|
Щит от мираАвтор статьи: Строганова Елена Юрьевна
«Зрелость или психическое здоровье — это способность перейти от опоры на окружение и от регулирования себя окружающей средой к опоре на себя и саморегуляцию» Фредерик Перлз
На прием к психологу нередко приходят родители, жалующиеся на своих детей, которые «вообще ничего не хотят делать». Долго рассказывают о том, как они устали «тянуть» ребенка. И задают один и тот же вопрос: «Как Вы считаете, может быть мне резко прекратить его поддерживать? А пусть все делает сам!» В ответ на это в голове всегда всплывает картинка экстремального урока по плаванию: вывезти на середину реки и выбросить из лодки…считается, что ребенок испугается и поплывет… Отчего-то в народе бытует мнение, что это неплохой способ привить ребенку столь необходимый навык. Вот и в «море жизни» многие родители пытаются использовать данный экстремальный метод. И выглядит это следующим образом. С самого рождения за ребенка родители решают всё: что ему нужно или не нужно, не задумываясь о желаниях. Выращивается «удобный» в обращении ребенок, за которого не стыдно перед людьми. Желая защитить его от опасностей, решают все проблемы, ограждая от мира. И все ведь из благих намерений, всё же в «его» интересах. А затем, когда силы заканчиваются или в качестве наказания за неповиновение (что нередко встречается) ребенку объявляют: «А дальше сам! Решай, как будешь жить!» Откровенно говоря, жесткий контроль и постоянное подчеркивание того, от КОГО ребенок зависит, идет от сильной родительской тревожности: родители боятся потерять свой авторитет в глазах детей и лишиться рычагов воздействия. Но! Многие папы и мамы искренне убеждены, что именно так они заботятся о своих детях: ребенок должен быть полностью подотчетен, чтобы не наделал ошибок, за которые, естественно, должны отвечать родители. Вопрос: кого защищает взрослый: ребенка или себя, оберегая свой авторитет и переживая о том, чтобы Несмышленыш не наделал ему проблем? Если постараться, то можно достигнуть выдающихся успехов в воспитании «выученной беспомощности» у детей. И долго, довольно долго можно спать спокойно: ребеночек дома сидит, боится с места сдвинуться, ибо мир опасен. Мир, действительно, опасен. Но, мы в нем живем. Основная родительская задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в нём, опираясь, прежде всего на самого себя, оставаясь при этом своим детям внешней поддержкой и опорой, но не оградительным щитом. Для этого с самого рождения с пониманием и уважением необходимо относится к потребностям ребенка, не относясь к нему как к живой кукле. Желая почувствовать свою значимость и важность, родители старательно прививают детям мысли об их никчемности, беспомощности и не возможности добиться в этой жизни ничего без помощи родителей. Видимо, они не готовы встретиться со взрослением собственного ребенка, словно бы боясь конкуренции. Что могут чувствовать молодые люди, внезапно «выкинутые» в мир, с которым они не знакомы, да еще и установкой, что они ничего не могут и не умеют? По меньшей мере растерянность… Смогут ли они от страха «поплыть»? Вряд ли… Мало кто в подобной ситуации отважится «оторвать свой взгляд от берегов» и уверено отправиться в путешествие по жизни. Скорее всего, они постараются «прибиться» к какому-нибудь «берегу», даже не очень им полезному, и больше не двигаться с места. Детство – самая зависимая пора в жизни человека, но она заканчивается. И как её будут вспоминать уже подросшие люди, во многом зависит от взрослых, рядом с которыми они взрослели: как время проб и ошибок при знакомстве с этим миром или как тягостное бремя, наполненное страхами и тревогой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|