|
К какому психологу лучше обратиться серьезно верующему человеку?Автор статьи: Мария Дамбис
Для некоторых верующих решение очевидно, однако из-за сложной реальности ответ на этот вопрос неоднозначен. Во-первых, потому что психологов с глубокими религиозными убеждениями относительно немного, во-вторых, потому что религиозность и психическое здоровье это не одно и то же. А, как известно, личность терапевта, в том числе и степень проработки его травм, может сильно влиять на психотерапевтический процесс. И если у психолога есть богословское образование, и он даже служит в церкви, то это не гарантирует принятие клиента и хотя бы минимальный уровень эмпатии на консультациях. В третьих, подход, который использует психолог, может являться не оптимальным для клиента. Приведу пример из своего опыта. Я ходила на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) к верующему психологу из протестантской церкви. И в результате качество моей жизни улучшилось. Однако полной удовлетворенности от терапии у меня не было, как и ожидаемого уровня исцеления. Из-за структуры моей личности КПТ оказалось для меня не достаточной. Хотя при этом я чувствовала абсолютное принятие со стороны психолога. Да и сочетание высокой доброжелательности и активного слушания было у этого специалиста выше, чем у остальных протестантских и православных психологов, у которых я была. Безусловно, схожие матрицы религиозных убеждений психолога и клиента могут облегчать процесс консультирования, так как есть больше взаимопонимания. Но даже в пределах одной конфессии/одного направления в христианстве взгляды на жизнь у верующих могут отличаться. Например, один христианин считает, что флирт это нормально, а другой верующий убежден, что это грех. Что будет, если два эти человека вступят в психотерапевтические отношения? Решение могут дать кодексы психолога.
Христианские психологи работают по-разному. Например, некоторые используют активно Библию в своей работе, размывая таким образом грань между психологической помощью и душепопечением. Другие специалисты намеренно избегают цитировать Священные писания, чтобы «своей кривдой не исказить Божественной правды» и направляют клиента к священнику, если тот хочет обсудить непонятные слова в Евангелии. А толкование священника может неудачно наложиться на невротическую почву клиента. Хорошо, что есть богословы, которые понимают важность психологических знаний. Один батюшка, с которым я общалась, в то время учился на факультете психологии и объяснял свое решение пойти учиться так: «потому что приходят ко мне прихожане за советом, а психологических знаний у меня не хватает». Так к какому же психологу лучше обратиться серьезно верующему человеку? По моему мнению, верующему сначала лучше поискать верующего психолога. А затем быть очень внимательным на первых консультациях: не указывает ли Вам специалист что делать и не навязывает ли своих суждений? Не употребляет ли он выражения «Вам надо/это недопустимо/плохие у Вас молитвы…». Чувствуете ли Вы, что он принимает Вас, что Вы услышаны? Может получиться так, что обратившись к психологу (например, по рекомендации знакомых), не считающим себя серьезно верующим, Вы получите эффективную психологическую помощь, если специалист с высоким уровнем профессионализма будет ориентироваться на Ваши идеалы и принципы, опираясь на Вашу систему ценностей. А возможно, и с верующим психологом у Вас сложится хороший психотерапевтический альянс. Чего и Вам желаю. То есть продуктивных психотерапевтических отношений :-). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|