты считаешь, что солнце всходит для тебя и мама принадлежит только тебе, потом разочарования, когда ты понимаешь, что есть еще кто-то, кого она любит (папа), потом конкуренция за ее внимание и любовь, где ты можешь выиграть и проиграть. И кто-то проходит через этот этап, а кто-то застревает научаясь определенным образом реагировать на "необходимость конкурировать" и "заслуживать любви".  Кто-то уходит в себя, телевизор, алкоголь, кто-то становится домашним насильником. Есть масса способов "победить". С. выбрал свой

Маленький принц: отказ от власти

Вспомним про эдипов комплекс, в основе которого борьба: за власть, за женщину... за собственную свободу и индивидуальность,  за возможность превзойти своего отца, за мечты, за право прожить свою жизнь, как хочется.  Борьба с отцом: с богом, с идеалом, с внутренними демонами. Сложная задача. И страшная, ведь если ты проиграешь, то можешь перестать быть мужчиной. Страх кастрации: реальной кастрации, которой боится 3-летний малыш и психологической, который более понятен взрослым людям.

Особенно сложная, когда рядом есть мама, для которой ты "сладкий маленький мальчик", который "хорошо кушает", "славно покакал", "ты главное учись сынок, остальное я сделаю". С ней не нужно конкурировать, она берет на себя все проблемы и заботы, и любит тебя безусловно. Именно такое представление об идеальной женщине может быть у младенца, и у человека с травматикой в раннем детстве.

И любой может выбрать: бороться ли ему с отцом или залезть под юбку к матери.

И наш герой отказывается от борьбы. Сбегает . а сбегание, между прочим это механизм защиты, примитивный механизм защиты. Оральная стадия развития: младенец  и грудь (мама).

Но с матерью есть нюанс: чтобы залезть к ней под юбку яйца  придется сдать иначе... (инцестуозная тема, в которую мы точно не станем углубляться).

Как ты понимаешь, отказываясь от борьбы победить невозможно. Можно лишь досадить отцу, показывая ему язык , кукишь, фак (всё весьма символично).

Король без королевства

Мальчик вырастет, станет мужчиной (?).  Вытеснит из памяти детсеие годы. Найдет работу где ему не придется бороться за выживание.  И рано или поздно лишится юбки матери. Задумается о женитьбе и пойдет на поиски приключений новой юбки: любящей, заботливой, нетребовательной "какмамы". Женится на этой "какмаме", и...

А может и сам станет этой "как мамой". И тут  уже всем понятно , что золотой ключик от шкатулки с мужским достоинством висит на шее у "какмамы" где-то между левой и правой грудью.

А под юбку уже не хочется: отца нет, бояться некого, дразнить тоже. И на свободу "хоцца". Возникает внутренний конфликт: старая структура мальчика-подъюбника и новая  мужчины-престолонаследника встречаются. Но соперники равносильны. Снаружи это выглядит как вспышки бунта- крики, попытки вырваться, разрезать пуповину и сепарироваться таки от мамы  (от "какмамы"). Эти попытки сменяются апатией, отупением, депрессией: "Никуда ты от мамочки не денешься. Не сопротивляйся. Делай, что говорят". Или более глубинным "Мать у тебя одна"

Долго ли можно терпеть внутренние конфликты? Годами. Возникает эмоциональная истощённость и отупение: речь идет  о состоянии, где чувства частично или полностью заморожены. "Я не чувствую себя счастливым". " я только злюсь и все". Т.е. человек может ходить, говорить, смеяться, не испытывая радости, и делать еще кучу механических вещей много-много лет.

Что  этим делать

Признать проблему. Как ты помнишь, С. пришел с мыслью что, "с ним все в порядке", проблема во вне. Проблема в жене, в детях, в дорогах и дураках. И да, дураки и дороги - это проблема. Но не проблема С.  А у него "все нормально", он привык. Часто, только трагедия,  стимулирует человека к активным действиям. Печально, но так происходит.

С. ушел, а я задумалась, как могло бы выглядеть то, что происходит у него внутри. И мне вспомнился фрагмент картины Репина. 

 

Как и всегда буду рада вашим комментариям: мыслям, чувствам, воспоминаниям.

 Оригинал статьи взят с моего сайта 



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь