Куда девается энергия? (Убеждения, которые нас ограничивают и лишают энергии).
Ярко бросается в глаза резкий контраст между детской жизнерадостностью (спонтанной, необузданной, стихийной энергией, которую сравнивают с "вечным двигателем и прыгателем"), и взрослой усталостью от жизни (созерцательной, энергосберегающей позицией, когда, казалось бы, есть все для более менее благополучной жизни, но ощущения радости нет).
С одной стороны, я не думаю, что взрослые осознанно желают быть размеренными и постоянно усталыми, намеренно выбирают быть несчастными. А с другой стороны, интересно разобраться как работает этот механизм перехода от спонтанной радости к вечной усталости).
Сразу скажу, на научность не претендую, просто хочу поделиться размышлениями и наблюдениями на эту тему.
Я думаю, что дети очень приближены к природе, к естественному течению энергии, их жизнь ещё окончательно не трансформировалась общественными правилами и традициями. Дети ещё не знают "как надо", а от того действуют исходя из внутренних ощущений (они едят, когда чувствуют голод, а не когда пришло время, играют, спят, кричат, когда вздумается).
Дети свободно могут проявлять все свои чувства, от радости до ярости, от любви до ненависти, свободно проявляют интерес к противоположному полу и реализуют его.
До тех пор пока не узнают, "что так нельзя".
Постепенно, чтобы соответствовать всем "нельзя" и "не желательно", ребёнок учится подавлять свои порывы, питаться, спать, играть, учиться по расписанию.
С развитием навыков, у ребёнка возникает навык саморегуляции, он учится сдерживать свои чувства и желания.
С точки зрения воспитания и этикета- это прекрасно.
А с точки зрения философии радости жизни- не очень.
Ограничивающие убеждения возникают с каждым новым переходом на следующий этап развития, в период освоения новой социальной роли. С каждым переходом появляются все новые "нельзя" и ограничения.
Роль учащегося, роль взрослеющего юноши или девушки, роль абитуриента, роль студента или военнослужащего, роль старшего брата или старшей сестры, роль лучшей подруги или друга, роль молодого специалиста, роль молодого супруга, роль молодой мамы, роль жены, роль главы семейства, роль бабушки, роль директора, роль служащего серьезной организации и т.д.
На каждом этапе создаются все новые правила игры, и новые убеждения.
Чтобы соответствовать каждой из ролей мы выбираем новый образ жизни, который помогает нам адаптироваться к этой роли, быть успешными в ней, но так или иначе сами ограничиваем наше существование. Мы сами задаём себе рамки и ограничивающие убеждения.
И как обратную сторону успеха или успешной социальной адаптации мы получаем: усталость, разочарование, апатию.
Многие из чувств и желаний пришлось подавить в угоду главной цели- освоению роли. Отсюда недовольство, депрессии, усталость от жизни (от "такой" жизни).
Но самое интересное, что только в должностной инструкции чётко прописаны обязанности служащих организации.
А у всех других ролей инструкции не прописаны. И мы сами их придумываем и выполняем.
Каким то образом, мы сами создаём себе настолько неудобные условия для жизни, что чувствуем от неё усталость.
Зачастую мы сами предъявляем к себе те требования, которые нам же и мешают.
Не все правила нужны, а также не все правила мы усваиваем верно.
Прилежные ученики не обязательно должны оставаться прилежными за стенами школы. Глава семейства не обязан нести ответственность за всех, а вправе делегировать полномочия. Молодая мама не обязана всю жизнь просвещать ребёнку, и забыть про себя, мужа и свои интересы.
Да, какими-то функциями мы не можем пренебречь, но терять свою индивидуальность полностью, это и есть лишить себя радости жизни.
Ярко выражать себя и свои чувства можно за пределами официальной работы или роли.
Многогранность- это то, что мы забываем в себе ценить. Мы ценим себя за конкретные заслуги, культивируем и развиваем только "хорошие" стороны и качества.
Но забываем, что все наши стороны "хорошие", просто не в каждой отдельной ситуации они уместны.
И для счастья и жизнерадостности важно не подавлять свои желания и чувства, а наоборот реализовывать, находить подходящее пространство для самовыражения.