|
Назовите это семейной проблемой. Наркозависимость.Автор статьи: Чубаркин Артур Владимирович
Статья впервые опубликована в 2000 году. НАЗОВИТЕ ЭТО СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМОЙ. Наркомания буквально захлестнула Тольятти, Так, пробовавших и употребляющих наркотики в вузах нашего города - около 50%, в ПТУ- 70%, на производстве ВАЗа (среди молодежи) - до 70%, К сожалению, у большинства из нас существует облегченное представление об этой угрозе: у подростков - в силу их психологического негативизма (« Я не такой, как все! Со мной ничего не случится, это другие - лохи!»), а у их родителей - из-за боязни усомниться в своей непогрешимости, обнаружить формальность отношений в семье... А между тем именно кризис семьи - один из первейших факторов «заражения», считает известный психотерапевт Артур Чубаркин. Ему слово. Наркотик — это кризис семьи, семейной программы. И если родители этого не поймут, они ничем не смогут помочь ни себе, ни своему ребенку. Здесь важно не уйти в другую крайность - в переживания, в чувство вины, которое обернется опять же ничегонеделанием. На фоне этих внутренних глубоких проблем уговаривать, получать обещания «больше не буду» - все равно, что договариваться с зомби, в которого вселился инопланетянин. Ведь если человек не смог отказаться от наркотика в первую - вторую встречу, он уже тогда был слабее его, а сейчас тем более. Прежде, чем взывать к личности, которой еще нет, надо ее вырастить, воспитать, и тогда сама Личность сделает Выбор. Факторы риска. ...Не будем искать крайних: ЗАБОЛЕВАНИЕ НАРКОМАНИЕЙ ПОЛИЭТИОЛОГИЧНО! Помните, что нужно, чтоб выросли грибы? Грибница, почва, влага, сезон, тепло... Так и с наркоманией. Чем больше факторов складывается вместе, тем больше вероятность, что к моменту встречи с наркотиком человек не сможет сказать: «Мне это не нужно.» Поговорим о каждом из факторов. Первый. Особенности подростковой психологии. Лет до 10-ти дети верят родителям на слово. Примерно, с одиннадцати по законам психологического развития ребенок входит в период возрастного негативизма, стремится все проверить, сделать наоборот. Подросток начинает видеть своих родителей в реальном свете. Он замечает их ошибки, и там, где слова расходятся с умением, намерения - с действиями, - свергает родителей с пьедестала. Здесь за просто так авторитет не сохранишь... Надо уметь, а не говорить, действовать, а не рассуждать. В этот период устои семьи проверяются на истинность, значимость. И часто этой проверки не выдерживают, особенно, когда задетые родители пытаются удержать свою (« Яйца курицу не учат») и, забывая о мудрости, начинают воевать с ребенком, лишая его своей родительской поддержки, благословения ( « Раз ты к нам так, ты нам не сын.»). И тогда дети лишаются внутренней опоры на то, что уже впитали в семье ранее, и ступают на ненадежный путь САМОУТВЕРЖДЕНИЯ. Желая доказать, что он « не такой, как все», человек переступает грань, за которой СНИЖАЕТСЯ ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ. Это все равно что, сидя в окопе в Чечне, на спор высунуть голову под пули. А можно еще и каску снять... Ситуация становится критической, если человек не научен принимать «Нельзя» там, где это действительно нельзя (« Не суй палец змее в рот»). К моменту наступления подросткового возраста ребенок должен четко разграничивать, где «нельзя» незыблемо, а где можно экспериментировать, рискуя только обжечься. Иначе вступает в свои права детское любопытство. Помните: « Запретный плод сладок»... Чем больше запрета и тумана, тем больше хочется попробовать. В 11-14 лет от семьи с ее « нудными» родителями ребенок скорее кинется туда, где его « понимают», где можно быть самим собой, с удовольствием демонстрируя заявку себя на Личность, - в подростковую «тусовку». Но здесь живут групповые нормы, и надо им соответствовать, не быть «белой вороной». Там, где в группе наркотик - нормa, вероятность стать наркоманом 100%. Там, где наркотик в группе допустим, но не обязателен – 50%. Сейчас в городе сложилась ситуация, где спокойно принимается наличие в группе наркомана - «Это его личное дело». Если подросток вырастает, сумев « не подсесть» (« повезло» или было что противопоставить - внутренний стержень), в 15-16 лет он проходит одиночества (« Меня никто не понимает»), становясь белой вороной и среди «своих». Годам к 16-ти происходит открытие: «Я такой, как все. Это я не понимаю других. Мне никто ничего не должен». Человек начинает принимать родителей, возвращается к ним, укрепляя свою Внутреннюю Опору. В этом случае можно считать, что опасный период пройден. Если родители все понимают, принимают и Умеют Любить -переходный период проходит легче и менее болезненно. Но чаще молодой человек так и «застревает» в подростковом периоде. И тогда в группе риска по наркотизации рядом оказываются и одиннадцатилетние дети, и люди взрослые по паспарту, но затормозившие этом психологическом возрасте. Поэтому я выделяю второй фактор - психологический инфантилизм как несовпадение фактического и психологического возраста. Чем отличается 6-летние ребенок от взрослого человека? В 6 лет: « Мне должны все, все ради меня, за меня отвечают другие, понимайте меня, любите меня, ищите ко мне подход. Ах, не ищите? Обижусь, рассужусь, сделаю назло. Пусть мне, но и вам будет хуже». Зрелая личность (в 16 и старше) говорит иначе: «За свои ошибки отвечаю я сам, от меня все зависит». Каждый год после шести лет - как ступенька: учит не обижаться, учит воплощать намерения в результаты, достигать целей. «Застрял в подростках» - нет результатов, ищу виноватого, хочу получить облегчение без поиска, без действия. Если это облегчение с первого раза дал наркотик - иду этим путем. Формируется психологическая зависимость. Третий фактор: формальная семья. Семья, где давно пропало тепло, где забота о хлебе насущном и уборке в квартире вышла на первое место (это легче). Формальная семья - это та, где родители выбрали возможность оправдать себя, снять ответственность: «Все так живут, не выноси сор из избы, слово родителя - закон; виновато государство, время, коммунисты, новые русские, школа.» Где же здесь Любовь? Ее подменили Заботой. Мамы, в угоду Тревоге, оберегают, потворствуют или, наоборот, запрещают, путая понятия «тревожиться» и «любить». В формальной семье, обесценивая «мужчину», мужа (а в ребенке от этого теряется уверенность, устойчивость), женщина нарабатывает в себе его мужские качества, теряя сама (и погубив их в ребенке) прекрасные женские - гибкость, мудрость. Кто нанесет своему ребенку больше вреда и оттолкнет, потеряет его в его подростковом максимализме? Прежде всего тот родитель, который не умеет любить, но ни за что не признается себе в этом. А значит, не начнет меняться, не начнет сочувствовать, не найдет дорогу к тому, что называется Помощью и Поддержкой, если ребенок уже шагнул за грань. Четвертый фактор: фальшивые моральные ценности общества, лишь использующие человека, но не направленные на его самореализацию. И вытекающие отсюда сложности формирования своей собственной (внутренней) нравственности. В нашем недавнем прошлом общественное не только ставилось выше, но даже противопоставлялось (!) личному, т.е. индивидуальному. Мораль была (и осталась) бичом, подстегивающим стадо. Принять себя и любить себя при этом невозможно. А как вам устойчивое противопоставление духовного и телесного" Кому хочется быть буридановым ослом и потерять силы во внутреннем конфликте?.. И, наконец, пятый фактор - легкодоступность наркотика. Мифы и реальность. Вокруг наркотиков уже сложились мифы, то есть несоответствующие реальности мнения:
Наркотик - это кризис семьи, семейной программы. И если родители этого не поймут, они Царем не смогут помочь ни себе, ни своему ребенку. Здесь важно не уйти в другую крайность - в переживания, в чувство вины, которое обернется опять же ничегонеделанием. На фоне этих внутренних глубоких проблем уговаривать, получать обещания « больше не буду» - все равно что договариваться с зомби, в которого вселился инопланетянин. Ведь если человек не смог отказаться от наркотика в первую-вторую встречу, он уже тогда был слабее его, а сейчас тем более. Прежде чем взывать к личности, которой еще нет, надо ее вырастить, воспитать, и тогда сама Личность сделает Выбор.
Тепло ли вашим детям? С чего начать? Если ждать, пока ситуация заставит «шевелиться» наше государство - все сегодняшние наркоманы уйдут в небытие... Можно, конечно, сделать так, как решали проблему в одном из вузов Самары: построили отдельный туалет для преподавателей, чтобы те не пересекались с реальностью. Но у них вообще другие задачи. Реально же повлиять можно только через себя и свою семью. Если наркотик еще не подмял вашего ребенка - не успокаивайтесь. Посмотрите, тепло ли вашим детям, с радостью ли бегут они домой, не отталкиваете ли вы их родительскими амбициями, не бережете ли вы своего ребенка от лишней ответственности. Ребенок-наркоман - это ваш кризис как родителя. Объедините весь семейный потенциал. Соберите семейный совет. Не успокаивайтесь обещаниями. И никаких упреков вроде: «Я из-за тебя здоровье угробила»... Не замыкайтесь в своей проблеме, вокруг много людей с такой же проблемой. Беда почище войны уже вошла в ваш дом, а значит следовать принципу «Не выноси сор из избы» - непозволительно! Ваши дачи, стройки, машины уже никому не будут нужны, если вы ничего не измените в семье... Первая реальная задача - помочь ребенку, предложить ему то, ради чего стоит «вылезать», - стимул. Следующий шаг - пройти детоксикацию, снизив физическую зависимость. Это можно сделать в специализированных учреждениях анонимно. Вариант спрятаться на полгода в тайге, деревне - не поможет. Ведь в город он возвращается прежним, не изменившись. А если вы еще и контролировали его против его желания, то внешний контроль еще больше снимает ответственность с наркомана за результат («Кому надо, тот пусть и лечится... ») Очень важно пройти психологическую реабилитацию всей(!) семье созависимых - так называют близких и родных наркоманов - это резко увеличивает шансы услышать наконец друг друга и вместе поискать выход. Для наркоманов со стажем лучше пройти курс в кризисных центрах закрытого типа, где реабилитация длится от полгода и больше (к примеру, центр «Воскресение» в Федоровке). Это дает возможность вырваться из привычного круга общения, подталкивающего к наркотикам (а без отказа от этого круга реабилитация неэффективна!), поместить себя в условия, где можно заново обретать смысл жизни, становиться другим человеком с помощью специалистов. тренируя устойчивость к стрессам. Здесь за невозможностью поступления наркотика следят сами уже умеющие не употреблять наркоманы, существует система наставничества. И здесь никто не сделает за наркомана то, что он должен сделать сам. Учиться плавать нужно самому, опираясь только на помощь тренера. После реабилитационного центра необходимо продолжать психологическую работу, опираясь на поддержку семьи, психотерапевтов и неупотребляющих наркоманов, отказавшись от прежнего окружения. Здесь наша роль уже будет иная: после искусственной среды, « костылей» кризисного центра - помочь адаптироваться к реальной жизни, стать на ноги, занять свое место в обществе, найти работу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|