|
Психология рун: в ожидании интеграции с наукой?Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Современная психология весьма продуктивно использует опыт традиционных и философских систем, колоритных обрядов и ритуалов, астрологии и практики Таро, тем самым способствуя постижению непознанного и таинственного. К накопленному в результате тысячелетий духовному опыту отношение пока неоднозначное. С одной стороны, ряд психологов приветствуют подобные нововведения, экспериментируя с разнообразными техниками, с другой стороны, иные коллеги не воспринимают серьезно такую работу собратьев по цеху, считая ее бессмысленной и даже глупой. Тем не менее, будучи историком-культурологом по первой специальности, я с благоговением отношусь ко всем духовно-мистическим ценностям человечества, к его сложным знаковым и семантическим, религиозно-философским системам. Поговорим о рунах. Тему рун я поднимала неоднократно. А вот о психологии рун еще писать не доводилось. Позволю себе небольшое лирическое отступление. Анализируя библиографию рун, я заметила, что к рунам весьма серьезно относятся мужчины, имеющие математическое образование. Именно в их среде часто появляются знатоки и исследователи рун, предлагающие нам свои научные статьи и монографии (А.Платов, О.Синько и др.). Напрашивается вывод о том, что несмотря на мистицизм и мифологичность рун, эти знаки представляют собой весьма четкую, последовательную, в определенной степени жесткую и лаконичную семиотическую систему, в которой чрезвычайно важно соблюдать "геометричность" и точность резьбы (начертания) 24 рунических символов.
Итак, собственно о психологии рун. Восприятие рун как продукта коллективного бессознательного, архетипа, удивительным и загадочным образом появившиегося в детстве человечества, является уже аксиомой. Отечественный исследователь О.А.Синько в своей книге "Руны и психология: матрицы и карма" отмечает:
По мнению российского рунолога А.В.Платова руны представляют собой одну из т.н. "замкнутых ассоциативных систем принципов":
Поэтому человеку, занимающемуся рунами, "необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипы и мифологемы" (А.В.Платов "Магические искусства Древней Европы"). Большой ошибкой является относиться к рунам как мантической, предсказательной системе или просто как к алфавиту. Руническое поле обширно и многогранно и вмещает в себя ряд направлений, как то: философия рун, мифология рун, руническое письмо, руническая волшба и даже руническая йога. Практически все исследователи-рунологи рассматривают Runemal (буквально - "Речь Рун") как работу подсознания и соответственно интерпретация рунических раскладов будет описательно-ситуативной, соответствовать состоянию вопрошающего. Например, выбирая три руны, можно проанализировать, какая ситуация сейчас, какая может последовать, оптимальный вариант развития событий (то есть необходимая для воображения мифологема). Руническая йога называется Stodhur. Это медитативные упражнения, во время которых практик принимает позу, напоминающее графическое изображение руны и пропевает звуковое произношение этой руны. Согласно культурологической и исторической науке, толчком к появлению школы рунической йоге послужил обнаруженные при раскопках в Дании в 17-18 вв. золотые рога. На них изображены человеческие фигурки в позах рун. Таким образом, руническое искусство представляет собой сложный философско-религиозный, культурно-психологический комплекс архетипов и мифологем. Знакомство с Футарком (собственно название рунического алфавита), постижение, осознание, ощущение этих знаков расширяет интеллектуальные границы личности. Постижение, прочувствование и Интерпретация рунических символов воплощена трех вариантах, взаимосвязанных между собой и выраженного в правиле "непротиворечивости противоречивого": 1. Принцип диады (соотношение Матрии и Духа, причем европейские рунологи и философы не видят выраженного противоречия в этом вечном "конфликтном" противостоянии, поскольку "Материя есть затвердевший Дух", а поэтому разница лишь в условиях, в состоянии, в котором находится сущность). 2.Принцип триады - динамичен и цикличен (это триединство рождения, жизни и смерти как перехода к новому рождению, соответствующее Созданию, Сохранению и Разрушению); 3. Принцип множественности (единства в многообразии) - от политеизма к единобожию, и наоборот. (Г.фон Лист, А.В.Платов, Э.Торссон и др.). Говоря о концепции личности в руническом учении, источники отмечают: Человеческое "Я" имеет характер божественный, а психофизиологический комплекс человека состоит из девяти элементов: 1. Физическое тело 2. Субстанция формы, связанная неразрывно с телом, тем не менее, она подчинена воле. Своего рода это - сила воображения. 3. Вдохновение - дар бога Хёнира. Чувственный опыт, на эмоциональном уровне - подъем из обычного, обыденного состояния на более высокий. 4. Дыхание жизни - дар Одина. Божественная искра, всепроникающая жизненная энергия, мостик к высшим уровням бытия. 5. Разум имеет три части - волевой акт, восприятие и познание. Он отвечает за аналитическое мышление, за сознание. 6. Память тесно связана с разумом. Это "кладовая всех тайн", по меткому выражению рунолога Э.Торссона. Совместная, гармоничная работа Разума и Памяти называется умом. "Разум обрабатывает внешние стимулы, что поступают из Памяти, а Память рефлексирует, пользуясь собственными бесконечными запасами" (Э.Торссон "Руническое учение"). 7. Душа - тонкое тело, это часть психики, которая при жизни индивида "пассивно принимает последовательность человеческих поступков", но вступает в игру лишь после смерти. Э.Торссон сравнивает Душу в Рунической Традиции с Тенью в аналитической психологии. 8."Двойник" - противоположная, светлая сторона Тени. Для мужчин он - женского пола, для женщин - мужского. Однако несмотря на снова сопоставимую с юнгианством особенность, в рунической традиции выделяется три формы проявления таакого "Двойника" - в человеческой, животной и геометрической. 9. Удача как концепция силы (личная сила, дух-хранитель, способность к перемене обличья).Это также коллективная сила (сравните с деей коллективного бессознательного). Стоит отметить, что в структуре рунической традиции личность также имеет две основы "Я" (эго) и "магическое эго" (Личность). Я совпадает с именем или именами человека. При определенных условиях усиливаются различные аспекты души человека, что способствует формированию новых "магических Я" в человеке, каждая из которых будет являться частью психофизиологического комплекса. Отсюда и понимание Нордической Традиции как философского и психологического знания, здесь и понимание принципа единства в многообразии и непротиворечивости противоречивого, в частности, происхождение рун связывается с актом инициации или жертвоприношения Одина самому себе. (см. Таинственные руны). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|